Почему чеченцы не любят собак

Собаки в исламе, как и в раввинистическом иудаизме, традиционно считаются ритуально нечистыми. Эта идея опирается на давнюю традицию, согласно которой один только простой взгляд на собаку во время молитвы аннулирует просьбы благочестивого мусульманина. Подобно многим другим ошибочно рассматриваемым аспектам исламской истории, сегодня большинство мусульман считают, что ислам и собаки не совместимы.

Каких собак предпочитают чеченцы, почему коты неприкосновенны и что делать с подаренным львом — рассказываем о культуре содержания животных в Грозном

Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм На протяжении веков отношение человечества к собакам менялось и по сей день постоянно изменяется. Собака – злейший враг и лучший друг,

«Собака выигрывает его дурацкий спор, а он приносит ее умирать»

Круглосуточная ветеринарная клиника «Айболит» в Грозном открылась десять лет назад — и стала первой в Чечне. Директор клиники Жанна Прозор приехала на Кавказ из Волгограда, где у нее уже было подобное заведение. Работники двух клиник сотрудничают: проводят видеомосты, консультируются, а узкопрофильные волгоградские врачи периодически приезжают в Грозный делать сложные операции четвероногим пациентам. «Это Кавказ» выяснил, как работают ветеринары в Грозном, и узнал об особенностях чеченского отношения к животным.

Жанна: «Мы не с животными работаем, а с людьми»

— Почему Чечня? Рынок в этом направлении был пустой. Почему бы и нет? Страх, конечно, поначалу был. В те годы город только начинал возвращаться к жизни. Но я по характеру рисковый человек: всегда иду и проверяю все на личном опыте.

Объявила набор ветврачей в Грозном. Из местных откликнулась только Лена Суслова. Остальных, кто согласился ездить и работать вахтовым методом, набрала по всей России. Часть врачей приезжала из нашей волгоградской клиники.

Первое время ехать, бесспорно, боялись. Я заверяла, что опасности нет — наоборот, русские специалисты приветствуются. С приезжими врачами всегда находилась рядом, отвечала за их безопасность.

Со временем стали появляться и местные ребята, окончившие Чеченский университет по специальности «Ветеринария». Сейчас в штате 25 человек.

Благодаря нашим врачам в Чечне появилась культура содержания животных — за 10 лет сдвиг произошел колоссальный. Мы за это боролись в прямом смысле. Людей было сложно приучить к элементарным вещам: что животное нужно обрабатывать от паразитов, вакцинировать. О стерилизации до сих пор приходится спорить. Распечатываем выдержки из хадисов о том, что это допустимо.

В Чечне очень много породистых кошек, которые гуляют по улицам, хотя их категорически нельзя выпускать: на Юге России среди бездомных кошек много вирусных инфекций, с которыми очень сложно бороться. Но многие из-за религиозных соображений говорят: «Сколько проживет, столько проживет, зато полной жизнью».

Сдвиг все же произошел — сегодня многие стерилизуют своих питомцев. И в плане кормления животных люди стали грамотнее. Раньше думали, что мясо для них — это полноценная пища.

Удивительно, что здесь на прием со своими животными чаще приходят мужчины, чем женщины. В силу менталитета многие пытаются скрыть свои переживания. Но чувствуется, как они волнуются.

Есть и другая порода мужчин — они приносят растерзанных после боев собак. Это выводит из себя. Докричаться до них невозможно. Что получается? Преданная собака по команде хозяина вступает в бой, выигрывает его дурацкий спор на деньги, а он потом приносит ее к нам умирать.

Сейчас пандемия все тормозит, но мы запланировали и обязательно будем проводить встречи с молодежью в институтах и школах — рассказывать о правильном содержании животных и вообще об отношении к ним. В Волгограде мы это уже практикуем.

Бездомные животные — это огромная проблема в Чечне. Я не знаю, почему ее не решают цивилизованно. Прививать, стерилизовать, чипировать — это единственно правильный путь к уменьшению числа бродячих кошек и собак, которые умирают от инфекций и под колесами машин. К нам часто попадают собаки с пулевыми ранениями. Уничтожать животных нельзя. Во-первых, это бесчеловечно, во-вторых, на место убитого приходит еще больше животных. Это закон природы, которую мы не обманем.

Радует, что с каждым годом появляется все больше волонтеров. Со многими мы дружим, делаем им хорошие скидки, не включаем в счет какие-то дополнительные услуги.

На самом деле мы не с животными работаем, а с людьми. К сожалению, бывают случаи, когда люди оскорбляют врачей. На моей памяти несколько сотрудников из-за этого поменяли профессию, хотя были талантливыми.

Ветеринары — это одна огромная семья. Мы знаем друг друга по всей России. Наши врачи часто ездят на обучение и повышение квалификации в Москву, Санкт-Петербург, Волгоград.

Наш коллектив, слава Богу, дружный. Недавно врачи Мовсар и Хава решили пожениться: любовь нечаянно нагрянула. Мы всем коллективом выехали в живописное место, взяли напрокат лошадей, национальную одежду и сняли ролик, в котором очень колоритно поздравили молодоженов. Надеюсь, у нас получилось удивить их.

Грозный для меня стал вторым родным городом. Весь карантин я провела в Чечне, помогала сотрудникам. Тогда были проблемы с проездом по республике, пришлось взять на себя роль таксиста — привезти, увезти.

Ни разу не пожалела, что связала свою жизнь с ветеринарией. Обожаю свою работу.

Хава: «Добрым надо быть до конца»

Хава Атиева начинала свою карьеру врачом общей практики, с недавних пор она фармацевт и администратор клиники. Продолжить карьеру практикующего врача не получилось: чтобы расти, нужно было выезжать на курсы и семинары за пределы региона, а родные не отпускали.

— Сейчас у меня работа в основном с клиентами. Сердобольных много: найдут на улице больного котенка и готовы отдать за лечение все, что у них есть: и время, и деньги, а потом еще и себе его оставляют или пристраивают. Но можно услышать и такое: «Мне тратиться на животное? Нет уж. Я принес, а дальше — ваша забота». Такие не хотят понимать, что клиника платная, квот нет, что добрым надо быть до конца.

Бывали случаи, когда у нас оставляли животных и не возвращались, отключали телефон, блокировали наш номер. Поэтому без договора и паспорта хозяина мы животных уже не принимаем. Многих это пугает.

18 кошек в городской однушке и 40 тысяч рублей на операцию для собаки — водитель из Владикавказа подбирает, лечит и раздает бездомных животных, потому что нельзя бояться быть добрым

Недавно мать с дочерью принесли больную кошку, согласились на операцию, подписали договор. Через полчаса мать возвращается: «Я передумала. Решила ее усыпить». Мы долго отговаривали. И хотя операция могла спасти кошке жизнь, она подписывает документ на ее эвтаназию и просит не говорить об этом дочери. Затем опять передумывает и забирает больную кошку домой. Через несколько дней приходит уже дочь и начинает кричать, что мы якобы отказались оперировать кошку. В итоге мы оперируем, но время упущено — кошка умирает.

На следующий день к нам нагрянули проверяющие в сопровождении дочери. Мы показали им подписанный матерью документ на эвтаназию. Они извинились. Дочь тут же развернулась и ушла. Видимо, пошла писать заявление уже на маму…

Наши врачи лечат, оперируют и возвращают к жизни сотни животных. Мы вместе с хозяевами радуемся каждому из них. Но в этом потоке больше всего запоминаются случаи человеческого бездушия. Порой животных подкидывают под дверь с запиской «Усыпляйте!» Мы всегда против усыпления. Это и религия не позволяет, если только не особо тяжелый случай. Поэтому пытаемся их вылечить своими силами, стерилизовать, вакцинировать и пристроить.

Когда не получается пристроить, выпускаем в радиусе клиники и кормим. Сейчас у нас живут пять кошек. Фрэнки года три назад нашла женщина в мусорном баке. Думала, что мертвый, но он зашевелился. Страшная была картина: кожа да кости, огромная рана на голове. Полгода мы его лечили — удалили ушную раковину, барабанную перепонку, сделали пластику. Женщина платила лишь за расходный материал и приносила корм, все остальное мы взяли на себя. В итоге она забрала Фрэнки, а через полгода его сбила машина: трещина черепа, черепно-мозговая травма, сломана челюсть… Выхаживали его месяцев восемь. В конце концов, хозяйка за ним не вернулась. Теперь он живет с нами — кастрированный, привитый, толстый, радует всех клиентов.

А другого кота два года назад сбила машина. Хозяева привезли его и бросили, отключив телефон. Мы его собрали, сделали пластику. Уши теперь у него в разные стороны: одно вправо, другое вверх. Из-за аллергии на блошиную слюну он полгода ходил в воротнике, чтобы не расчесывать затылок. В итоге его выходили, а через месяц за углом клиники его кто-то покалечил. Перелом тазобедренного сустава и огромная гематома в области паха. Опять операции. Четыре дня Рыжик был в коме, но выкарабкался. Кстати, однажды нам даже удалось его пристроить, но ненадолго: вернулся каким-то образом. Было очень смешно, когда он как ни в чем не бывало появился на пороге.

Люди разные. Иногда прибегает плачущий ребенок с уличным котенком и просит спасти его, а иногда взрослый просит усыпить своего здорового кота, потому что надоел. Недавно пришли двое мужчин с котенком, не захотели платить и ушли. Потом котенка нашли обезвоженного на улице в 40-градусную жару.

Я понимаю: у людей не всегда есть лишние деньги, но можно же по-человечески объяснить и поступить. Мы всегда стараемся помочь, рекомендации даем бесплатно, порой за свой счет осматриваем, готовы по телефону связь поддерживать. Но бросить животное под дверью куда легче.

Анастасия: «Для меня было шоком, что люди держат дома львов и тигров»

Анастасия Павловская из волгоградской клиники приезжает в Чечню в командировки с 2014 года как узкопрофильный специалист — врач-репродуктолог.

Собака в исламе — почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Отношение в исламе к собачкам весьма противоречивое. Некоторые мусульмане думают, что собаки являются нечистыми животными, а хуже их только свинья. Не только слюни, но и шерсть животного в этой вере считаются скверными. Несмотря на это, в священной книге мусульман нет ни одного плохого слова по отношению к представителям псовых. Многие священные писания противоречиво высказываются по поводу четвероногих животных. В этом материале с разных сторон рассмотрено, что означает пес в исламе и почему мусульмане не любят собак.

Что говорится о собаках в Коране

Псы в исламе не сильно ценятся

Для изучения вопроса следует в первую очередь обратиться к священной книге любого мусульманина.

Коран упоминает псов всего три раза. При этом ни один раз пророк не высказался о них в полностью отрицательной манере. Кроме этого, в двух сурах собака предстает верным и хорошим другом человека.

Но есть и пример негативного отношения. Что говорит ислам: можно ли содержать собак дома или нет? Сура «Аль-Араф» гласит: «Человек, который не принял божественную силу и слова пророка, становится пленником благ бренного мира, а это делает его подобным псу».

Вышеприведенный отрывок суры является единственным негативным высказыванием по отношению к псам. Некоторые даже говорят о том, что оно не носит негативной окраски, так как даже от самого верного друга человека не ожидают понимания поступков и осознания действий.

Некоторые спрашивают, почему собака запрещена в исламе, но они не понимают сути вопроса. Собачки не запрещены полностью. Практическую пользу от этих животных извлекают не только христиане, но и мусульмане.

Внимание! Коран говорит, что собак можно смело тренировать, чтобы они добывали пищу и отпугивали хищников. Животные, добытые псами, разрешены к употреблению в пищу.

Первоначальная роль собак у мусульман

Многие интересуются про религию ислам: можно ли держать собак дома. Для начала нужно рассказать, какая вообще роль была у псов в древнем мире.

Многие мусульмане держали большие стада овец или коз, поэтому им были нужны животные, которые могли бы защищать их поголовье от хищников. Такими животными выступали четвероногие. Они не только отпугивали волков и других хищников, но и не давали стаду разбежаться.

Ислам запрещает иметь дома собаку

Немного истории

Часть людей интересуется, почему в исламе нельзя трогать собак, хотя о них не плохо отзывается Коран. На самом деле ответ прост: помимо функции охоты и защиты они также помогали городам избавляться от отходов.

Четвероногие ели объедки и поддерживали в чистоте городские улицы от Багдада до Стамбула. Многие мясники использовали их для борьбы с крысами, а городские власти строили им поливные желоба.

Важно! Люди, которые совершали насилие над четвероногими, часто подвергались гонениям, а порядочные мусульмане жили с ними в мире. Они понимали, какими полезными являются эти животные.

Тем не менее, взаимодействие с отходами и грязью, считается крайне негативным фактором. Из-за этого мусульмане не признают свиней. Негатив распространился и на городских собак.

Негативное отношение к собакам сегодня

Если брать во внимание историю ислама, то заводить собак в квартире или доме обычно не принято. Связано это с некоторыми событиями и поверьями из прошлого.

Обычно к четвероногим относятся негативно из-за распространения инфекций. Очень давно люди решали выкидывать мусор за пределы города. Но четвероногие находили его и там, а потом возвращались, перенося с собой инфекции.

Если говорить прямо, то с точки зрения ислама псы еще 19 веке перестали быть общественно важными и полезными животными.

Хадисы

Общее отношение мусульман к собакам уже понятно, но существуют хадисы, которые выражают несколько иное мышление людей и пророка Мухаммада. Если углубиться в их изучение, то можно понять более глубокие трактовки священных текстов.

Нужно ли убивать собак по Исламу

Из ряда хадисов станет понятно, что псов убивать можно, если они не из твоей общины. Более того, пророк Мухаммад сказал, что рыжего пса трогать нельзя, а черного и убить не грех.

Обратите внимание! Также в хадисе Бухари пес отождествляется с вредителями. Он стоит наравне со змеями, коршунами и крысами.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой

Не все знают, почему мусульманам нельзя трогать собак. История идет от тех же хадисов, где говорится, что наджиса и омовение — это разные процедуры. Четвероногое животное не является нечестивым, поэтому совершать омовение не обязательно.

Посуда из которой попьет собака

Пророк Мухаммад сказал: «Если пес попьет или поест из вашей тарелки, то следует ее помыть семь раз перед употреблением из нее пищи».

На самом деле, этот хадис характеризуется разными трактовками. Например, ханбалиты и шафииты считают слюну псов нечистой, однако некоторые ханбалиты и ханафиты считают это утверждение неверным.

Собака, как причина вхождения в Рай

Хадис, переданный Бухари, приводит случай с мусульманином, который шел по пустыне и сильно хотел пить. Когда он увидел колодец, то рядом с ним стоял пес и облизывала влажную землю. Он дошел до источника набрал воды и дал животному. Пророк Мухаммад говорит, что «награда ждет всех, кто спас живое».

Некоторые учения не столь радикальны по отношению к псам

Можно ли дотрагиваться до животного

Даже если человек следует хадисам, то некоторые из них разрешают мусульманам дотрагиваться до шкуры животного. Другие же учения не такие единодушные. Они говорят о том, что лапы и шерсть пса не являются чистыми, так как он чистит их с помощью собственно слюны. Это делает нечистым не только шерсть, но и лапы, а также шкуру пса.

Если лизнет собака

В исламе существует рекомендация, которая советует смывать слюну животного, но это лишь означает соблюдение ритуальной частоты.

Обратите внимание! Как уже было сказано, если пес поест из посуды человека, то мыть ее нужно семь раз. Причем первый раз следует ополаскивать ее землей и водой.

Можно ли держать собаку дома

Не все знают, можно ли мусульманам держать дома собаку, а хадис Бухара говорит об этом неоднозначно. Награда перед Богом за добродушие человека, который держит пса, уменьшается на карат каждый день, если животное не охотится на хищников, защищает скот от них, или не следит за пашней.

Таким образом, нетрудно понять, что праздное содержание декоративных собак не приветствуется. Но если это служебный пес или охранник, то его допустимо держать в хозяйстве.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

Большинство современных мусульман уважают и заводят собак в качестве домашних животных

Часть людей уверена, что собака и свинья являются нечистыми в мусульманстве, но перед псом недопустимо делать ряд вещей:

  • Нельзя заводить его в качестве домашнего животного.
  • Запрещено употреблять в пищу мясо пса.
  • Ни в коем случае нельзя приводить собаку в мечеть.
  • Жить с собакой в одном доме из-за ее нечистоплотности и микробности.

В современном мире узбекам, киргизам, татарам, чеченцам или дагестанцам не нужно бояться, что собака это грязное животное. Учения ислама говорят одно, но многочисленные достоверные исследования получают совсем другие результаты. Держать собачьих друзей может разрешаться не только христианам, но и мусульманам. Главное соблюдать основные правила ислама и следовать выбранному учению.

Собака в исламе

Собака в Исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, — это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

собаки в Исламе

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

мусульмане кормят собак

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

И про чёрный цвет тут все понятно. Если кроме ислама Вы учите историю, культуру разных стран и народов, если Вы учились в светском университе. Пророк был человек своего времени прежде всего. В давние время во многих культурах чёрный цвет ассоциировался с темными силами. Цвет тёмный — тёмные силы. Так, в Древней Греции верили, что чёрные собаки стерегли царство мёртвых. Псы древнегреческой богини Гекаты черные.
Конечно, это не значит, что так оно было на самом деле. Тем более известно, что Геката- женщина из более развитой цивилизации. И потому менее грамотные люди восприняли её как Богиню. Возможно, что она любила собак, что отразилось на веровании древней Греции.
Черного цвета боялись ещё. Просто боялись. Ночью ничего не видно. Зверя черного цвета сложно ночью заметить, что может быть опасно для человека. Зверь способен испугать, а то и напасть.
А собака и вовсе черного цвета встречается реже. А если учесть географию. Как часто встречалась собака в странах Персидского залива? И как часто в болотистой Беларуси или большой России?
Там, где собака не редкость, отношение к ней совсем другое. И это тоже правильно учитывать, чтобы отличать правду от кривды.
Если изучить историю и других народов, то можно заметить схожее. Человек был в изначально более опасных условиях, и чёрный цвет не готовил для него ничего хорошего.
Опять же время изменилось. Мы к счастью, свободны от мифологии и способны анализировать информацию. Мы ночью можем выйти на улицу и не заблудиться благодаря свету от фонарей. Мы можем надеть чёрную одежду без предрассудков и наоборот, быть при этом элегентнее и в то же время скромнее. И тем более, мы можем спокойнее относится к людям с кожей черного цвета и животным, в том числе собакам.

Ассаляму алейкум! У меня вопрос.Что делать если вам подарили щенка а вы не охотитесь, а держите собаку во дворе то тогда будет ли отниматься по карату в день? Ведь считается же что подарок собаки будет самым лучшим.

Ассаляму алейкум, меня зовут Чынгыз 24.
Живу частном доме в селе. Есть кошка рожает каждый год. Брали 10 лет назад против крыс. Они у нас были .
Есть собака мне нравится собаки брал для охраны дома и себя , не гулять одному по природе.
Я плохо воспитал , и собака чуток слепая кто бы не заходил домой во дров. Он кидается и лает агрессивно даже на меня пока не скажу его имя и он узнаёт меня. Люди жалуется конечно. Но собака не кусается ваще. Просто гавкает и пугает.
Недавно сдавал анализы у меня паразиты надо личится сказали все иза животных в доме.
Что делать мне ?? С кошкой и сабокой
Пожалуйста помогите решить вопрос.. некоторые люди говорят убей собаку так как она несёт вред всем

Ассалам алейкум! У меня частный дом с большой территорией, и держу немного скот, в прошлом году в дом пришел щенок, сколько бы его не прогонял она не ушла, в общем оставили для того чтобы ее отдавать остатки еды, но со временем стала лаять на посторонних людей, если дадите совет то так и сделаю, спасибо за внимание.

Ассаляму алейкум, хотелось бы спросить, если мы ходили купаться на одно место, я увидел там купающиеся собаку, можно ли купаться в этой воде не касаясь ее, если нет то через какое время дозволено или вообще нет

Ас-саляму алейкум рахматулахи ва баракятух! Я из христианской семьи, принявшая ислам. Муж моей сестры,хочет завести собаку во дворе дома,как его отговорить,я не знаю! Что посоветуете делать?
Спасибо за ответ

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Подскажите, пожалуйста, запрещено ли в исламе кормить собаку рисом?

Знакомая так сказала, ей говорила ее бабушка. Но никаких доказательств и пр. не предоставила.

Я склоняюсь к тому, что это больше “народное”.
Однако, хочу быть уверена, что это не грех или грех.

Буду благодарна за ваш ответ.

Если человек, который принимает ислам, уже имеет собаку(в квартире), которая появилась задолго до прихода к религии, он должен от неё избавиться?

Ассаляму Алейкум! Подскажите пожалуйста, если у мамы в доме есть собака, можно ли вообще молиться в её доме? Скажем если я сидела на диване, об который задевала собака — мне следует совершить омовение? Или скажем если мама трогает меня после того, как гладила собаку, это тоже считается или можно спокойно совершать молитву?
Заранее спасибо!

Сказанное Вами не имеет отношения к действительности. Причина особого отношения к собакам черного цвета вовсе не в том, что мусульмане боятся «темных сил». У пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم была одежда черного цвета. Мало того, если Вы ознакомитесь с вероубеждением мусульман, то узнаете, что оно не имеет ничего общего с религией многобожников Дневней Греции. Религия Всевышнего совершенна, поэтому она актуальна для всех времен и народов. Именно поэтому все религиозные положения, установленные пророком Мухаммадом, действуют и в наше время. То, что было запрещено во время пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, запрещено и сейчас. А что было дозволено — то дозволено и сейчас.

Ассаллямуаллейкум! У меня сформировался вопрос. Я и мой отец охотники, у нас есть охотничья собака во дворе. Неужели ее слюна на одежде харам, а на дичи нет? «Они спрашивают тебя [о Мухаммад] о том, что им разрешено. Ответь: «Вам разрешено благое [чистая, не вызывающая отвращения пища]. А то, что поймали для вас [но не ели эту добычу] обученные охотничьи животные, которых вы обучаете тому [что связано с охотой], о чем поведал вам Аллах, – то ешьте, произнося имя Аллаха над этим [когда направляете животное на добычу]. Бойтесь [нарушать запреты] Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете» (Сура «аль-Маида», аят 4)
И неужели нам нужно брать с собой запасную одежду для совершения молитвы во время охоты. Поскольку контакт с собакой постоянный? А это является затруднением

Уа алейкум ассалям!
Именно так — Аллах дозволил употреблять в пищу мясо животного, на которое охотилась собака, даже если на мясе осталась ее слюна. Что касается одежды для намаза, то ее нужно постирать только в случае, если на нее попала слюна собаки. Шерсть собаки не является наджасой, поэтому прикосновение к ней не влияет на совершение намаза

джизак аллаху хайран! Ещё вопрос. Стало интересно, почему учёные сделали вывод из хадиса о посуде, о том что слюна собаки наджаса на одежде? Если задуматься, может была причина хадиса о посуде в инфекции? И насчёт хадиса о мечети (о том что собаки беспрепятственно заходили. ) как мусульмане могли спокойно там находится, зная что если их коснется собака языком то намаз в этой одежде (пока не очиститься) читать нельзя?

Уа иййакум!
Ученые по-разному объясняют причину обязательности смывать слюну собаки. Ученые маликитского мазхаба вообще не считают собаку нечистой, в частности, по причине аята об охоте с собаками.

Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм

На протяжении веков отношение человечества к собакам менялось и по сей день постоянно изменяется. Собака – злейший враг и лучший друг, воплощение преданности и символ подлости, объект поклонений и ярых гонений. Есть ли душа у собак, можно ли считать собаку чистым животным, попадают ли они в рай после смерти? Какое место занимает собака в жизни верующего человека? Не грех ли держать животных в доме?

Человек верующий, независимо от того, как он называет своего Бога, задается этими и другими схожими вопросами с единой целью – не осквернить себя и свою веру. Он желает понять, какое место занимает собака в религии и как относиться к этим животным – с почтением и любовью или с презрением и осторожностью? Забавно, что собака как никто другой похожа на человека по характеру. Она может быть верным помощником и беспробудным лентяем, готовым отдать жизнь другом и трусливым предателем.

Возможно именно поэтому собака в исламе, христианстве и других религиях столь неоднозначный персонаж. Собака изменчива, сложна и противоречива. Гуси, коровы, медведи и даже кошки понятны, а собака непредсказуема, если речь идет о собачьем племени в целом, а не об отдельно взятой особи. Многие современные религиозные деятели считают, что как раз по причине схожести нравов человека и собаки, в христианстве, исламе и прочих религиях к этому животному относятся в лучшем случае настороженно.

Православие

В христианстве, а в частности в православии, все твари – Божьи. Относиться к любому живому существу с негативом, обращаться жестоко, уничижать – большой грех. Логично, что многих православных христиан возмущает, почему церковь против собак и против их нахождения в доме, Божьем и людском.

Но еще большим грехом, чем жестокость по отношению к животным, считается поклонение кому-либо и чему-либо, помимо Бога (возлюби Бога своего больше чем отца и мать, больше жизни своей). А собаку за ее преданность, помощь человечеству и схожесть с человеком очень легко полюбить сильнее, чем ближнего своего. Именно из этих опасений церковь относится к собакам, как к нечистым животным. Суть нечестивости не в том, что собака якобы не от Бога, в чем-то провинилась и т.п. Это искаженное, псевдо-православное восприятие. Нечестивое животное то, к которому человек относится неправильно, с чрезмерной жесткостью или, наоборот, чрезмерным трепетом. Нечестивым животное делает человек, а вот по своей природе любая тварь – от Бога. Негативное отношение церкви к собакам – всего лишь реакция на слишком явную симпатию людей к этим животным.

По части запрета на нахождение собаки в доме единого мнения нет. Многие священнослужители самых высших чинов держат собак даже в спальнях, и не считают это грехом. Собака в доме православного – это естественно, как естественна любовь ко всему живому. Грех – ставить собаку на один уровень с человеком, возвышать ее, считать равной своим детям и родителям. Кстати, в священных писаниях нет прямого или косвенного запрета на содержание собак в доме или на присутствие собак в стенах храма.

Тогда почему собакам нельзя в церковь, почему священники отказываются окроплять дома, в которых живут собаки? Как сказал Отец Владимир Лапшин – это мнение человека, и я не осуждаю его. Подобные запреты – личная точка зрения отдельного священника, дань культурным традициям, но не следование канонам (как и не противоречие им). Собаки и церковь несовместимы в силу ряда особенностей этих животных. В храме царит благостная атмосфера, тишина и покой, а собака может в любой момент залаять, пометить святыню, оставить кучу у алтаря. Согласитесь, такое поведение абсолютно неуместно в доме Господнем.
Однако в целом современная церковь относится к собакам как к животным полезным и нужным. Многие священнослужители устраивают на территориях храма приюты для бродячих животных, привлекают сирот для ухода за собаками, учат детей бережному отношению к любым животным. Но рай для собак недоступен, как и для других зверей – только у человека есть Дух, частица Божья. Однако не возбраняется просить у Бога избавления от мучений для своего питомца, хотя священники говорят, что просить надо не за собаку, а за людей, которые могут ей помочь: «Если собака заболела, молите у Бога, чтобы он направил ветеринара, помог ему спасти вашу собаку. Но не просите Бога о душе заболевшей или умершей собаки, ибо только Дух человека бессмертен».

Зороастризм

Единственная религия в мире, которая явно выделяет собаку среди прочих животных – это зороастризм. Испокон веков древние иранские народности считали собак практически равными себе, лучшими среди животных, относились к ним бережно и трепетно. Не возникало сомнений, есть ли у собак душа – есть, и не просто душа, а душа умершего человека, которая за особые деяния в прошлой жизни вернулась на землю воплощением преданности, мудрости, бесстрашия и выносливости. Веря в то, что внутри собаки существует душа умершего человека, (возможно, предка), отношения с этими животными строились на основе только уважения и почтения.

Согласно зороастризму, душа собаки после смерти попадает в загробный мир, принимает облик мощного пса и продолжает служить людям, но уже умершим. На протяжении жизни человека охраняют живые собаки – изгоняют демонов, не давая им проникнуть ни в мысли, ни в дом. А после смерти, на пути в загробный мир, душа человека находится под защитой души собаки, которая также отгоняет бесов, не давая им сбить человека с его последнего пути.

Ислам

Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.

Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.

Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.

Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.

Буддизм

Если отношение к собакам в исламе, православии и зороастризме диктуется неким единым богом-создателем, то буддисты отрицают само существование бога как создателя. Для буддиста мир существовал всегда и он бесконечен, более того – миров множество, и они существуют параллельно. Для приверженца буддизма вопрос «Куда уходят души собак или людей после смерти?» звучит абсурдно, так как буддизм отрицает существование некой субстанции, называемой душой. Для буддиста все вокруг – поток единого сознания, принимающего разные формы. А потому между человеком, кузнечиком, собакой и птичкой нет никакой разницы. Нанося вред живому существу, человек вредит единому потоку сознания, частью которого является, то есть вредит сам себе.

Ад и рай для собак, как и для человека – это внутреннее состояние, состояние души, если бы буддисты верили в душу. После телесной смерти частичка общего потока сознания оказывается в одном из шести миров, в каком именно – зависит от накопленной кармы.

К счастью, каким бы животным ни была собака в исламе, христианстве и в любой другой религии, люди относятся к домашним питомцам все более ответственно и трепетно. Человек понимает, какую роль играют собаки в нашей жизни, какую помощь они оказывают всему людскому роду и в благодарность смягчается, заостряя внимание не на изживших себя запретах, а на порицании любой религией жестокости по отношению к животным.

Грязное животное: когда и почему мусульмане стали считать собак нечистыми существами

Собаки в исламе, как и в раввинистическом иудаизме, традиционно считаются ритуально нечистыми. Эта идея опирается на давнюю традицию, согласно которой один только простой взгляд на собаку во время молитвы аннулирует просьбы благочестивого мусульманина. Подобно многим другим ошибочно рассматриваемым аспектам исламской истории, сегодня большинство мусульман считают, что ислам и собаки не совместимы.

Забытая история

Однако в исламе существует совершенно другая, не совсем известная традиция, относящаяся к собакам — долгая история позитивных взаимоотношений мусульман с ними, восходящая к самым истокам этой религии.

Согласно нескольким авторитетным рассказам о жизни и учениях пророка Мухаммеда, он сам молился в присутствии собак. Многие из его двоюродных братьев и сестер (первых в мире мусульман) воспитывали маленьких щенков. В мечети Пророка в Медине, которая является вторым священным местом в мире для мусульман после Каабы, регулярно видели собак, резвящихся при жизни Мухаммеда, а также в течение многих столетий после него.

Использование собак кочевыми племенами

Неудивительно, что у первых мусульман было так много собак. У кочевников были большие стада коз и овец, и собаки помогали справляться с ними и защищали их, не давая убежать, отпугивая потенциальных хищников и воров. Для ранних мусульман козы и овцы были одновременно источниками пищи и капиталом, а собаки помогали охранять эти инвестиции.

Собаки также являлись важными спутниками во время охотничьих экспедиций. Задолго до ислама этих животных изображали на каменных барельефах Древнего Египта и Ирака рядом со своими хозяевами-людьми. Мусульмане продолжали эту традицию.

Роль собак в городах

Поскольку ислам распространился по всему Ближнему Востоку и миру, он превратился из религии кочевых народов в религию, сосредоточенную в городах. Многие крупнейшие города мира за тысячу лет между 700 и 1700 годами стали мусульманскими.

Как и в сельской местности, в городах собаки играли жизненно важную роль. Они, конечно, продолжали защищать имущество и отгонять злоумышленников, но здесь животные начали выполнять еще одну не менее важную задачу — они поедали пищевые отбросы.

Городские власти от Багдада и Дамаска до Стамбула и Каира использовали потребляющих отходы собак как средство поддержания чистоты городских улиц. Лидеры мусульман строили поилки для собак, многие мечети снабжали их едой, а мясники их использовали для отпугивания крыс и прочих вредителей. Люди, совершавшие насилие против городских собак, нередко подвергались наказанию. Города мусульман были намного чище и приятнее, когда в них жили собаки, чем без них.

Все это означало, что мусульмане всего мира регулярно взаимодействовали со множеством собак. Они поняли, насколько эти животные полезны в качестве охранников и средств очистки улиц, и, мы можем предположить, что у них сложились довольно близкие отношения, основанные на регулярном контакте и типе привязанности, порожденной взаимной зависимостью.

Истоки вражды

Учитывая эту историю, откуда тогда пришла идея, что ислам враждебен к собакам?

Если отвечать коротко, то причиной этого является болезнь. Около двух столетий тому лет назад начали меняться представления о заражении болезнями. Хотя они были еще очень далеки от того, что мы сегодня признаем теорией микробов, люди в Европе, на Ближнем Востоке и в других местах стали замечать связь между вспышками малярии, чумы и холеры и физической близостью заразившихся к таким объектам, как свалки, кладбища и заболоченные озера.

Поэтому правительства и планировщики городов на всем Ближнем Востоке стали удалять эти источники распространения смертельно опасных заболеваний от городских районов, население которых продолжало стремительно увеличиваться. Пищевые отходы стали вывозить за городские стены. Исчезновение отбросов из городских улиц непреднамеренно повлекло за собой исчезновение собак, которые питались ими. Если раньше животные содержали улицы в чистоте, то теперь это делали люди.

Изменение отношения к собакам

Историческая связь собак с отходами сослужила им плохую службу. Мало того, что в городах теперь стало меньше мусора, но и оставшиеся отходы теперь рассматривались как угроза общественной гигиене.

Всего через несколько десятков лет, в начале XIX в. к собакам стали относиться как к экономически бесполезным и даже опасными для здоровья населения животным. Что в итоге? Было проведено несколько широкомасштабных кампаний по искоренению собак, их количество в городах Ближнего Востока значительно сократилось, а также произошли изменения в отношении людей к этим животным. Собаки, которые больше не были полезными и продуктивными городскими жителями, теперь считались опасными, подверженными болезням и были невостребованными.

Это относительно недавнее изменение в мусульманском отношении к собакам объясняет доминирующий взгляд на животное сегодня. Хотя, конечно, мнения различаются, и элита во многих мусульманских странах сохраняет собак в качестве символов статуса, большинство мусульман считают их грязными, нечистыми, иногда даже злыми. Как и в прошлом, история собак сегодня неправильно понимается как мусульманами, так и немусульманами. Большинство не знают, и многие, вероятно, не думают, что Пророк дорожил собаками, как и миллионы мусульман после него.

Уроки истории

Для тех из нас, как мусульман, так и остальных людей, чье общение с братьями нашими меньшими в первую очередь касается взаимодействия с собаками, история отношения к этим животным в исламе преподает еще один урок.

Люди не всегда содержали собак, потому что любили их или они им нравились. Большую часть истории они не были домашними животными. Их использовали по экономической необходимости для работы в качестве охотников, сторожей или уборщиков улиц. Не считая служебных собак, которые ищут наркотики, помогают слепым или преследуют преступников, очень многие сегодня считают этих животных источниками радости. Однако на протяжении всей истории это было не так.

Знание этого прошлого не только дает нам более полное представление о вездесущих собаках, которых мы приветствуем среди нас, но также помогает нам понять, как наша история взаимоотношений с ними сформировала наш нынешний мир.

Источники: