Ну погоди собаки с гитарой

Перезапуск не удался, а аргументы о том, что мульт для детей – дешёвые отмазки. Мы собрали главные косяки ремейка советской классики.

«Ну, погоди!» с Харламовым – позор. Не спасает и то, что мульт рассчитан на детей

В копилку худших премьер года залетает ремейк «Ну, погоди!» от «Союзмультфильма». Первая серия перезапуска советской классики оказалась тотальным позорищем, которое стыдно показывать детям. Конечно, мульт критиковали ещё на стадии разработки с криками «Руки прочь от шедевра!», но в самой идее переизобрести легенду нет ничего плохого. Мульт ужасен именно в исполнении. И сейчас мы расскажем, что конкретно не так.

Волк-Харламов постоянно издаёт идиотские звуки

«Эээ, уууу, ааа, ммм, гыы, ооо!» – скотина просто не затыкается! К самому Гарику Харламову претензий никаких, так как он озвучил то, что придумали сценаристы. В отрыве от конечного продукта это хороший кастинг – хриплый тембр Гарика и узнаваем сам по себе, и хорошо продолжает традицию Папанова. Проблема в том, что вместо слов он ежесекундно издаёт набор раздражающих междометий.

Серьёзно, это звучит, как будто кто-то избивает Скуби-Ду. Буквально каждое действие Волка сопровождается очередным «Эээ?» и «Аыы», чтобы мы не сомневались, что он жив. В оригинальном «Ну, погоди!» персонаж тоже издавал звуки, но редко и по делу – например, фирменное «О!» означало, что у него появилась идея.

А в остальное время пустоту между фразами занимала хорошая музыка, которую запоминали с первого раза. Тут вместо неё играет какой-то набор собранных на коленке бесплатных битов пополам с библиотекой мультяшных эффектов и кряхтением Гарика. Теперь хочется посмотреть немного бэкстейджа, потому что Харламов наверняка угарно корчился перед микрофоном.

Новые персонажи буквально не нужны

Ёжик Шу и Барсук Тим присутствуют в кадре по приколу. У них нет ни характеров, ни необходимых функций. Барсук и Ёж, судя по первой серии про Лунапарк, просто будут случайными препятствиями на пути Волка. А, простите, Косуля Уля получила роль посерьёзнее. Она – любовный интерес, из-за которого соревнуются между собой Волк и Заяц.

То есть, природного конфликта из оригинала уже недостаточно. Допустим, что сохранять советскую концепцию, где очевидно взрослый Волк преследует очевидного ребёнка Зайца, в 2021 году было бы странно. Но блин, завезите тогда персонажам характеры.

Косуля Уля – просто повод для конфликта, а по факту непонятно даже то, чем она так заинтересовала Волка и Зайца. Она обычная зумер-гёрл, которая залипает в телефон и катается на сегвее. Неужели такой персонаж реально нуждался в официальном представлении? Никто не знает, как зовут бегемота-прораба из оригинала, но его легко запомнить и понять.

Анимация выглядит ужасно, а сценарий мегаленивый

У трёхмерных мультфильмов есть одна особенность, сильно отличающая их от рисованных. Если они сделаны не очень хорошо, то это будет сильно бросаться в глаза. Новый «Ну, погоди!» постарался над опенингом, который выглядит всё же более-менее неплохо, но в самой серии эти угловатые бичи двигаются так медленно, как будто у них зашкаливает пинг. Единственный плюс: задники выглядят нормально.

И ладно ещё Волк, который выглядит как ростовая кукла для детского праздника. Посмотрите на Зайца. Он гигантский альфа-чувак, которого и в дизайне, и в сценарии лишили харизмы маленького траблмейкера. Это так лениво!

К слову, о лени. Сейчас внимательно следите за руками. По сюжету серии Волк и Заяц соревновались в стрельбе из лука на глазах у Косули Ули. Герой Харламова решил играть с читами, а потому разместил магнит с обратной стороны мишени, чтобы всегда попадать в цель. Сначала получалось, но потом из-за действий Ёжика магнит приклеился к колчану Волка. Вот кадр:

Он стреляет снова и стрелы начинают лететь за ним, как самонаводящиеся ракеты. Приём мегастарый, но допустим. А теперь смотрите. Вот Волк, осознавший, что теперь он – мишень. Колчан при нём.

Кадр спустя он уже убегает от собственных стрел. И тут у меня два вопроса. Первый – куда пропали лук и колчан? Второй – если их больше нет, то к чему магнитятся стрелы? Может, Волк правильно питался и у него в организме много железа?

То есть, аниматоры либо забыли включить голову, либо забили, потому что дети слишком тупые, чтобы заметить разницу. Но лично я ставлю на лень. Абсолютно всё в новом «Ну, погоди!» выглядит так, как будто никто из его создателей не старался.

Создатели оправдываются тем, что мульт для детей, но это – чушь

В смысле, да, он определённо для детей, но это очень плохое оправдание. Во-первых, если «Союзмультфильму» так не нравится критика взрослых, то не стоило и браться за перезапуск мультфильма, который смотрели буквально все. Во-вторых, многие мультики предназначены для детей, но их никто не обязывает выглядеть так позорно. А чуваки, судя по всему, ещё и заказали немножко абсолютно лживой рекламы.

Давайте подумаем, что ещё нравится детям. Ну, например «Леди Баг и Супер-кот», где тоже совершенно трэшовое 3D. Но там есть сюжет, по вайбу напоминающий «Сэйлор Мун», а переживания и проблемы действительно похожи на то, о чём думают дети. Для взрослых зрителей тотальный ад, но понятно, почему он нравится детям. И это наш худший пример.

Почему-то ни «Фиксики», ни тем более «Смешарики», будучи детскими мультами, не вызывают волны ненависти. Отчасти да, потому что это оригинальный продукт, а не перезапуск. Но главным образом из-за того, что они сделаны качественно и не держат детей за идиотов. Они преподносят настоящие сюжеты, персонажей с характерами и не забывают добавлять чистые куски анимаций.

И, конечно, оригинальный «Ну, погоди!» был ответом «Тому и Джерри», то есть обычной буффонадой, где герои бегают друг за другом. Тут как будто не до сюжетов. Но там всегда мелькали интересные локации, изобретательные ловушки и отсылки к советской поп-культуре, которые дети, к слову, не всегда понимали. А в версии 2021 года есть только примитивный конфликт и гэги слабее, чем в буффонадах 40-х годов. Это позорище, которое не спрячешь за отмазкой про детей.

По факту новый «Ну, погоди!» ближе не к «Смешарикам», а к бездумному сегменту детского ютуба, который родители года врубают, чтобы дети наконец-то заткнулись и посидели с планшетом в руках. Там тоже бессвязные звуки, яркие цвета и абсурдные сцены с танцующими Спайдерменами. И если это стоит того, чтобы заказывать ещё 50+ серий, то пожалуйста. Но, кажется, все согласны, что и старый «Ну, погоди!», и мультфильмы в целом заслуживают планки повыше.

Котёночкин: долгая дорога к Волку. Чем ещё славен автор «Ну, погоди!»

Вячеслав Котёночкин.

95 лет назад, 20 июня 1927 года, в Москве, в семье бухгалтера и домохозяйки появился на свет мальчик. Впоследствии его будет знать и любить вся страна, что на первый взгляд не совсем логично — на экране он появится всего лишь один раз, в фильме «Возврата нет» 1973 года. Да и то в эпизодической роли паромщика.

С другой стороны, на тех, кто работает за кадром, внимание обращают лишь в тех случаях, когда им удаётся сделать что-то совершенно невероятное. Как, например, это удалось Леониду Гайдаю или Эльдару Рязанову. Ну и нашему герою — Вячеславу Котёночкину.

Как Сорняк героем стал

«Невероятное» Котёночкина — это, как можно догадаться, грандиозное мультипликационное полотно «Ну, погоди!», которое, собственно, и сделало его всесоюзной знаменитостью. И которое, почти не кривя душой, можно сравнить — пусть и по одному-единственному параметру — с романом Александра Пушкина «Евгений Онегин». Роман Пушкина, как известно, критик Виссарион Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». «Ну, погоди!» с некоторыми оговорками можно назвать энциклопедией жизни советской. Хорошо, ладно — детской энциклопедией. Это ведь тоже дорогого стоит.

Именно поэтому в случае Котёночкина так трудно следовать сложившейся традиции отмечать юбилеи творческих фигур очередным «Пять лучших мультфильмов мэтра». Сравнение с эпическим «Ну, погоди!» заведомо проиграет любое отдельно взятое творение Котёночкина. Возможно, кто-то вспомнит одну из первых его самостоятельных работ в качестве режиссёра — мультик «Лягушка-путешественница». Он прекрасен, спору нет. Но это всё-таки экранизация сказки русского классика Всеволода Гаршина. Мини-сериал «Он попался!» и «Попался, который кусался!» тоже не вполне самостоятельны — заяц, фигурирующий в этих лентах, похож на зайца из «Ну, погоди!» до степени смешения. Наособицу стоит «Котёнок с улицы Лизюкова». Мультфильм культовый и даже добавивший городу Воронежу ещё одну достопримечательность — памятник тому самому котёнку на той самой улице. Однако продолжения он не получил, став одной из последних работ Котёночкина.

Между тем, у него есть несколько картин, без которых серия «Ну, погоди!» могла бы либо не состояться вовсе либо стать совсем другой, и уж точно менее успешной. Среди этих картин выделяются две — мультфильмы «Чудесница» и «Межа» 1957 и 1967 гг. соответственно.

«Чудесницу» называют поворотным моментом в карьере Котёночкина. И, в общем, есть за что. Это классическая пропагандистская картина времён Никиты Хрущёва. Разумеется, о Кукурузе — царице полей, которая переезжает с юга на север, чтобы и тут, в наших березняках и осинах, показать, на что способна. Как и полагается, у героя должен быть антагонист. В данном случае это Сорняк. Он выскакивает из-под земли с гитарой и, шествуя во главе банды своих подельников, урезывает абсолютно разбойничий музон. Дичайшую смесь салонного романса и откровенного блатняка с текстом: «Мы овёс с пшеницей сгложем, кукурузу уничтожим, на полях останется труха! Ха-ха!» Потом, правда, в лучах рассветного солнца появляется советский трактор, и Сорняку приходит хана. Он бежит, бросая гитару, которую под жалостное треньканье лопающихся струн трактор назидательно давит колёсами.

Именно этой двухминутной сценой и занимался Котёночкин, пребывающий тогда в статусе художника-мультипликатора. При её просмотре сразу становится понятно, откуда что взялось. Отвязная мимика и «хулиганская» манера музицирования Сорняка — ну вылитый Волк, а эпизод с разбитой гитарой потом повторится в «Ну, погоди!» как минимум дважды — во втором и в пятнадцатом выпусках. Между прочим, в записи хора сорняков принял участие совсем молодой студент школы-студии МХАТ Владимир Высоцкий — об этом моменте несколько раз говорила его первая жена Людмила Абрамова. Стоит ли упоминать, что изначально роль Волка писалась под Высоцкого? Или напоминать, что он всё-таки проник в «Ну, погоди!», где Волк в первом же выпуске лезет к Зайцу на балкон именно под его «Парня в горы тяни — рискни»?

В общем, краткий триумф и позорный разгром хулиганов-сорняков — самый крутой и динамичный эпизод всего мультфильма «Чудесница». Что, конечно же, было замечено. Котёночкина приглашает к себе в сатирический киножурнал «Фитиль» сам Сергей Михалков. Причём сразу на должность режиссёра анимационных вставок — по сравнению с художником-мультипликатором это был огромный шаг вперёд. Так что сатирические моменты в «Ну, погоди!» взялись не с потолка. Кстати, Волк и Заяц тоже потом прочно прописались в «Фитиле» — с их участием было снято четыре выпуска.

Режиссер киностудии «Союзмультфильм», заслуженный деятель искусств РСФСР Вячеслав Котеночкин с куклами. 1985 год.

Как родились Заяц и Волк

Спустя десять лет после «Чудесницы» появился мультик «Межа». Вообще-то этот проект считался невезучим, чуть ли не проклятым. Изначально на основе русского фольклора предполагали снять полный метр о противоборстве хвата-солдата, подлого царя и злобного Змея Горыныча. Но несколько режиссёров, едва принявшись за дело, что называется, соскакивали с темы. А вот художник-постановщик оставался, надеясь непонятно на что. Жизнь показала, что он не прогадал. Явился Котёночкин и спас проект, урезав мультик до 20 минут и придав ему динамику. Не прогадал, впрочем, и сам Котёночкин, поскольку дождавшегося его художника-постановщика звали Светозаром Русаковым. Он-то и придумал канонический облик Волка и Зайца, а также придал каждой серии неповторимый колорит, раз за разом помещая приключения героев в разные декорации.

Именно этот тандем и создал ту дивную, уютную, чарующую картину советского викторианства, запечатлённую в «Ну, погоди!». А прямиком из «Межи» в шестнадцатый выпуск приключений Волка и Зайца явился тот самый Змей Горыныч — действие там происходит в мире сказок. К сожалению, этот выпуск, вышедший на экраны в 1986 году, стал последним. Если не по букве, то по духу — точно. После него Русаков уходит на пенсию, потом умирает бессменный «голос Волка», актёр Анатолий Папанов, и история советского «Ну, Погоди!» заканчивается. Следующие выпуски появились только в 1993 году, и прежнего впечатления уже не производили.

Писатель и сценарист Александр Курляндский.

Как «Ну, погоди!» Тома и Джерри обскакал

Но «классические» шестнадцать серий до сих пор вполне конкурентоспособны. И даже могут легко уделать бесконечную погоню американского кота за американской мышью. «Ну, погоди!» постоянно сравнивают с мультсериалом «Том и Джерри». Это тема отдельная, и разговор об этом должен быть особым. Пока что можно заметить только одно. В отличие от Тома и Джерри, которые, будучи животными, ходят без штанов и тупо пакостят друг другу в ограниченном пространстве дома, наши Волк и Заяц — почти что люди, им открыт весь мир, включая парки культуры, метро, магазины, пляжи, сценические подмостки, телестудии, цирковые арены и даже стадионы Олимпийских игр.

Не только Пугачева и Высоцкий: Зарубежные песни из мультфильма «Ну, погоди!»

Не только Пугачева и Высоцкий: Зарубежные песни из мультфильма «Ну, погоди!»

Фото: кадр из мультфильма

Те, кому «немного за…» отлично помнят советский мультхит «Ну, погоди!» и звучавшие в нем мелодии. На память сразу приходят Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, «Песняры». Казалось бы, какой подвох может скрываться в саундтреке советского мультфильма? А он есть! Оказывается, режиссер мультшедевра Вячеслав Котеночкин был меломаном-гурманом и не обошелся одним лишь отечественным музыкальным продуктом. Представляем вашему вниманию топ-15 самых известных иностранных песен из «Ну, погоди!». Спойлер: вы будете крайне удивлены!

«Космический джем: Новое поколение» — один из самых ожидаемых фильмов 2021-го — вышел в российский прокат 15 июля. Продолжение анимационно-игровой истории 25-летней давности сразу же разделило на два лагеря не только фанатов первой части, но и критиков. КП-Афиша считает, что сиквел проекта о любви к баскетболу — одна из лучших семейных картин этого лета.

Кто ищет песни из «Ну, погоди!»

В сети нашлись охотники за мелодиями, которым эта неизвестность не давала покоя, и они угадывали мелодию «с трех нот». Завесу музыкальной тайны приоткрывает паблик «Ну, погоди! | Музыка из мультсериала» в ВК. Рассказал о зарубежных песнях и ведущий YouTube-канала «Лонгплей» Александр Тобольский.

Котеночкин самым тщательным образом выискивал музыку для «Ну, погоди!». Он использовал как популярные, так и инструментальные композиции. С авторским правом в те времена в Советском Союзе не особо считались, поэтому авторов и исполнителей композиций не указали.

Тамаш Деак «Водные лыжи»

Заглавная мелодия мультфильма — одна из самых узнаваемых среди мелодий «всех времен и народов». Считалось, что ее автор советский композитор, джазовый пианист Гергий Фиртич, а исполняет хит ансамбль электромузыкальных инструментов под управление Вячеслава Мещерина. Однако десятилетия спустя выяснилось, что она родом из Венгрии!

Мелодия была записана в 1968 году ритм-группой, вокальным ансамблем венгерского радио и оркестром танцевальной музыки под управлением Тамаша Деака. Называлась она «Vizisi» («Водные лыжи»). Тамашу на сегодняшний день уже 93 года. О том, что он, сам того не подозревая, стал автором одной из мелодий культового советского мультфильма, Тамаш узнал несколько лет назад от своего сына, дирижера — Андреаша Деака, гастролировавшего в России.

Джеймс Ласт «Trompeten Muckel»

Другой пример, когда автора музыки установить не удалось, это момент под названием (как его называют охотники за мелодиями) «Урна» (1 серия). В тот момент, когда Волк пинает урну и начинается эта мелодия. Энтузиасты смогли найти полную запись этого трека, но его автора и исполнителя так и не узнали. К поисковой операции может подключиться каждый. И кто знает, может именно ваша поисковая операция увенчается успехом, а имя впишут золотыми буквами в анналы истории.

В «Ну, погоди!» очень много оркестровой музыки. Видимо, режиссер Вячеслав Котеночкин был ее поклонником. Так, в мультфильме звучит легендарный немецкий оркестр композитора Джеймса Ласта (его визитка — мелодия «Одинокий пастух»).

Кстати, его песни пел сам король рок-н-ролла Элвис Пресли. Под мелодию Джеймса Ласта Волк исполнял акробатические трюки на коне в цирке (11 серия). Помните его прыжок через обруч с кинжалами? Вот, это «Trompeten Muckel» от господина Ласта.

Джеймс Ласт «How High The Moon»

В той же серии про цирк использовалось и попурри из мелодий в исполнении немецкого оркестра. Еще одна мелодия от этих музыкантов — «How High The Moon» использована в серии про Олимпиаду (13-й эпизод).

Билли Вон «Green Grass Of Texas»

«Засветились» в этой серии и американские музыканты — группа «The Texans». В мультфильме звучит их «Green Grass Of Texas» («Зеленая трава Техаса»), правда в исполнении оркестра Билли Вона. Под нее заяц-каратист упражняется с березовым поленом.

Билл Хейли «Caravan»

Звучал в мультфильме и джаз. Например, мелодия «Caravan», в эпизоде, когда Кот-маг в чалме спускается по появляющимся из воздуха ступеням (та же серия про цирк). Так многие советские зрители познакомились с джазом, не зная, что это — джаз. Автором мелодии считается тромбонист джазового оркестра Хуан Тизол, а в «Ну, погоди!» звучит версия Билла Хейли.

Секстет Остервальда «Der treue Husar»

Впрочем, использовали в мультфильме не только современную на тот период эстрадную и оркестровую музыку. Заглянули создатели «Ну, погоди!» и немного вглубь веков, а именно в век 18-й. Оттуда они взяли мотив немецкой народной песни «Der treue Husar» («Верный гусар»). Песня была очень популярна на родине. Ее использовали в кинофильмах, пели за столом, делали на нее, как сказали бы сейчас, «каверы». Да чего там, сам Стэнли Кубрик взял ее для своей картины «Тропы славы». В мультфильм мелодия попала в вариации швейцарского секстета Хази Остервальда. Звучит эта композиция, когда Волк и Заяц развлекаются в комнате смеха (2 серия).

Галина Куницка «Духовой оркестр»

Пришлась по вкусу Котеночкину и музыка наших ближайших соседей по соцлагерю. Так, в 4 серии, в которой действие происходит на стадионе, звучит мелодия из песни популярной польской певицы Галины Куницка.

Херб Альперт «A banda»

Музыкальные горизонты «Ну, погоди!» простирались далеко за пределы Западной и Восточной Европы — до страны, где много диких обезьян, — Бразилии. Бразильский певец Шику Буарке исполнил великолепную самбу «A banda», американский трубач Херб Альперт исполнил ее на свой манер. В этой «американской» версии мелодия и попала в мультфильм. Под нее Волк гонялся за неуловимым Зайцев в аттракционе «Догони» (8 выпуск).

Франк Пурсель «Little Men»

Под инструментальную версию хита Сонни Боно и Шер «Little Men» («Маленький человек») герои сражались друг с другом на шпагах (9 серия). Инструментальная версия была записана французским оркестром Франка Пурселя.

Гюнтер Голлаш «Калинка»

В мультфильме можно услышать и одну из лучших версий известнейшей «Калинки». Исполняет ее оркестр из ГДР под управлением Гюнтера Голлаша. Под «Калинку» в этом варианте Волк удирает от катка в 3-м выпуске. Исполняемая оркестром музыка встречается и в других сериях «Ну, погоди!».

Electric Coconut «Popcorn»

Не осталась без внимания режиссера мультфильма и электронная музыка. Помните стройку из 10-го эпизода? Там звучит композиция «Popcorn», сыгранная на синтезаторе и в версии английской группы Electric Coconut.

Клаус Вундерлих «Lotto Zahlen»

Отметился своими мелодиями и немецкий «электронщик» Клаус Вундерлих. Так, в сцене в музее (12 эпизод) звучит его композиция «Lotto Zahlen». В этой серии вообще звучит преимущественно электронная музыка.

Еще три песни из «Ну, погоди!»

Робот стрижет Волка под электронный вариант «Besame mucho».

Особо примечательной можно считать композицию в стиле евро диско от голландцев из Digital Emotion «Get Up Action»

У всех эпизодов, в которых звучат такие неопознанные пока мелодии, есть кодовые названия. Например — «Волк, взлетающий на бутылке сидра» (14 серия). Благодаря усилиям подписчицы той самой группы в ВК удалось установить, что это композиция «Un réverbère» французского гитариста Клода Сиари.

В списке сыщиков-энтузиастов, разыскивающих мелодии из «Ну, погоди!» на просторах сети и в музыкальных архивах, еще много пустых строк. Пожалуй, найти и идентифицировать все мелодии невозможно, но музыкальный аппетит приходит во время «охоты».

Лучшие фильмы о советском детстве – не только любимые зрителями разных поколений, но и ставшие лауреатами международных кинофестивалей. Их, мы убеждены, будут смотреть и наши потомки.

Источники: