Не будите спящую собаку спектакль

“Не будите спящую собаку”: как создавалась блестящая комедия с Этушем, Виторганом и Павловым Наверняка о криминальной комедии под названием «Не будите спящую собаку» многие позабыли –

Не будите спящую собаку (спектакль) Не будите спящую собаку — спектакль по мотивам пьесы английского драматурга Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот» написанной в 1932 году. Премьера

Фильм Не будите спящую собаку (1991) — актеры и роли — советские фильмы — Кино-Театр.Ру

Не будите спящую собаку (спектакль)

Не будите спящую собаку — спектакль по мотивам пьесы английского драматурга Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот» написанной в 1932 году. Премьера спектакля состоялась на сцене Государственного театра Киноактера 23 мая 2009 года. Роли на премьерном показе исполнили: Сергей Астахов (Роберт), Елена Корикова (Фреда), Светлана Иванова (Бетти), Андрей Чернышов (Стэнтон), Ольга Красько (Олуэн), Иван Жидков (Гордон) [1] .

Содержание

Сюжет

Бизнесмен Роберт Кэплен со своей женой Фредой устраивают приём в своем доме. Среди гостей — партнёр Роберта Гордон Уайтхауз с супругой Бетти, ведущий менеджер фирмы Чарльз Трэвор Стэнтон и Олуэн Пиил — давняя и близкая подруга семьи. Во время светской беседы Пиил, чтобы достать сигары, открывает музыкальную шкатулку, не подозревая, что открыла своеобразный «ящик Пандоры». Мелодия, которая зазвучала в момент открытия шкатулки, напомнила Роберту о брате Мартине, который, по официальной версии, недавно застрелился. Кеплен вспоминает, что в ходе следствия было несколько нестыковок и пытается выяснить правду…

Ещё в XIV веке самый знаменитый поэт английского Средневековья Джеффри Чосер писал: «Не будите спящую собаку, она может только укусить» [2] . По замыслу автора инсценировки и режиссера спектакля Ольги Шевцовой, этой спящей собакой оказалась правда, которую хотел узнать и узнал Роберт Кэплен. Маленькое расследование, словно снежная лавина, набирает обороты и сметает всё то, во что верил Роберт. Эта «лавина» хоронит под собой и светлую память о безвременно ушедшем брате, и веру в добропорядочность компаньона и супруги, и даже «сбрасывает с пьедестала» светлый образ Бетти, которую Роберт буквально боготворил («Похотливая мартовская кошка» — произносит Кеплен как бы сам в себя). Хозяин особняка осознаёт, что в этой жизни у него не осталось ничего из того, чем он дорожил… Роберт уходит в свой кабинет и стреляет в себя, следом за ним то же самое делает влюблённая в него Олуэн.

Однако заканчивается спектакль другим финалом. Снова особняк, Олуэн открывает шкатулку, но звук из радиоприёмника заглушает её мелодию. По радио передают модный шлягер и компания пускается в пляс. Никто в этот вечер не потревожил спящую правду.

Гастроли

В гастрольных турах состав актёров выступающих в спектакле «Не будите спящую собаку» может меняться. В частности, на спектакле в городе Северодвинске состоявшемся 24 февраля 2009 года, роли исполняли: Сергей Виконтович Астахов (Козлов) (Роберт Кэплен), Эвелина Висвальдовна Блёданс (Фреда), Абрамова, Татьяна Альбертовна (Олуэн Пиил), Ольга Альбертовна Арнтгольц (Бетти), Андрей Игоревич Харитонов (Чарльз Трэвор Стэнтон), Вахтанг Ираклиевич Беридзе (Гордон Уайтхауз).

Пьеса Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот»: краткое содержание, главные герои, сюжет, экранизация

Джон Бойнтон Пристли написал свою дебютную пьесу в 1932 году. «Опасный поворот» громко взошел на театральные подмостки и завоевал популярность. Жанр произведения можно обозначить как детектив в закрытой комнате.

Роберт шокирован

Об авторе

Пристли родился в Брадфорде в 1894 году. Его отец был провинциальным учителем. Писатель был на армейской службе во время Первой мировой войны, после ее окончания поступил в Кембридж.

Писал романы, самый известный из которых — «Добрые товарищи». Написал более 40 пьес и стал одним из самых популярных английских драматургов.

Умер в 1984 году в Стратфорде-на-Эйвоне.

Автор пьесы

Сюжет

На приеме у совладельца издательства Роберта Кэплена вскрываются интересные подробности самоубийства его брата, которое произошло год назад.

Хозяин дома начинает расследование, в ходе которого одна за другой раскрываются тайны присутствующих. Сюжет «Опасного поворота» строится на откровениях основных персонажей. Всплывают на поверхность такие тайны из жизни героев, как кража, измены, попытка изнасилования.

Подробности самоубийства брата Роберта в итоге раскрываются, но жизнь тех, кто присутствовал при этом, больше никогда не будет прежней.

Роберт в споре

Главные герои «Опасного поворота»

  • Роберт, совладелец английского издательства. Действие пьесы происходит в его доме.
  • Фреда Кэплен, его жена.
  • Гордон Уайтхауз, компаньон Роберта, брат Фреды.
  • Бетти Уайтхауз, его жена.
  • Олуэн Пиил, работница издательства.
  • Чарльз Тревор Стэнтон — новоиспеченный директор издательства.
  • Мод Мокридж — писательница.

В пьесе 7 основных героев, а также постоянно упоминается покойный брат Роберта — Мартин Кэплен.

Краткое содержание «Опасного поворота» Пристли. Действие первое

На обед к супругам Роберту и Фреде Кэплен приехали гости – родственники, друзья, сотрудники английского издательства, к которым относится и сам хозяин.

После торжественного обеда мужчины ведут разговор за столом, а женщины возвращаются в гостиную. До этого они слушали там радиопьесу «Спящий пес», но пока обедали, пропустили 5 сцен. В итоге дамы не могут понять смысл названия и финал. Им невдомек, почему постановка кончается смертельным выстрелом.

Олуэн Пиил считает, что спящий пес – это символ истины. Персонажу, который разбудил пса, открылась вся правда. Не выдержав ее, он пустил себе пулю в лоб. Мисс Мокридж упоминает случай с братом Роберта, Мартином Кэпленом, который год назад покончил жизнь самоубийством.

В гостиную заходят мужчины. Им интересно, о чем была пьеса. Разговор заходит о том, стоит ли вообще говорить правду или разумнее скрывать ее.

Мнения неоднозначны. Роберт Кэплен считает, что правда рано или поздно должна открываться. Стэнтон уверен, что такая позиция равнозначна опасному повороту на высокой скорости. Хозяйка дома предлагает всем папиросы и напитки, чтобы перевести тему разговора.

Фреда открывает красивую шкатулку с папиросами. Олуэн упоминает, что видела ее у Мартина Кэплена. Но Фреда уверена, что это невозможно, ведь у Мартина она оказалась за неделю до самоубийства, то есть после того, как Олуэн и Мартин встретились последний раз.

Олуэн не спорит с хозяйкой. Заинтересовавшись темой, Роберт настаивает на продолжении разговора.

Выясняется, что Фреда вручила Мартину шкатулку прямо в день самоубийства. А после этого брата Роберта посетила Олуэн по какому-то очень важному вопросу. Причем обе женщины раньше никому не говорили об этом, даже следствию.

Роберт находится в замешательстве. Он хочет выяснить все подробности этой истории и не собирается завершать разговор. Бетти, ссылаясь на головную боль, просит мужа, чтобы они отправились домой. Мод Мокридж и Стентон тоже уехали, так что остаются только Олуэн, Роберт и Фреда.

Выясняется, что Олуэн в тот роковой день поехала к Мартину, чтобы выяснить, кто из двух братьев похитил ее чек на 500 фунтов стерлингов.

Считается, что это был Мартин, поэтому-то он и свел счеты с жизнью. Но Олуэн высказывает подозрения относительно Роберта. Последний возмущен, ведь всегда считал девушку своим близким другом.

В разговор вмешивается Фреда. Она говорит Роберту, что он слеп, если не замечает, что Олуэн в тайне влюблена в него. Девушка соглашается, что так оно и есть. Поэтому она и молчала во время последнего разговора с Мартином. Ведь тот уверял, что виновен Роберт, о чем ему сказал Стэнтон.

Роберт потрясен, ведь и ему Стэнтон говорил то же самое, но про Мартина.

Фрэда и Роберт решают, что именно Стэнтон является вором, ведь кроме него и братьев никто не знал о деньгах.

Роберт звонит Стэнтону и просит его вернуться, чтобы окончательно разобраться в этом деле.

в гостиной Роберта

Действие второе

Стэнтон возвращается вместе с Гордоном и под напором признается, что совершил кражу. Ему очень нужны были деньги, Стэнтон уверяет, что надеялся вскоре их вернуть.

Но внезапно застрелился Мартин, и все решили, что причиной была украденная сумма и страх перед разоблачением. Стэнтон решил воспользоваться случаем и умолчать про кражу.

Фреда и Гордон рады, что Мартин тут не при чем. Они осуждают Стэнтона, но тому тоже есть что сказать.

Он готов открыть все, что знает о Мартине, чтобы помочь разобраться в причинах его самоубийства. Стэнтон раскрывает, что Фреда имела любовную связь с Мартином.

Она не отрицает этого. Фреда говорит, что не смогла закончить отношения с Мартином даже после свадьбы с Робертом. Но первый брат не испытывал к ней любви, так что она оставалась со вторым.

Олуэн признается, что ей противен Мартин, его интриги, поэтому она испытывает к покойному ненависть. Гордон любил Мартина, по этой причине остро воспринимает такое заявление. Между ними завязывается ссора.

герои пьесы

Действие третье

Внезапно Олуэн признается, что это она убила Мартина. Но девушка уверяет, что сделала это случайно.

Далее она погружается в воспоминания о том вечере. Олуэн пришла к Мартину, когда он был один. Ей показалось, что он слишком веселый и находится под действием наркотиков. Сначала он стал говорить неприятные вещи про нее. Обзывал ее чопорной старой девой и призывал поддаться желанию, которое она испытывает по отношению к нему.

Когда он предложил девушке снять платье, Олуэн, возмущенная таким поведением, попыталась уйти. Но он перекрыл ей выход и достал револьвер.

Началась борьба, мужчина пытался сорвать платье с Олуэн, но она схватила его за руку и развернула пистолет. Мартин случайно сам нажал на курок и упал замертво.

В гостиной все шокированы услышанным, но они решают сохранить эту историю в тайне, чтобы не подставлять Олуэн. Стэнтон давно догадывался о ее причастности, так как нашел на месте преступления кусочек ткани с платья девушки. Но при этом он всегда уважал Олуэн и считал ее нравственной и порядочной.

Девушка продолжает рассказ о событиях того вечера. Ей срочно надо было с кем-то поделиться этой страшной новостью. Она поехала к Стэнтону, но он был с женой Гордона – Бетти. Олуэн не стала заходить.

К этому времени Бетти тоже появилась в гостиной, и Роберт интересуется, правда ли то, что она любовница Стэнтона. Та признается, что так и есть, а свой брак с Гордоном она ненавидит.

Со Стэнтоном она стала встречаться из-за отвратительных отношений с мужем. К тому же любовник дарил ей хорошие дорогие подарки. Для этого ему и нужны были деньги.

Роберт тоже совершает признание – он любит Бетти. Но та уверена, что он просто видит в ней красивый образ, коим она на самом деле не является.

Роберт и Гордон заявляют Стэнтону, что больше не хотят иметь с ним ничего общего. Они требуют его увольнения из издательства и возврата украденных денег.

Роберт пьет виски и говорит о том, что его мир рухнул по вине Стэнтона, испарились последние иллюзии, все теперь пусто и бессмысленно.

Финал

Роберт покидает комнату в ужасно подавленном состоянии.

Фреда вспоминает, что у мужа есть пистолет. Олуэн отправляется к Роберту, чтобы предотвратить катастрофу.

Далее в темноте слышится выстрел, женский крик и плач.

«Нет! Это не может случиться. Это никогда не случится!» – восклицает Олуэн.

Финал «Опасного поворота» Пристли отсылает нас к началу.

Свет снова медленно загорается. На сцене все четыре женщины. Они говорят о пьесе «Спящий пес» и ее концовке. Вскоре из столовой выходят мужчины, снова завязывается тот же разговор, что и в начале пьесы.

Опять они пытаются разобраться в смысле названия «Спящий пес», спорят о правде и лжи, а Фреда берет шкатулку с папиросами. Олуэн узнает ее, но далее разговор непринужденно поворачивает в другое русло.

Гордон прокручивает радиоволны в поисках музыки для танцев, Олуэн с Робертом пляшут фокстрот под названием «Все могло быть иначе».

Всем очень весело, радость и улыбки на лицах, музыка играет все громче.

старый спектакль

Основная идея пьесы

При анализе «Опасного поворота» Пристли в первую очередь обращают внимания на концепцию правды и лжи, изложенную в пьесе.

Один из героев утверждает, что говорить правду – это равнозначно опасному повороту на высокой скорости. И последующие события, где вскрывается вся истина, действительно приводят к трагическим последствиям.

Но идея пьесы вовсе не в том, что правду надо скрывать. Героиня по имени Олуэн высказывает важные для понимания пьесы мысли. Правда не была бы опасной, если бы люди изначально были готовы быть искренними, открывая свои изъяны и недостатки.

Вырванная из общего контекста правда может прозвучать ужасно, но она не учитывает обстоятельства жизни человека и то, что у него на душе. Такая полуправда, как бы отвратительно она не звучала, никогда не поможет понять человека.

Сложность вопроса заключается еще и в том, что человек часто сам не может себя понять, не умеет быть искренним с самим собой.

Другая идея, которую Джон Бойнтон Пристли вложил в эту и другие свои пьесы, – это общая взаимозависимость людей. Их добрые и злые поступки рождают цепь событий, а чем они закончатся, угадать невозможно.

Советская экранизация

Фильм «Опасный поворот» 1972 года по пьесе Пристли был снят режиссером Владимиром Басовым. Он сам сыграл одну из главных ролей в этой ленте. Также в фильме снялись Юрий Яковлев, Валентина Титова, Руфина Нифонтова.

Картина состоит из трех серий и длится 199 минут.

русский фильм

Судьба произведения

«Опасный поворот» Пристли шел на сценах многих театров по всему миру. Но сам автор не очень любил свое первое творение. Он считал, что драматическая техника, показанная в произведении, слишком отточенная и безупречная.

И хотя герои обрисованы ярко и правдоподобно, автор и некоторые режиссеры находили характеры слишком плоскими.

Пьеса «Опасный поворот» Пристли и сейчас пользуется популярностью у публики. Ее часто ставят в любительских и профессиональных театрах. Также вышло несколько экранизаций в разных странах. В России фильм «Опасный поворот» 1972 года до сих пор высоко оценивается критиками и зрителями.

Опасный поворот (1972)

Опасный поворот кадры из фильма

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

актеры и роли

Юрий Яковлев

Юрий Яковлев

Валентина Титова

Валентина Титова

Александр Дик

Александр Дик

Елена Валаева

Елена Валаева

Антонина Шуранова

Антонина Шуранова

Владимир Басов

Владимир Басов

Руфина Нифонтова

Руфина Нифонтова

Михаил Новохижин

«Когда до снега осень доживёт» (В.Баснер — М.Матусовский)
«Словно сотни лет назад» (В.Баснер — М.Матусовский»

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Ошибка

фрагменты >>

кадры из фильма >>

Опасный поворот (1972) фотографии

Опасный поворот (1972) фотографии

Опасный поворот (1972) фотографии

Опасный поворот (1972) фотографии

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

. Это точно! В разном возрасте по-разному воспринимаются герои фильма. Это все жизненный опыт и те люди, которые встречались нам на пути. Среди них была и Олуэн, и остальные персонажи этой пьесы. читать далее>>

Замечательный фильм, как здорово, что так оживленно его обсуждают. Для меня этот фильм интересен уже очень много лет, наверное первый раз его посмотрел в начале 80-х, и с тех пор всегда с интересом пересматриваю. читать далее>>

. Это наша практика — на Дзене была статья о костюмах из «Собаки на сере» и пр., которые потом перекочевали в другие фильмы. В случае с платьем Олуэн это было сделать ещё легче, фильм-то ч/б. читать далее>>

. На Мосфильме, к счастью, до сих сохранились склады с костюмами и аксессуарами из большинства фильмов, хранящиеся в коробках на стеллажах. По ТВ как-то показывали как открывают коробки с какого-то. читать далее>>

Не будите спящую собаку (1991)

Не будите спящую собаку кадры из фильма

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

актеры и роли

Алексей Жарков

Алексей Жарков

Виктор Павлов

Виктор Павлов

Елена Попова

Елена Попова

Владимир Этуш

Владимир Этуш

Сергей Бадичкин

Николай Бармин

Анатолий Бобровский

Эммануил Виторган

Эммануил Виторган

Анатолий Голик

Вадим Грачёв

Николай Гудзь

Виктор Демерташ

Игорь Кашинцев

Ирина Лазарева

Александр Литовкин

Юрий Мартынов

Геннадий Матвеев

Татьяна Новицкая

Владимир Привалов

Любовь Руденко

Сергей Силкин

Сергей Силкин

Владимир Сошальский

Владимир Сошальский

Виктор Филиппов

Елена Борзова

Юрий Платонов

Николай Сморчков

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Ошибка

кадры из фильма >>

Не будите спящую собаку (1991) фотографии

Не будите спящую собаку (1991) фотографии

Не будите спящую собаку (1991) фотографии

Не будите спящую собаку (1991) фотографии

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

. Не совсем так. Первая серия — это взгляд на события со стороны Фуфачёва, а вторая — то же самое, но как всё было на самом деле. читать далее>>

Отличный фильм, единственное тут напрягает что сцены не по порядку идут, а в перемешку, то настоящее то прошлое. Зачем так сделано не понял. Была мысль самому что ли отредактировать, все сцены вырезать. читать далее>>

Давненько не пересматривал фильм, но теперь решил доставить себе удовольствие, и не прогадал: великолепнейшая авантюрная комедия, которая проходит просто на одном дыхании — «9» по 10-балльной. читать далее>>

Ни прибавить, ни убавить! Смотрела недавно и просто невероятно наслаждалась игрой и Жаркова, и Павлова, и Сошальского, и Поповой — все просто прекрасны, это настоящий блистательный фильм, по-другому. читать далее>>

Чибис выходит из тюрьмы, что то там обещает, надзиратель говорит что он и прошлый раз так говорил. Что я сказать хотел- Чибис как минимум второй срок отбывает, причем в тюрьме почему то. А почему не на. читать далее>>

“Не будите спящую собаку”: как создавалась блестящая комедия с Этушем, Виторганом и Павловым

Не будите спящую собаку

Наверняка о криминальной комедии под названием «Не будите спящую собаку» многие позабыли – все-таки фильм вышел еще в 90-е годы. Однако картина действительно прекрасная – чего только стоит актерский состав. О том, как снимали киноленту, – читайте в нашей сегодняшней статье.

Сюжет фильма

В солнечной Ялте Вадим Алексеевич, разбогатевший на хищении чужого имущества, знакомится с обаятельной Адой. Девушка рассказывает ему о том, что является «дочерью прокурора» – мужчина запоминает эти слова, но не слишком концентрируется на них.

Не будите спящую собаку

Впрочем, судьба оказывается очень хитра – после возвращения в столицу, он обнаруживает, что его квартира опечатана, а сам он оказывается под следствием. Приходится срочно искать выход, и тут Вадим вспоминает о своей очаровательной знакомой. Надеясь воспользоваться ее связями, он обращается к ней за помощью и знакомится с референтом министра, готовому решить все проблемы за взятку. Однако встреча случилась не просто так, и зрителям еще придется разобраться с тем, кто в этой истории настоящий мошенник…

Секрет успеха

Постараемся не раскрывать все тайны сюжета и лучше расскажем о главном преимуществе данного фильма. Состав актеров, который подобрала съемочная команда, действительно уникальный: в картине «Не будите спящую собаку» встретились три крупные звезды советского кинематографа – Владимир Этуш, Алексей Жарков, Виктор Павлов и Эммануил Виторган.

Не будите спящую собаку

Мошенника Вадима Алексеевича очень убедительно сыграл Павлов, роль Чибиса или Олега Евгеньевича блестяще исполнил Жарков. Не менее прекрасен в амплуа афериста Гриши и харизматичный Этуш. Усмирить эту неоднозначную тройку киногероев смог следователь Борис Васильевич Зотов – эта роль досталась Виторгану. Отдельно хочется отметить игру прелестной Елены Поповой, в которую наверняка влюбились многие зрители.

Необычный ход сценаристов

Имея в запасе старую гвардию, создатели фильма уже могли рассчитывать на успех. Действительно, опыт и талант сложно игнорировать. Тем не менее, сценаристы не хотели полностью перекладывать ответственность на плечи уважаемых артистов, поэтому тщательно поработали над сценарием.

Общая структура картины представляет собой две отдельные серии. Они объединены единым сюжетом, более того, в них идет речь об одном и том же событии. Не будем раскрывать всех секретов, поэтому только обозначим эту параллельную структуру. Для чего она понадобилась режиссеру – узнаете после просмотра. Мы лишь намекнем, что юмористическая атмосфера, сложившаяся в начале фильма, во второй серии примет очень неожиданное развитие.

Не будите спящую собаку

Приятно иногда вспоминать о старых шедеврах кинематографа. «Не будите спящую собаку» – без сомнений, один из них. Удивительно талантливый актёрский состав, необычный подход и финал, которого совсем не ждешь – все это создает настоящую интригу, которая точно должна вдохновить на желание пересмотреть фильм или впервые познакомиться с ним.

Источники: