Ребенок боится собак советы психолога

Одни дети целое лето возятся в траве среди божьих коровок и кузнечиков, а другие начинают плакать от одного вида бабочки. Вместе с психологом Александром Покрышкиным разбираемся, откуда берётся страх насекомых и как помочь ребёнку, который панически боится всяких жучков-паучков.

Родитель должен выяснить, в чем причина такого поведения, почему у ребенка появляется страх.

Как передаются родительские страхи детям. Страх от родителей к ребенку: как избежать. Советы опытных психологов на сайте medalvian.ru.

Что делать родителям если ребёнок боится собак? Как помочь ребёнку побороть кинофобию в юном возрасте

Страхи родителей, которые передаются детям

Как родители усиливают страхи ребенка (или даже создают новые) и как с этим справиться. Для родителей дошкольников, младших школьников и специалистов, которые занимаются с детьми.

Страх не только оберегает нашу жизнь от опасности, но и способствует развитию эмоциональной сферы, ума, воображения, мотивации. Без этой базовой эмоции ребенок не научится заботиться о себе и о близких, не сможет оценивать свои возможности и ограничения, развивать волевые качества и даже достигать цели.

Иногда ребенок сам выбирает, чего бояться, иногда страхи родителей передаются их детям.

Для начала разберем, какие страхи помогают ребенку развиваться и познавать мир, а какие являются болезненными, могут укорениться надолго и мешают ему и всей семье.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Почему страхи укореняются в детях

Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.

Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.

Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:

  1. Травматическая ситуация или физическое насилие
  2. Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
  3. Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые

Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Слияние: «Твой страх — мой страх»
  2. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
  3. Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
  4. Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

— Мой сын боится собак!

— А вы как к собакам относитесь?

— Я их не боюсь и никогда не боялась.

— Опишите, как это происходит.

— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Ребенок страшно боится уколов. И вот пришло время очередной прививки.

Какой только подход к нему не применялся: уговоры и обещания сладостей, строгая интонация, обещания, что будет не больно, и правдивая информация, что будет больно, но совсем чуть-чуть, что мама будет рядом, угрозы, что потом будет хуже и уколов придется ставить гораздо больше.

Ничего не помогало, ребенок еще сильнее закатывался в истерике. Он не мог уйти, потому что в будущем уже маячили сорок уколов вместо одного, но и не мог решиться на такой шаг. Медсестра была в растерянности.

Тогда в дело вмешался доктор. Он резко подхватил мальчика, положил себе на колени и быстро сделал инъекцию. Все присутствующие замерли от неожиданности. Но надо было видеть, как на лице ребенка осталось только легкое удивление от того, как быстро и нестрашно всё произошло.

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение. Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания.

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.

Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же. Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

За гиперпротекцией обычно стоит родительская тревога. Для тревоги может быть много причин:

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.

Ребенок боится собак советы психолога

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В этой статье мы разберем кинофобию у детей.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Пока ребенок растет и познает мир, он порой испытывает не только положительные эмоции от изучения предмета, но и отрицательные. К последнему относятся возникающие в процессе познания окружающего мира страхи, которые впоследствии могут перерасти в хронические фобии.

В этой статье мы разберем кинофобию у детей.
Прежде чем начать борьбу со страхом, нужно выяснить причину, из-за которой он возник.

Возможные причины, почему ребенок боится собак:
— Пережитое нападение в прошлом.
— Свидетельство неприятностей, доставленных человеку собакой.
— Запугивания со стороны взрослых и/или неприятные истории, которые мог случайно услышать ребенок.
— Пугающий внешний вид животного (огромный размер, громкий лай, оскал).

Следует отметить, что дети до 3 лет боятся не самих животных, а громких звуков, которые они издают. По мере взросления такой страх исчезает.

Если ребенок боится собак, что делать родителям? Советы психолога.
1. Все дети любят смотреть мультфильмы, поэтому можно (и нужно!) начать с просмотра мультипликационных фильмов, где показывают дружелюбие собак и кошек, например, «Простоквашино», «Бобик в гостях у Барбоса», «Леди и Бродяга», «Балто», «101 далматинец» и т.д. – такие мультфильмы явно придутся по вкусу Вашему ребенку.
2. Начать знакомство с собаками небольших размеров и/или щенят. Щенки никого не оставят равнодушными, а ребенок получит максимум позитивных эмоций от общения с животным, что сложит в его голове положительный образ собаки.
3. Встретив дружелюбного четвероногого друга, держите руку своего чада крепко, подходите сначала вместе, обязательно с хорошим настроем. При этом можно приговаривать «смотри, какой хороший песик», «какие у него красивые ушки и добрые глазки» и т.д. Дайте понять ребенку, что животное не несет никакой угрозы.
4. Если есть возможность, заведите питомца. Забота и уход за ним помогут преодолеть кинофобию.
5. Рассматривайте вместе с ребенком красочные журналы, комиксы, книги, энциклопедии, где описаны породы собак, их повадки, интересные истории.
6. Делитесь с ребенком Вашим позитивным опытом общения с собаками.
7. Хвалите ребенка за преодоление страха. Он должен чувствовать Вашу поддержку.
8. Чаще разговаривайте с малышом о животных, объясняйте, что чувство самосохранения – это хорошо, но нельзя впадать в крайности, все-таки чаще собака выступает другом человека, а не злейшим врагом.
9. Играйте с ребенком, в ходе игры рассказывая о преимуществах четвероногих друзей, о ласке и любви, которые они дарят своим хозяевам и часто – детям.

Если ребенок боится собак, то стоит проявить терпение, ни в коем случае нельзя давить на малыша. Пусть в первый раз лишь улыбнется животному, и это уже будет успехом. Потом подойдет, но не близко, затем дотронется. Так, шаг за шагом и вместе Вы сможете победить страх перед собакой.

Что делать, если ребенок боится животных?

Ребенок боится собак, начинает реветь при слове «мышь», обходит ворон и даже голубей за версту или с криком убегает при виде пауков: знакомая ситуация? Причин у боязни животных может быть множество — родительского «наследства» до травматического опыта. Вместе с психологом Марией Кривощаповой-Деминой «Литтлван» разбирался, откуда берется такой страх и как помочь ребенку его преодолеть.

Мария Кривощапова-Демина — психофизиолог, кандидат наук, системный семейный терапевт, руководитель проекта Gottman.ru.

Какими бывают детские страхи?

1. Возрастные.

Есть определенные типичные страхи, которые ребенок проживает в каждом возрасте. Они обусловлены возрастными особенностями мозга и психики. В дошкольном и младшем школьном возрасте больше активен так называемый «эмоциональный мозг». И только после 7–9 лет начинает свое интенсивное развитие префронтальная кора, которая помогает интегрировать мысли и чувства, учиться размышлять логически, отделяя эмоции друг от друга и лучше управляя реальностью. Это сложный процесс, который происходит на протяжении всего взросления человека.

Типичные страхи, которые совершенно нормально проживать

Страхи детей от 1 до 3 лет касаются одиночества, отсутствия близких людей рядом. Ребенок в этот период своей жизни крайне нуждается в них. Кроме того, ему неприятны все неожиданные перемены.

От 2 до 4 или от 3 до 5 лет — страх темноты, одиночества, замкнутых пространств и боли.

В возрасте от 5 до 7 лет — страх смерти. Отсюда же идет боязнь насекомых, жуков, пауков, крови, царапин — всего, что может потенциально угрожать целостности ребенка. В этом возрасте он уже понимает что-то про смерть, но не знает, что там и как.

В 6–8 лет появляется социальный страх — быть плохим, не таким, как все, недостаточно хорошим. Отсюда — боязнь опозданий, плохих ответов у доски и т. д.

Подростковый нормативный страх — быть отверженным, страх за свою индивидуальность, потерять себя.

2. Переданные «по наследству» от мамы, бабушки, папы, других значимых родственников.

Это так называемая перенятая тревога.

Передается этот страх как вербально, так и через неосознаваемые телесные реакции. Допустим, мама говорит: «Не трогай собачку, она опасная», и ее тело напрягается, «сжимается». Она резко отходит от животного в сторону. Или рассказывает очень страшную историю из детства, как ее укусила оса и она не могла есть 3 дня. И ребенок чувствует мамин страх. Или бабушка говорит, что пауки и тараканы отвратительные и громко кричит, зовет дедушку, убегает, размахивая тапком. Ребенок не знает, что именно произошло и почему этот паук так уж страшен, но верит бабушкиной реакции, понимая и запоминая, что «это опасно, тревожно, нельзя».

3. Связанный с личным травматическим опытом.

Надо понимать, что мышление ребенка отличается от мышления взрослого. У детей до 7–8 лет преобладает иррациональное: это значит, что они не очень отличают реальность от вымысла. И поэтому им действительно может казаться, что под кроватью кто-то живет и так далее. Сложно ответить однозначно, пройдет или нет этот иррациональный страх со временем. Это зависит от многих факторов. Включая то, будут ли значимые взрослые своими действиями и реакциями «подпитывать», развивать этот страх у ребенка или поддержат его и помогут ему с ними справиться.

Откуда берется страх животных?

Как я говорила в самом начале, эти страхи могут передаваться «по наследству». Если в вашей семье есть вера в примету, что черная кошка, перебежавшая дорогу, к несчастью, что от жаб бывают бородавки, то дети впитывают это и верят в них. Потому что пример близких для них — правда: если они в это верят, значит, так и есть. То же самое может быть с собаками и с более крупными животными: ребенок может считывать, ощущать ваш собственный страх. Тогда важно самому взрослому поработать со своей тревогой.

Другая распространенная причина, о которой я тоже говорила, — травмирующее событие. Например, у ребенка был реальный неприятный опыт взаимодействия с животными. В этом случае важно не замалчивать его и дать возможность его проговорить, вывести на поверхность все чувства, осознать страх, который его одолевает. Помогает многократное проговаривание этой истории: «ты пошел, собака на тебя залаяла, потом ты заплакал, а затем пришла мама и сделала то-то…». То есть вы многократно проживаете и проговариваете ситуацию, давая ребенку ощущение, что все это было и прошло, а сейчас он в безопасности и все хорошо. В этих случаях иногда помогает буквально прорисовать эту историю, создать книгу о том, как на Ваню напала собака и как все прекрасно завершилось.

Разумеется, имея травматический опыт, ребенок будет опасаться вступать в контакт с конкретным животным. В этом случае важно обучать его правильному поведению: можно взять несколько книг о том, как вести себя, например, с собаками, что они любят, а что нет. То есть вместе заняться исследованием этого вопроса. Вы также можете подарить ребенку какую-то игрушку в виде животного, но она должна быть не страшной, а забавной. Одним словом, тем или иным способом нужно пробовать вступить со страхом во взаимодействие, а не замалчивать его.

Бывает, что в семье никто не боится насекомых, никаких травмирующих историй на этот счет тоже нет, а у ребенка — панические приступы при одном виде и звуке пчелы или осы. Это может быть индивидуальная особенность. Но обычно у чрезмерного страха есть какая-то причина. Возможно, она не на поверхности, и тогда имеет смысл обратиться к психологу, который поможет разобраться.

Есть мнение, что страх перед насекомыми, животными генетический, он связан с инстинктом самосохранения. В каком-то смысле это так. Любой страх помогает нам уберечь себя и связан с этим инстинктом. Именно благодаря страху мы не садимся на открытый костер, не перебегаем улицу на красный сигнал светофора, опасаемся ядовитых и опасных животных.

Общие рекомендации по борьбе со страхом

Важно прожить тревогу и поддерживать ребенка на этом пути: давать ему ощущение, что вы всегда здесь, рядом, что у него всегда есть поддержка и что вместе вы справитесь.

1. Вступить в контакт.

Может быть, попробовать нарисовать страх. Попытаться выяснить: как он выглядит, что он хочет от тебя, а что, если мы с ним поговорим, а зачем он пришел? Мы выводим этот страх через проговаривание и через моторику, мы его как бы признаем, даем ему место. Теперь это не просто некое страшное существо, которое живет внутри ребенка. Мы его как бы достаем «вовне», называем, визуализируем. А когда мы осознаем и называем чувство, автоматически приобретаем способность управлять им.

2. Воспользоваться сказкотерапией.

В интернете можно найти много помогающих сказок про храбрых бельчат, котят и т. д. Они поддерживают ребенка, показывают, что у других тоже могут быть подобные страхи, и показывают, как эти герои справляются.

3. Проиграть страх через фигуры или театрализованное действие: с фигурками конструктора, пальчиковыми куклами, мягкими игрушками.

Когда вы разыгрываете историю о том, что кто-то боялся, а потом справился — вы показываете ребенку, как это может быть.

Что не надо делать родителям, если ребенок боится.

  1. Запугивать: «Сейчас тебя кто-нибудь придет, заберет, схватит». Это только усугубляет страх.
  2. Стыдить и высмеивать: «Ну, что ты боишься, что ты как маленький! Ха-ха-ха, посмотрите, он жуков боится».
  3. Обесценивать чужое чувство: «Ну что уж тут такого страшного? Ты что, правда боишься?».
  4. Вести себя так, будто ничего не происходит.
  5. Винить ребенка: «Ну вот, я теперь из-за тебя не могу природой наслаждаться. Ты какую-то божью коровку боишься» или «Мы теперь из-за тебя не можем пойти куда-то».

Использование вышеперечисленных реакций часто ведет к бОльшему нарастанию беспокойства, тревоги, страха, снижает самооценку ребенка.

Еще с детскими фобиями нельзя долго медлить. Если вы видите, что страх все не проходит, важно помочь ребенку с ним разобраться, пока он не проник глубоко в тело. Потому что когда мы боимся, то испытываем напряжение: все наши органы и системы начинают беспокоиться, напрягаться. Когда это происходит достаточно долго, могут возникнуть сложности уже на физиологическом уровне: нарушения сна и питания, повышение общего уровня тревожности, вплоть до психосоматических заболеваний и ночных кошмаров.

Ребенок боится собак: что делать родителям? Советы психолога

Пока дети растут и развиваются, для них постоянно открывается что-то новое об окружающем мире и реакция на открытия не всегда положительна. Нередко столкновение с новым может стать причиной появления детского страха и одной из часто встречающихся форм фобий у малышей является – кинофобия, то есть, боязнь собак. Поэтому многих родителей интересует вопрос о том, что делать, если их чадо боится этих питомцев и как правильно себя вести в подобной ситуации.

Причины развития фобии

Прежде чем думать над тем, как избавиться от проблемы, необходимо найти ее причину. Существует четыре наиболее распространенных фактора, провоцирующих страх перед собакой:

  1. Отрицательный опыт. Это возможно в том случае, если ребенка когда-то напугал, укусил или оцарапал пес.
  2. Непонимание. Если страх возник с первого же знакомства малыша с животным, скорее всего он просто не понимает, как ему реагировать на новое для него существо.
  3. Увиденный конфликт. Ребенок мог увидеть на улице драку между двумя псами или даже агрессию со стороны животного по отношению к другому человеку. В итоге первое неблагоприятное впечатление прочно фиксируется в памяти.
  4. Воздействие со стороны. Ребенок очень восприимчив к тому, какую информацию получает от родителей и окружающих его взрослых. Если кто-то расскажет ему, что собаки «злые» и «опасные», или будет реагировать на появление собаки страхом и попыткой оградить малыша от животного, то он начнет дублировать эмоции и мнение старших.

Следует заметить, что дети до 3 лет зачастую пугаются не животных, а громких звуков, которые они издают. Обычно подобный страх проходит постепенно по мере адаптации ребенка к громким звукам в остальном окружающем мире. Дети с 3 и до 6 лет в основном пугаются самих псов, испытывая реальную или предполагаемую опасность от животных.

Как действовать при кинофобии

Когда будет выявлена причина появления фобии, можно приступать к работе над ней. Для достижения желаемого итога, а именно, спокойной или даже позитивной реакции ребенка на собак, необходимо:

  1. Читать и рассказывать различные истории или сказки, в которых есть собаки в роли помощников или каких-то позитивных персонажей.
  2. Включать мультфильмы и фильмы с собаками, а после просмотра обсуждать персонажей и подчеркивать, что эти животные очень хорошие.
  3. Для детей, любящих рисовать хорошей идеей будет попробовать изобразить добрых собак в различных ситуациях.
  4. Подарить ребенку игрушку в виде собаки, мягкую и миловидную, но похожую на реальную, чтобы сформировать ассоциацию между искусственным и живым питомцем.
  5. Устраивать игры, в которых необходимо изображать животных. В первых играх изображать пса должен родитель, показывая характер и поведение животного. А после можно предложить малышу попробовать самому притвориться собакой.
  6. Наблюдать за животными со стороны. Начать следует с просмотра передач и видео про собак, которых будут показывать в забавных ситуациях или в процессе дрессировки. Позже можно предложить ребенку посмотреть на животных в парке, но не подходить близко, чтобы малыш не испугался.
  7. Общение с животным в безопасных условиях. Стоит попросить знакомого с собакой прийти в гости, чтобы ребенок мог лично пообщаться с животным и убедиться, что оно не представляет угрозы для него. Лучше всего будет, если впервые придет владелец маленькой или средней собаки, поскольку к ним адаптация будет проще. Затем уже можно пригласить кого-то с крупным питомцем.

Эти пункты должны выполняться постепенно, переходя от первого ко второму с постоянным контролем детской реакции на четвероногих зверей. И нельзя забывать постоянно, хвалить малыша и поддерживать его. Изменение взгляда на собак будет напрямую зависеть от того, насколько родители смогут обеспечить ему психологический комфорт во время борьбы с фобией.

Последним шагом в процессе избавления ребенка от страха перед псами может послужить приобретение питомца в дом. Если малыш уже может общаться с чужими собаками и реагирует на них спокойно, можно предложить ему взять домой щенка. Это поможет закрепить результат и станет хорошим опытом для ребенка.

Не стоит забывать, что бывают ситуации, когда работа с фобией останавливается на каком-то этапе и родители не могут помочь ребенку перебороть страх. В таком случае, лучше не давить на него и посетить детского психолога, чтобы тот профессионально взглянул на проблему и дал свои рекомендации.

Какие действия неприемлемы для родителя в такой ситуации

В первую очередь родители должны выделить для себя те моменты, которые недопустимы, если у их детей наблюдается кинофобия:

  • Нельзя шутить над ребенком, говорить ему, что его страх глуп или нелеп. Это касается и игнорирования проблемы. Не обращая внимания на боязнь малыша, взрослый только усугубляет его эмоциональное состояние.
  • Нельзя апеллировать словами вроде «не бойся», «будь храбрым». Во-первых, подобные выражения не дадут никакого результата. Во-вторых, они негативно отразятся на психологическом восприятии ребенком самого себя и станут причиной неуверенности и комплексов.
  • Недопустимы негативные высказывания в адрес собак и их хозяев, поскольку ребенок будет повторять такую поведенческую модель, продолжая испытывать к животным страх.
  • Нельзя отрицательно реагировать на страх ребенка. Раздражение или агрессия в адрес малыша лишь усилит страх. Правильнее будет спокойно переключить внимание ребенка на что-то другое.

Запрещающих правил не так много, но они должны строго соблюдаться. К тому же, родитель должен помнить еще об одном моменте – нельзя пытаться формировать процесс борьбы с фобией. То есть, попытки скорее познакомить ребенка с собакой, насильственное столкновение малыша с животным категорически запрещаются. Это нельзя забывать не только потому что подобные действия помешают в борьбе с кинофобией, но и потому что из-за неадекватной реакции ребенка животное может начать нервничать и ситуация станет опасной.

Как подготовить ребенка к встрече с собакой

Перед тем, как малыш лично встретится с собакой, необходимо рассказать общие правила поведения с этими животными:

  • Ни в коем случае не начинать бежать от собаки – это сигнал, чтобы она догнала и поймала. Все движения должны быть спокойными, плавными.
  • Собаки чувствуют эмоциональное состояние человека. Если рядом крупная собака, вызывающая у малыша страх, он может остановиться и подумать о том, что «собака занята своими делами», это поможет успокоиться.
  • Недопустимо долго держать зрительный контакт с животным. Подобное поведение для животного равносильно вызову на бой за звание сильнейшего.
  • Не следует приближаться к собаке, когда она есть или, если рядом находятся щенки. Она будет защищать свое от чужого вмешательства.
  • Ребенок должен научиться говорить «Фу» или подобную команду громко и уверенно.

Важно вести разговор в спокойной манере, ни одно слово не должно указывать на возможную агрессию со стороны животного. А после разговора, можно устроить игру по типу викторины, в которой ребенок будет сам отвечать на вопросы о том, как вести себя с собакой в той или иной ситуации.

Но в процессе разговора или игры нельзя внушать малышу, что любая собака будет доброжелательна. Сохранять осторожность необходимо всегда.

Что советуют специалисты в области детской психологии

Психологи дают ряд рекомендаций для тех родителей, которые пытаются решить проблему кинофобии у своих детей:

Ребенок боится собак советы психолога

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Родитель должен выяснить, в чем причина такого поведения, почему у ребенка появляется страх.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Дети с малого возраста активно познают окружающий мир. Они изучают его, наблюдают за событиями, знакомятся с жизнью. В этот период родители обязаны следить за развитием детей. Порой познание мира может повлечь плохие последствия. Ребенок может испытывать страх перед некоторыми животными: кошки, собаки, насекомые и др. В большинстве случаев, нервозность у детей проявляется перед конкретным видом, например, ребенок боится кошек. Редко, когда он страшится нескольких видов.

На такое поведение следует обращать внимание. Родитель должен выяснить, в чем причина такого поведения, почему у ребенка появляется страх.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ СТРАХ?

Нет на свете человека, который не боялся бы какой-либо вещи или явления. Страх — это нормальное чувство человека. Благодаря нему формируется инстинкт самосохранения, мозг получает сведение об опасности. Другое дело, когда страх проявляет себя странно: ребенок вопит и неадекватно себя ведет. В следствие могут возникнуть следующие проблемы:

• заболевания нервной системы;

• неадекватная манера поведения;

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ

Боязнь животных может быть вызвана возрастными переходами. Когда маленький ребенок двух лет никогда не видел животное, даже самое безобидное, а в один момент встретил его, то у него появляется страх. Человеческий мозг так устроен, что он воспринимает все непривычное, как серьезное отклонение, что-то невообразимое. С детьми такая же ситуация. Когда малыш впервые видит кошку, его пугает незнание объекта. Он просто не знает обычных вещей, и неизвестность пугает его. Это явление проходит со временем. Человек растет, осознает многие вещи, у него складывается правильная картина о мире. Такой страх не принесет больших проблем.

Порой страх навязывают сами взрослые. Происходит это неосознанно. Когда родитель говорит о «козе рогатой», у ребенка складывается мнение, что все козы — злые существа, и их нужно обходить стороной. Или когда малышу запрещают гладить кошку или собаку, ссылаясь на болезнь или возможность укуса, он воспринимает всех животных, как потенциальную опасность. Могут повлиять и сверстники. Многие дети рассказывают в лагерях страшилки, большинство из которых о животных и чудовищах. Впечатлительному ребенку будет достаточно жуткой истории, чтобы начать бояться обычных собак.

Злую шутку с детской психикой может сыграть опыт общения с конкретным зверем. Покусала собака, поцарапал кот, клюнул попугай — все это может стать причиной страха. Начинает работать инстинкт самосохранения, и ребенок испытывает боязнь перед конкретным видом. Мозг запоминает, что при контакте со зверем телу наносятся повреждения, например, ребенок боится собак после укуса. Последующие встречи уже будут проходить более осторожно. Такой страх легко отличить, у него есть определенные признаки: агрессия к конкретному виду, замкнутость в поведении, паника при встрече.

Ребенка может напугать внешний вид зверя. Он кажется противным и неприятным на ощупь. Чаще всего, к таким ситуациям относятся пауки, насекомые, змеи, ящерицы и др. Данная неприязнь не вызывает неудобств. Некоторые взрослые не переносят таких животных, а дети и подавно.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ЖИВОТНЫХ?

Страх — не тяжелое отклонение, однако бороться с ним необходимо, желательно в детском возрасте. Позже легкая неприязнь может перерасти в настоящую ненависть и привести к насилию. Многое зависит от родителей, именно они обязаны помочь чаду побороть боязнь.

1. Установка причины страха. Это поможет составить план по борьбе со боязнью. Родители присматриваются к поведению малыша, наблюдают некоторые странности. Потом уже применяются методы борьбы с боязнью. Например, если страх исходит от незнания, то самый лучший способ — дать ребенку эти знания. Нужно постепенно знакомить его с окружающей средой.

2. Посещение зоопарков, океанариумов и др. Знакомство с животными поможет узнать, какие звери нравятся ребенку, а какие нет, и почему. Можно включать программы о животных, читать журналы и атласы.

3. Моральная поддержка. Когда дети боятся животное, их нужно поддержать. Они нуждаются в защите, даже, если собака или кот не представляет опасности. Родитель успокаивает малыша, и тот уже не боится.

4. Если взрослый сам боится зверя, нельзя это показывать ребенку. Дети всегда берут пример со старших. Если мама или папа боится зверя – значит, опасения появились не на пустом месте.

ЛЕЧЕНИЕ ЗООФОБИИ

Зоофобия очень мешает ребенку правильно развиваться. С возрастом она прогрессирует, и симптомы становятся более ярко выраженными. Главным признаком зоофобии являются:

• зацикленность больного на страхе;

• навязчивая мысль, не дающая здраво размышлять;

За лечением зоофобии лучше обратиться к опытному психотерапевту. В семейной обстановке избавиться от болезни практически невозможно. Главный аспект в лечении — медленно сближать пациента с объектом его страха. Он должен понять, что зверь безобиден и не нанесет вреда, и что его опасения не имеют смысла. Больной должен тщательно изучить животное и самостоятельно прийти к таким выводам. Психолог также использует другие методы, например, релаксация. Суть в том, чтобы пациент максимально расслабился, снял напряжение в мышцах, следовательно, уйдет и психологическое напряжение. Лечение достаточно долгое, но помощь больному будет оказана в полной мере.

Существует и более быстрый способ вылечить зоофобию — имплозивная терапия. Для положительного результата будет достаточно посетить несколько сеансов терапии. Однако такой метод нельзя применять на детях (хотя многие думают, что нет разницы между психологией взрослого и ребенка). Запрет этот связан с принципом воздействия: нужно, чтобы пациент максимально погрузился в атмосферу своих страхов. Со временем боязнь уменьшится, паника и тревога пройду, и больной выздоровеет. Это серьезная нагрузка на психику, поэтому на детях запрещено практиковать этот метод.

Важно обратиться к специалисту на стадии развития страха. В противном случае зоофобия будет лишь прогрессировать, а в старшем возрасте избавиться от нее практически невозможно.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ

Родители обязаны обеспечить ребенку счастливое детство, а это невозможно, если он боится животных. Взрослые должны помочь чаду. Поэтому психологи дают некоторые рекомендации:

1. Следует объяснять малышу, почему зверь злой, может укусить и прочее, а не просто наказать ему избегать встречи с ним.

2. Постоянно наблюдать за ребенком, выявить объект его страха.

3. Действовать по ситуации: можно посмеяться над забавными выходками зверюшек или пожалеть несчастное животное (жалость и забава отлично лечат страх).

4. Нельзя игнорировать поведение детей, нужно выслушать, что их тревожит.

5. Запрещено ругать, стыдить и высмеивать ребенка. В такой ситуации он еще больше погрузиться в себя и закроется.

6. Необходимо выяснить, что конкретно тревожит чадо. Лучше всего — предложить ему нарисовать свой страх. Абстрактная боязнь намного страшнее, чем конкретный пример.

«А-а-а, паук!». Почему дети боятся насекомых и можно ли побороть этот страх

Одни дети целое лето возятся в траве среди божьих коровок и кузнечиков, а другие начинают плакать от одного вида бабочки. Вместе с психологом Александром Покрышкиным разбираемся, откуда берётся страх насекомых и как помочь ребёнку, который панически боится всяких жучков-паучков.

Почему дети боятся насекомых

Страх — естественная реакция нашего организма на что-то потенциально опасное. Отвращение и испуг с эволюционной точки зрения нужны, чтобы оберегать нас от вредоносных контактов. Существует два основных способа приобрести страх: с помощью опыта или информации от других людей.

Приобретённый страх

Новые страхи мы получаем вместе с новым жизненным опытом. Если нас в детстве покусали муравьи, мы, скорее всего, продолжим бояться этих существ и в будущем — даже если все вокруг будут говорить, какие муравьи классные, полезные и вообще первыми в драку не лезут.

«Информационный» страх

Рядом с нами с детства находятся родители. Это наши проводники в большой и непонятный мир, и, если мама или папа сообщают нам, что какой-то предмет опасен, мы стараемся его избегать. Мама боится тараканов и постоянно говорит, какие они противные и страшные? Ребёнку наверняка передастся это ощущение.

Правда, есть дети, которые даже после рассказов о страшных пауках или неприятного столкновения с ними не испытывают страха или отвращения. Это зависит исключительно от чувствительности ребенка: чем более он восприимчив и эмоционален по отношению к происходящему, тем более вероятно, что страх у него закрепится.

Врождённый страх

Насчёт этого пункта у учёных нет единого мнения: доподлинно неизвестно, можно ли боязнь шмелей, гадюк и прочих существ назвать врождённой. Ежегодно на эту тему проводятся новые эксперименты, опровергаются старые гипотезы. Так, любопытный опыт поставили в Институте когнитивистики и наук о мозге Общества Макса Планка в Германии: шестимесячным младенцам показывали изображения разных животных, в том числе пауков и змей. Именно последние изображения вызывали у детей расширение зрачков, что говорит об усиленной концентрации внимания и стрессе.

«Когда мы показывали детям изображение змеи или паука вместо цветка или рыбы того же размера и цвета, они реагировали значительно большими зрачками, — рассказывает нейробиолог Стефани Хель. — Соответственно, даже самые маленькие дети, по-видимому, испытывают стресс при виде этих существ». В случае с пауками среднее расширение зрачка составило 0,14 мм, в то время как на изображение цветов зрачки увеличивались всего на 0,03 мм.

Вполне может быть, что детей пугает в пауках и насекомых нечто чужеродное, непонятное. Кошка вызывает меньше страха, потому что она больше, ее можно без труда разглядеть. К тому же она двигается медленнее, чем какой-нибудь комар. Маленькие мошки быстро перебирают лапками и машут крыльями, ребёнок не успевает уследить за этим и начинает тревожиться.

Как помочь ребёнку справиться с боязнью насекомых

Дайте ребёнку время, чтобы разобраться и понять: некоторые насекомые безопасны. Для этого необходим соответствующий опыт, а не просто разговор. Ваших слов «Да они же не кусаются!» будет недостаточно. Ребёнок поймет, что какие-то насекомые (например, бабочки) не кусаются, только когда он на собственном опыте узнает, что они не жалят, не впиваются в кожу.

Познакомьте ребёнка с миром насекомых. Почитайте сказки, посмотрите мультфильмы про условных бабочек и муравьёв. Такие произведения полезны, потому что они показывают: насекомые чем-то похожи на нас. У них есть домики, семья, работа. Следующий шаг — посмотреть приближенные к реальности документальные фильмы про насекомых, фотографии. К примеру, работники канадского зоопарка записывают видео и рассказывают про разные виды насекомых.

Научите ребенка отличать опасных насекомых от безобидных. Посмотрите вместе энциклопедию, расскажите, кого можно встретить у вас во дворе и кого стоит бояться, а кого нет. Расскажите, что осы не станут трогать, если не лезть в их жилище, а бабочки не хотят никому зла и боятся вас еще больше, чем вы их. Если ребёнок сильно боится кого-то (например, пауков), то ваши убеждения вряд ли помогут — и это тоже нормально. Здорово, если ребенок преодолевает страхи и открывает для себя что-то новое, но насильно переступать через себя не нужно.

Не высмеивайте ребенка за его испуг и не упрекайте за то, что он боится. Не давите на него просьбами потрогать бабочку или червячка. В такие моменты ребёнок не преодолевает страх, а только начинает сильнее бояться. Маленькие, постепенные шаги лучше, чем резкое «знакомство».

Если вы не сильно боитесь насекомых, можете показать, как сами держите их в руках. Можно даже завести кого-то ненадолго — а потом выпустить (к примеру, муравьёв в специальном аквариуме). Покажите ребёнку, как они живут и работают, а потом отпустите на волю.

Источники: