Зоя Зорина, Анна Смирнова, Татьяна Обозова «Природа» №10, 2018 • Библиотека научно-популярных статей на «Элементах» • Орнитология, Этология
ДНК человека и шимпанзе совпадают на 99%, но обезьян все равно невозможно научить говорить по-человечески, хотя и известны случаи обучения горилл языку жестов. В то же время попугали,
Это очень волнующий момент, когда ваш любимый маленький попугай произносит свое первое слово, особенно если это ваше имя. Некоторые попугаи способны запомнить
Из этой статьи вы узнаете, почему попугаи умеют разговаривать, кто еще из пернатых способен освоить человеческую речь и как можно научить говорить птицу.
Как попугаи учатся говорить и понимают ли они слова? Описание, фото и видео
Животные
Это очень волнующий момент, когда ваш любимый маленький попугай произносит свое первое слово, особенно если это ваше имя. Некоторые попугаи способны запомнить молитву или стихотворение. Но вас интересует, когда вы слышите, как попугай читает стихи, понимает ли он, что произносит?
Может, он просто бездумно имитирует слова? Или попугаи умнее и смышленее, чем мы о них думаем? Согласно исследованиям Айрин Пепперберг, попугаи способны на нечто большее, чем просто имитация.
В отличие от других животных голосовой аппарат попугаев позволяет им легко подражать человеческой речи. Попугаи, как утверждает Пепперберг, учатся общаться в стае между собой, подражая крикам взрослых птиц.
Понимают ли попугаи что говорят?
Тогда становится понятным поведение домашних попугаев, получающих вознаграждение за повторение слов, которые произносят их владельцы. Говорить, правда еще не означает понимать. Для выяснения вопроса, насколько хорошо попугай понимает, что говорит, Пепперберг поставила опыт в Северо – западном университете. В 1977 году для этой цели она купила в зоомагазине Алекса — серого африканского попугая (эти попугаи говорят лучше других). Сначала Алекс дружелюбно вел себя, подобно другим своим серым сородичам. Потом выяснилось, что это очень смышленая птица.
Опыты с попугаем
Алекс сидит на жердочке, а экспериментатор показывает ему на подносе ключ. «Ключ»,— говорит попугай, и Пепперберг дает ему ключ. В отличие от домашнего попугая Алекс получает награду, только если правильно называет то, что ему показывают. Назвав правильно ключ, он тут же его и получает. «В начале,— говорит Пепперберг,— никто не верил, что попугай может правильно называть предметы. Но теперь Алекс способен правильно назвать 100 предметов: от листа бумаги до зернышка и пробки».
Научившись правильно называть предметы, Алекс получил новую задачу. Теперь он должен был не просто назвать предмет, но дать ему определение, например не просто ключ, а синий ключ. Алекс быстро научился различать цвета. Если ему показывали два ключа — красный и зеленый, и спрашивали: «Что здесь одинаковое, а что разное?», то попугай радостно кричал в ответ: «Цвет!» На такой же вопрос Алекс умеет отвечать: «Форма» и «Материал». Пепперберг рассказывает, что со словом материал у попугая есть определенные трудности, он произносит его сокращенно: «Материя».
Прошли годы ученичества и Алексу порядком надоели фокусы экспериментатора. Например, он назовет ключ, а потом, взяв его в клюв, швырнет на пол. Когда ему часто показывают предмет, который он хорошо знает, Алекс может попросить что – нибудь новенькое. Когда ему, скажем, показывают слишком много ключей, он может закапризничать и сказать: «Хочу пробку!» И ему ее дают.
Любопытная птица может потребовать: «Нет, ты скажи, что это!» Если на подносе ей демонстрируют какой – нибудь новый предмет. Когда Алекса спрашивают о цвете незнакомого предмета, птица может разыграть целое представление, пытаясь завладеть новой игрушкой.
Чтобы Алекс чувствовал себя счастливым, обучаясь называть предметы, Пепперберг и ее сотрудникам пришлось скупить почти все цветные безделушки в детском магазине. Правда, иногда у Алекса бывают тяжелые дни, когда он не в настроении.
В такие дни иногда он может постоянно кричать: «Нет», как капризный двухлетний ребенок. Когда же он хочет показать, кто в доме хозяин, он громогласно объявляет: «Я ухожу!» и вырывается из рук несчастного студента, который желает его тестировать.
Некоторые считают, что эксперименты Пепперберг не доказывают, что попугаи могут осмысленно пользоваться языком человека. «В конце концов,— говорят они,— Алекс не может рассказать о том, что он только что видел, до тех пор, пока не получит вознаграждение ». Пепперберг утверждает, что хотя, конечно, Алекс не пользуется языком в общепринятом смысле этого слова, он все же использует слова, чтобы выражать идеи.
Она считает, что в мозгу попугая могут происходить довольно сложные мыслительные процессы. Под конец еще одна история. Алекс умел называть банан, вишню и виноград. Однажды ему показали яблоко. Алекс заявил: «Хочу банград!», соединив в одном слове банан и виноград. Он придумал название для странного желто – зеленого фрукта.
Почему попугаи разговаривают – интересное видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Разговаривают ли попугаи осмысленно?
Как попугаи учатся говорить и понимают ли они слова?
Это очень волнующий момент, когда ваш любимый маленький попугай произносит свое первое слово, особенно если это ваше имя. Некоторые попугаи способны запомнить молитву или стихотворение. Но вас интересует, когда вы слышите, как попугай читает стихи, понимает ли он, что произносит?
Может, он просто бездумно имитирует слова? Или попугаи умнее и смышленее, чем мы о них думаем? Согласно исследованиям Айрин Пепперберг, попугаи способны на нечто большее, чем просто имитация.
В отличие от других животных голосовой аппарат попугаев позволяет им легко подражать человеческой речи. Попугаи, как утверждает Пепперберг, учатся общаться в стае между собой, подражая крикам взрослых птиц.
Интересный факт: попугаи в дикой природе учатся общаться между собой, подражая крикам взрослых птиц.
Почему попугаи разговаривают
Умственные способности
Эти птицы умны и сообразительны, при правильном обучении запоминают и фразы, и ситуации, в которых эти фразы употребляются. Говорящие попугаи составляют новые слова, меняя местами части уже выученных слов и фраз. Они способны различать цвета и формы. В своих экспериментах американский орнитолог Айрин Пепперберг продемонстрировала, что ее жако Алекс способен различать 50 предметов, 5 форм и 7 цветов.
Жако Алекс в процессе разбора кубиков по цветам.
Стая — это дом, а дом — стая
В живой природе попугаи ведут стайный образ жизни. В стае они обучаются, общаются, растут. Если у вас один птенец в доме, то стаей для него становятся члены семьи, птица становится ориентирована на человека и общение с ним. Пару попугаю стоит заводить после того, как он заговорит. Разговорных навыков он уже не потеряет.
Схожий с человеческим механизм воспроизведения звуков
Долгое время считалось, что голосовой аппарат человека и птицы работает одинаково. Человеческий голос образуется при движении воздуха из легких через трахею в гортань и дальше через голосовые связки в глотку, ротовую и носовую полости. При выдохе создается необходимый для образования звука поток воздуха. Из легких воздух выходит через бронхи в трахею. Трахея соединена с гортанью. Звук возникает, когда струя воздуха колеблет голосовые связки, находящиеся в гортани. Глотка, ротовая и носовая полости и трахея выполняют функцию резонаторов.
Недавние исследования показали, что у птиц две гортани — верхняя и нижняя. Нижняя гортань задействована в звукообразовании, она снабжена несколькими независимыми вибраторами, поэтому работа голосового аппарата птицы напоминает звучание оркестра. Тем не менее сложное строение нижней гортани едва ли объясняет способность птиц к воспроизведению звуков человеческой речи.
Виды говорящих попугаев
Почти любого попугая можно научить говорить. Но есть пятерка наиболее говорливых птиц, которые быстрее обучаются и радуют большим словарным запасом, это:
- Жако. Самые говорливые пернатые. Серые птицы могут болтать без умолку. Причем говорить осознано. Это позволяет общаться с птичкой почти на равных. Жако умеют не только разговаривать, но и имитировать интонацию, тембр, акцент.
- Амазон. Заучивает от 60 до 100 слов. Не может копировать интонацию и тембр.
- Какаду. Очень легко обучаемые пернатые. Впоследствии нуждаются в постоянном собеседнике. Требуют много времени и внимания.
- Ара. Запоминает до 20 слов, но используются питомцем по делу, то есть – соответственно ситуации. Кроме того ара умеет имитировать различные звуки – сигнализацию машины, скрип двери, судорожный кашель.
- Карела. Может выучить от 10 до 20 слов. Однако большую радость доставляет имитацией звуков природы и бытовых предметов. Также птица красиво поет.
Какие попугаи лучше говорят
Ответить на вопрос, какие попугаи легче обучаются говорению, непросто. Многое зависит от терпения хозяина и индивидуальных особенностей птицы. Врожденными способностями к имитации речи обладают жако, корелла, амазон, ара и волнистый попугай.
Словарный запас этих птиц состоит из нескольких десятков слов:
- Жако (до 1500 слов).
- Корелла (до 100 слов).
- Амазон (до 60 слов).
- Ара (до 20 слов).
- Волнистый попугай (до 20 слов). Этот вид не относят к легко обучаемым, однако самым большим словарным запасом в мире обладает волнистый попугай по имени Пак (1728 слов).
Природный словарный запас попугая
Природный «словарный запас» попугаев позволяет лучше помочь их состояние.
Природный словарный запас попугая — это звуки, которыми он выражает свои эмоции:
- Чириканье означает, что птица в хорошем настроении и мирно общается с другими попугаями.
- Звук, похожий на кряканье, указывает на недовольство. Чем он громче, тем сильнее недовольство и возмущение. Постарайтесь установить причину.
- Отрывистое кряканье — это призыв. Птица зовет хозяина или сородичей.
- Резкий отрывистый крик — признак голода или желания вылететь из клетки.
- Громкий тревожный крик говорит о том, что ваш питомец напуган.
- Громкий резкий тревожный крик, сопровождающийся проявлением агрессии, означает, что птица крайне напугана и источник страха рядом. Нужно перенести клетку в тихое место и накрыть.
- Громкий крик, который сопровождается хлопаньем крыльев по бокам, означает возмущение.
- Звуки, похожие на мяуканье, говорят о том, что птица выпрашивает лакомство.
- Жалобный писк — реакция на непривычный предмет или действие.
- Воркование говорит о том, что птица довольна или устала.
Способность к подражанию дополняется измененной структурой головного мозга с областями, предназначенными для имитации звуков. Вот почему попугаи так хороши в этом по сравнению с другими животными. Исследователи полагают, что такое структурирование мозга позволяет им, помимо прочего, воспринимать и воспроизводить музыку. Как мы знаем, попугаи часто напевают знакомые мелодии или даже танцуют в ритм.
Но говорить у попугаев получается не только из-за специального строения, но и благодаря их невероятной социальности. Худшая участь для этой птицы — сидеть в клетке в одиночестве. Им необходим партнер. Или человек, который будет уделять питомцу все свободное время.
Когда и как учить попугая разговаривать
Попугай быстрее адаптируется, если вы будете чаще с ним разговаривать. Обучение разговору начинают в период первой линьки — в 2-3 месяца. Пол не влияет на способности: говорить могут и самцы, и самки.
Чаще обращайтесь к питомцу по имени. Можно одновременно учить птицу прилетать на зов: насыпьте на ладонь любимое лакомство и во время кормления ласково проговаривайте имя питомца. Через некоторое время он поймет, что от него требуется, и будет прилетать к вам.
Во время урока сажайте попугая на палец и подносите ближе к лицу.
Слова, произнесенные женским или детским голосом, воспринимаются лучше.
Рекомендуется разучивать несколько слов или фраз одновременно. Некоторые слова попугаю могут не понравиться, и он откажется их запоминать. Выбирайте короткие фразы, содержащие не более 2 слов. Попугаю проще воспроизвести слова, в которых есть шипящие или звук «р». Хорошо усваиваются вопросы, эмоционально окрашенные фразы.
Продолжительность урока не должна превышать 5-10 минут. Чередуйте фразы, повторяя каждую по 10-20 раз с интервалом в 15-20 секунд. Заниматься следует регулярно, один или несколько раз в день. Время суток значения не имеет.
Птице важно личное общение с хозяином, поэтому диктофонными записями лучше не злоупотреблять. Если включать запись на долгое время, попугай привыкнет к этому фону и быстро потеряет интерес.
Обучать птицу в полной тишине необязательно, но важно, чтобы не было громких, резких звуков. Вокруг не должно быть отвлекающих предметов.
В процессе обучения птица должна быть сконцентрирована на хозяине.
Если попугай улетает, не смотрит на вас, занятие лучше прекратить — это значит, что птица проголодалась или устала, ей нужно отдохнуть. После окончания урока похвалите своего питомца, дайте лакомство.
Прежде чем заговорить отчетливо, попугай начинает бормотать. В бормотании слышатся части фраз, которые вы разучиваете. Если это происходит вне урока, поддержите питомца, повторите то, что вы недавно разучивали. Не раздражайтесь, если у птицы не получается быстро запомнить много слов.
При регулярных занятиях попугай заговорит уже через 1-3 месяца, но уроки нельзя прекращать. Разучивая новую фразу, повторяйте старые. Если птице уроки нравятся, то, услышав знакомые слова, она сама будет прилетать заниматься.
Понимают ли говорящие попугаи слова
Говорящий попугай — гордость любого хозяина. Поэтому, приобретая птицу, многие мечтают обучить ее человеческой речи. Однако для такого результата следует учитывать ряд нюансов, о которых мы поговорим в данной статье.
Как попугаи учатся говорить
Перед началом обучения поместите попугая в отдельную клетку, чтобы сородичи его не беспокоили. Вокруг не должно быть посторонних звуков. Если птица не доверяет своему хозяину — она точно не заговорит. Заниматься с попугаем в первые месяцы должен именно он. Постепенно, по мере расширения словарного запаса, к процессу обучения могут подключаться и другие члены семьи. Уроки проходят по 5-10 минут — не менее 4 раз в день.
Все должно начинаться с простых слов. Легче всего попугайчикам даются такие звуки: “а”, “о”, “р”, “п”, “ч” и “ш”. Они обязательно должны входить в первые слова. Имя для питомца тоже желательно подбирать с данными звуками. Старайтесь каждый раз говорить с одинаковой интонацией и громкостью — птицы хорошо это чувствуют. Когда попугай начнет говорить, угощайте его лакомством за каждое новое слово.
На второй ступени обучения можно знакомить птичку с фразами. Постарайтесь связать их с ситуацией. Например, в период кормления повторяйте: “Гоша хочет кушать”. Заниматься с птицей нужно постоянно, иначе она быстро забывает новые слова. В присутствии попугая тщательно следите и за собственной речью, иначе он может набраться от вас ненужных слов. В зависимости от способностей птицы и ее вида на обучение может уйти от 3 месяцев до одного года.
Стоит учитывать также возраст, пол и вид попугайчика. Самыми “болтливыми” признаны волнистые, однако учатся они долго. Если питомец молодой, то необходимо начать с приучения к рукам. У попугая должна пропасть боязнь людей.
Опыты с попугаем
Высокой способностью к говорению обладает также какаду. Эта особенность позволила ему стать популярным участником в цирковых программах. Смышленым попугаем считается и жако. Не стоит обращать внимание на его неприметную внешность. Зато словарный запас пернатого вмещает не менее сотни слов и фраз. Он умело использует их в нужных ситуациях.
Попугай Алекс, один из представителей данной породы, был выбран для психологического эксперимента доктора наук Айрин Пепперберг. Она хотела доказать, что попугайчики не только имитируют звуки, но и принимают осознанные решения. Жако умел определять различные объекты; он отличал их по цвету, форме и материалу. Попугай мог задать вопрос и обратиться с просьбой. Иногда он даже жаловался на усталость.
Так понимают или нет
Долгое время считалось, что попугаи просто механически повторяют услышанные слова. Однако владение голосом предполагает не только хорошо развитые мышцы гортани, но и активную мозговую деятельность, которая ими управляет. Мозг попугая на самом деле устроен гораздо сложнее, чем у других птиц. Он может позволить им выполнять различные задачи, а также понимать смысл слов.
Пепперберг для ответа на вопрос об осознанности говорения разработала специальную программу обучения. Ее результатом было не только воспроизведение человеческой речи, но и умение использовать таковую в целях общения. Словарный запас попугая Алекса составлял 300 слов; в связи с конкретной ситуацией он мог менять структуру речи. Вполне осознанно птица владела местоимением “я”.
Многое будет зависеть от того, как вы выстроите диалог с птицей. Если часами сидеть у клетки и бессмысленно повторять одну фразу, попугай ее запомнит, но использовать будет без всякой смысловой нагрузки. Но если учить птичку языку как ребенка, он начнет разговаривать осмысленно.
Почему попугаи умеют разговаривать
Это очень волнующий момент, когда ваш любимый маленький попугай произносит свое первое слово, особенно если это ваше имя. Некоторые попугаи способны запомнить молитву или стихотворение. Но вас интересует, когда вы слышите, как попугай читает стихи, понимает ли он, что произносит?
Может, он просто бездумно имитирует слова? Или попугаи умнее и смышленее, чем мы о них думаем? Согласно исследованиям Айрин Пепперберг, попугаи способны на нечто большее, чем просто имитация.
В отличие от других животных голосовой аппарат попугаев позволяет им легко подражать человеческой речи. Попугаи, как утверждает Пепперберг, учатся общаться в стае между собой, подражая крикам взрослых птиц.
Интересный факт: попугаи в дикой природе учатся общаться между собой, подражая крикам взрослых птиц.
Почему попугаи умеют разговаривать
Сегодня у многих обитают домашние животные – это могут быть собаки, кошки, хомяки и, конечно же, попугаи. Именно они делают нашу жизнь забавнее и жизнерадостнее! Среди представителей пернатых и животных, которые становятся домашними любимцами, не зря выделяют именно попугаев– ведь они не только красивы и грациозны, но и еще умеют говорить! Многие просто путаются в догадках, почему попугаи умеют разговаривать?
Большинство ученых предполагают, что попугаи отличаются особенным строением органов слуха и речи, что позволяет им «общаться» с человеком. Кроме этого, у них хорошо развита память.
Почему человеческая речь дается им так легко? Удивительно, но наша речь чем-то напоминает отдельные звуки, при помощи которых эти уникальные птицы общаются между собой на воле. Услышав что-то родное, попугай моментально это запоминает.
Одно можно сказать точно – попугаи не говорят, а лишь имитируют то, что услышат.
С самого рождения они великолепные имитаторы, т. е. с легкостью повторяют различные звуки, которые они слышат, сами порой не понимая, что именно они «говорят».
И, если в живой природе птицы контактируют между собой, то попугай-одиночка вынужден «разговаривать» с людьми, подстраиваясь под них. Заметьте, что попугай начинает «говорить» только в том случае, когда у него нет такого же собеседника. Если в доме живут два попугая и более – они никогда не заговорят, ведь им достаточно общения между собой.
Конечно, птице произнести одно слово легче, нежели большую фразу. Но, как говориться, долгие мучения дают положительные результаты – через какое-то время пернатый житель вас обязательно порадует! Из этого следует, что эти птицы «разговаривают» чисто механически, как говорится – интуитивно.
Понимают ли попугаи что говорят?
Тогда становится понятным поведение домашних попугаев, получающих вознаграждение за повторение слов, которые произносят их владельцы. Говорить, правда еще не означает понимать. Для выяснения вопроса, насколько хорошо попугай понимает, что говорит, Пепперберг поставила опыт в Северо – западном университете.
В 1977 году для этой цели она купила в зоомагазине Алекса — серого африканского попугая (эти попугаи говорят лучше других). Сначала Алекс дружелюбно вел себя, подобно другим своим серым сородичам. Потом выяснилось, что это очень смышленая птица.
Опыты с попугаем
Алекс сидит на жердочке, а экспериментатор показывает ему на подносе ключ. «Ключ»,— говорит попугай, и Пепперберг дает ему ключ. В отличие от домашнего попугая Алекс получает награду, только если правильно называет то, что ему показывают.
Назвав правильно ключ, он тут же его и получает. «В начале,— говорит Пепперберг,— никто не верил, что попугай может правильно называть предметы. Но теперь Алекс способен правильно назвать 100 предметов: от листа бумаги до зернышка и пробки».
Научившись правильно называть предметы, Алекс получил новую задачу. Теперь он должен был не просто назвать предмет, но дать ему определение, например не просто ключ, а синий ключ.
Алекс быстро научился различать цвета. Если ему показывали два ключа — красный и зеленый, и спрашивали: «Что здесь одинаковое, а что разное?», то попугай радостно кричал в ответ: «Цвет!» На такой же вопрос Алекс умеет отвечать: «Форма» и «Материал». Пепперберг рассказывает, что со словом материал у попугая есть определенные трудности, он произносит его сокращенно: «Материя».
Прошли годы ученичества и Алексу порядком надоели фокусы экспериментатора.
Например, он назовет ключ, а потом, взяв его в клюв, швырнет на пол. Когда ему часто показывают предмет, который он хорошо знает, Алекс может попросить что – нибудь новенькое. Когда ему, скажем, показывают слишком много ключей, он может закапризничать и сказать: «Хочу пробку!» И ему ее дают.
Интересный факт: попугай Алекс знает названия 100 предметов.
Некоторые считают, что эксперименты Пепперберг не доказывают, что попугаи могут осмысленно пользоваться языком человека. «В конце концов,— говорят они,— Алекс не может рассказать о том, что он только что видел, до тех пор, пока не получит вознаграждение». Пепперберг утверждает, что хотя, конечно, Алекс не пользуется языком в общепринятом смысле этого слова, он все же использует слова, чтобы выражать идеи.
Под конец еще одна история. Алекс умел называть банан, вишню и виноград.
Однажды ему показали яблоко. Алекс заявил: «Хочу банград!», соединив в одном слове банан и виноград. Он придумал на звание для странного желто – зеленого фрукта.
Какие еще птицы умеют разговаривать
Говорящие попугаи встречаются часто. Но говорящие скворцы и врановые — дело хоть и дивное, однако тоже нередкое. Зато разговоры совсем мелких птиц — явление бесспорно уникальное. Скажем, Брем писал о славке-черноголовке, напевавшей по-испански: «Мое милое дитятко».
Многие не верили прославленному зоологу, который и впрямь ошибался во многих вещах, если судить с нашей сегодняшней колокольни. Что же касается непосредственно славки… Почему бы и нет?
Существовали ведь канарейки, щебетавшие по-английски, по-немецки и по-русски. Большой любитель этих птиц Карл Русс, некогда написавший книгу «Канарейка, ея естественная история, разведение и уход за нею», знал о 12 таких уникумах, прославившихся в XIX столетии. Так, в 1858 году сообщали о говорящем кенаре из Лондона.
На рубеже 60-70-х годов прошлого века в Ленинграде произвел сенсацию кенар Пинчи, воспитанный любительницей птиц Ириной Двужильной. Его песня, кстати, записанная на грампластинку, звучала так: «Вот какие птички! Маленькие птички, миленькие птички, чудненькие птички! Пинчи-Пинчи, Брики-Брики, Пинчи-Пинчи!» и завершалась нормальной канареечной трелью. Для ясности: Брики звали канарейку-самку, жившую в соседней клетке.
Видео
Почему попугаи могут говорить, как люди, а другие животные нет?
ДНК человека и шимпанзе совпадают на 99%, но обезьян все равно невозможно научить говорить по-человечески, хотя и известны случаи обучения горилл языку жестов. В то же время попугали, несмотря на очевидные отличия от людей, обучаются выговаривать даже сложные предложения на разных языках мира. Как же у них получается это?
Попугаи — самые известные по своей говорливости птицы. В неволе они могут воспроизводить не только отдельные слова, но и звуки, которые слышат регулярно — звонок мобильного, лай собаки или музыкальные инструменты.
Друг с другом попугаи общаются с помощью телодвижений и звуков. К первым относятся взгляд, положение перьев, клюв, танцы. Спектр звуков, с помощью которых попугаи общаются между собой весьма разнообразен. Сюда входят и мелодичные, и одиночные слоговые звуки, а также их различные комбинации. Даже голоса у разных видов также могут отличаться: глухие, звонкие, хриплые.
Чтобы понять, как же у попугаев получается подражать человеческой речи, необходимо разобраться в их анатомии.
Трахея и бронхи
Трахея — это дыхательная трубка примерно 10 см в длину и около 3 см в ширину (зависит от размера попугая). Начинается прямо под гортанью и опускается за грудину, разделяясь на две трубки поменьше — бронхи, которые в свою очередь соединят трахею с легкими.
Сиринкс
Это голосовой орган птиц, расположенный у основания трахеи, в том месте, где она делится на бронхи. Когда воздух выходит из легких, то заставляет стенки сиринкса вибрировать. А специальные мышцы при этом позволяют изменять диаметр их просвета и толщину. Таким образом и появляется звук.
Птицы могут использовать язык, как и мы, однако клюв не заменяет им губы. Если у вас был или есть попугай, вы могли заметить, что когда он произносит определенные звуки, его шея как будто бы движется. Это работают мышцы, помогая формировать звук.
Способность к подражанию дополняется измененной структурой головного мозга с областями, предназначенными для имитации звуков. Вот почему попугаи так хороши в этом по сравнению с другими животными. Исследователи полагают, что такое структурирование мозга позволяет им, помимо прочего, воспринимать и воспроизводить музыку. Как мы знаем, попугаи часто напевают знакомые мелодии или даже танцуют в ритм.
Но говорить у попугаев получается не только из-за специального строения, но и благодаря их невероятной социальности. Худшая участь для этой птицы — сидеть в клетке в одиночестве. Им необходим партнер. Или человек, который будет уделять питомцу все свободное время.
Какие попугаи могут говорить, как люди?
Не все попугаи имеют к способности говорить. А у некоторых просто не возникает такого желания. Птицы же этих видов с удовольствием «поддержат диалог» с человеком:
- Жако (краснохвостый попугай);
- Амазон;
- Какаду;
- Эклектус;
- Ара;
- Корелла;
- Волнистый попугай;
- Сенегальский длиннокрылый попугай;
- Ожереловый попугай Крамера.
Некоторые под способностью попугаев разговаривать подразумевают осознанную речь, вдумчивый диалог. А потом разочаровываются, потому что купленный за большие деньги питомец не может «поговорить по душам». Стоит понять, что эти птицы способны лишь подражать словам и запоминать, в каком контексте они используются, чтобы применять потом в подходящей ситуации. Именно поэтому они могут издавать звуки поцелуев, провожая на работу хозяина, или ругать собаку, когда та делает что-то, что ей запрещено. Попугаи могут даже воспроизводить вашу артикуляцию и тон голоса, но все же не будут осознавать, насколько разумно звучат слова.
У разных видов количество слов, которое они могут выучить, также колеблется. Например, волнистые попугайчики могут запомнить от 10 до 200 слов, а африканский серый попугай (жако) выучит более 1000 слов.
Мышление птиц: понимают ли попугаи, о чем они говорят?
Зоя Александровна Зорина — доктор биологических наук, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Научные интересы — элементарное мышление животных, в том числе способность к обобщению и символизации у врановых птиц.
Анна Анатольевна Смирнова — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник той же лаборатории. Научные интересы — высшие когнитивные функции животных как эволюционные предпосылки мышления человека.
Татьяна Анатольевна Обозова — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник той же лаборатории. Область научных интересов — элементарное мышление животных, поведение птиц в природе.
Истории о попугаях, которые «понимают, о чем говорят», занимают особое место в ряду свидетельств удивительных способностей животных. Этой теме посвящена обширная литература [1], однако, как показывает ее анализ, чаще всего речь идет о механическом повторении заученных фраз, некоем словесном потоке, совершенно не связанном с конкретной ситуацией. В ряде случаев у наблюдателя может создаться иллюзия осмысленного поведения (например, попугай здоровается или прощается в соответствии с ситуацией), но при более внимательном анализе оказывается, что хозяин принимал желаемое за действительное. И все же постепенно накапливались факты, заслуживающие серьезного внимания: высказывания некоторых говорящих попугаев действительно приходились точно «к месту», птицы произносили совершенно новые слова и целые фразы, соответствовавшие контексту. При этом их поведение не могло быть результатом случайного совпадения или простого повторения «пройденного», поскольку сложившиеся обстоятельства не отмечались ранее. Сообщения о подобных эпизодах появляются не часто, но регулярно, однако, поскольку они единичны, проверить их нельзя.
Вот, например, одна примечательная история. Как известно, многие (хотя и не все) птицы не разговаривают при посторонних. Поэтому продемонстрировать красноречие попугая в нужный для хозяина момент — дело сложное и не всегда благодарное. С такой трудностью столкнулась некая съемочная группа: операторы провели целый день в квартире владельца говорящих птиц, которые за все время не проронили ни слова. Когда начали собирать аппаратуру, кто-то из раздосадованных гостей споткнулся о кабель. Тут же раздался дружный птичий хохот, а один из попугаев прокричал: «Ага, запутался!» Тут уж никакой предварительной дрессировки и в помине не было — птица совершенно явно сама сообразила, что сказать в этой необычной коллизии. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что во многих случаях (хотя далеко не во всех) высказывания попугаев бывают осмысленными — они находят и произносят именно те слова, которые уместны в только что возникшей ситуации. А подобное поведение принято расценивать как проявление разума животных, пусть и элементарного.
Убедительный ответ на вопрос, «понимают ли попугаи, о чем говорят», имеет принципиальное, а отнюдь не частное значение, поскольку он напрямую связан с одной из важнейших задач современной когнитивной науки — исследованием эволюционных предпосылок мышления человека. Класс птиц развивался в процессе эволюции особым путем, параллельно с млекопитающими и совершенно независимо от них, тем не менее установлено, что зачатки мышления имеются и у его представителей [2, 3]. Высшие представители класса птиц могут изготовлять и использовать орудия [4, 5], они проявляют элементы абстрактного мышления (формирование довербальных понятий и умозаключений) [6–9]. Наконец, врановые проявили способность к символизации — операции, которая лежит в основе языка человека [13]. Весь спектр их когнитивных способностей близок к описанному у человекообразных обезьян [11].
Высказывания, которые кажутся осмысленными, принадлежат, как правило, крупным попугаям, главным образом серому африканскому, или жако (Psittacus erithacus). И именно благодаря представителю этого вида, попугаю Алексу, был получен убедительный (и притом положительный) ответ на тот самый вопрос. Это произошло благодаря без преувеличения героическому исследованию, которое американский психолог Айрин Пепперберг проводила на протяжении 30 лет (1978–2007) и продолжает в настоящее время.
Уникальные исследования когнитивных способностей жако
Результаты опытов Пеппеберг описаны в двух книгах. Первая, The Alex Studies: Cognitive and Communicative Abilities of Grey Parrots [12], — строго научная монография, в которой обобщены результаты многолетних экспериментов, доказавших, что попугаи обладают высоким уровнем развития мышления, способны к формированию понятий и к символизации, т.е. установлению эквивалентности между неким знаком (в том числе словом) и референтом — предметом, действием, понятием и т.д. Способность к такой операции лежит в основе усвоения речи ребенком, а ее доступность попугаю свидетельствует, что эти птицы действительно могут говорить осмысленно.
Кратко упомянем, что в результате кропотливых тренировок Алекс усвоил названия десятков предметов, а также слова, обозначающие категории и относящиеся к ним определения. Например, категория «цвет» включает названия семи цветов, категория «форма» — пяти разных форм, категория «материал» — наименования трех материалов и т.д. Алекс овладел всеми доступными животным приемами количественных оценок (условно это можно назвать зачатками способности к счету). Он запомнил числительные от 1 до 7, применял их к множествам разной природы, у него сформировалось понятие «больше / меньше», что позволяло ему сравнивать не только множества реальных предметов, но и цифры.
Алекс усвоил числительные от 1 до 7 и применял их к множествам разной природы
При предъявлении ему наборов мелких предметов разного цвета, формы, размера Алекс мог правильно отвечать на следующие вопросы: «Сколько зеленых (синих или красных) предметов?»; «Предметов какого цвета больше?»; «Какая цифра больше?» и т.д. Если ему показывали два однотипных, но по-разному окрашенных и разноразмерных предмета (например, ключи — его любимые игрушки), — и спрашивали, что в них различается, он безошибочно определял: «цвет, размер»; на вопрос «что одинаковое?» следовал ответ: «форма».
Алекс правильно употреблял слова «одинаковый» и «разный» при первом же сопоставлении множества предметов и ситуаций. Это позволяет говорить о том, что в ходе экспериментов он усвоил понятия «сходство» и «различие», на оперировании которыми основаны и некоторые другие формы абстрактного мышления (в частности, использование аналогий). По нашим данным, попугаям, как и врановым, доступно даже выявление аналогий в структуре сложных стимулов [8, 9].
Несомненная заслуга Пепперберг состоит в том, что она первой смогла показать: спектр когнитивных способностей попугаев — существ, столь далеких от приматов, — включает развитую способность к символизации. Ее опыты убедительно продемонстрировали: жако не просто воспроизводит человеческие слова, но и понимает их смысл. Возможности попугаев в усвоении и использовании символов оказались схожими с обнаруженными у шимпанзе, которых обучили простым аналогам языка человека. Эти данные Пепперберг совпадают с материалами, полученными нами при изучении других высокоорганизованных птиц — врановых [7, 11, 13].
Итак, за 30 лет работы Пепперберг не только получила уникальные данные о психике попугаев, находящие все новые подтверждения в современной литературе, но и способствовала постепенному радикальному пересмотру общих представлений о когнитивных способностях птиц. В своей научной монографии она представила результаты, полученные в рамках строгих экспериментов, на большом статистическом материале, но среди них было немало фактов, которые не вписывались в формальные рамки. Чем дальше Пепперберг углублялась в работу и общение с Алексом, тем больше убеждалась: птица не просто правильно произносит слова и осознает, какие предметы и действия они обозначают, но может понять, что некоторые слова выражают еще и человеческие желания, настроения, эмоции. Оказалось, что, помимо усвоения символов, в процессе специальных тренировок Алекс следил за разговорами окружающих, по собственной инициативе запоминал (а потом к месту употреблял) слова, которые никто не ожидал от него услышать, и они могли выражать также его собственные желания, настроения и эмоции.
Монография американского психолога А. Пепперберг «Алекс и я» (М.: Языки славянских культур, 2017) — первая книга на русском языке, целиком посвященная мышлению птиц. В центре повествования — работа автора с жако Алексом
Именно этой части полученных результатов посвящена вторая, научно-популярная, книга Пепперберг Alex and me, написанная в 2008 г. Она удачно переведена на русский язык и опубликована издательством «Языки славянских культур» в 2017 г. [14]. Ответ на вопрос, «понимают ли попугаи, о чем они говорят», проиллюстрирован описанием некоторых особенностей поведения Алекса в процессе формальных экспериментов, в которых ярко проявились его сообразительность, умение наблюдать за окружающими его людьми, а также за другими птицами, обучаемыми речи, оценивать их поведение, эмоциональное состояние и делать из этого свои выводы.
Причины заниженных ожиданий в отношении интеллекта птиц
Большое место в монографии Alex and me уделено доказательствам высокого интеллектуального уровня попугаев, что особенно ценно для отечественного читателя. Действительно, это практически первая книга на русском языке, целиком посвященная мышлению птиц. Парадокс состоит в том, что проблема мышления животных вообще [15–17], и птиц в частности, активно разрабатывается в нашей стране на протяжении целого столетия. Фундаментальные исследования Л. В. Крушинского [2] и его научной школы, посвященные врановым птицам, начались в 1950-е годы и продолжаются до настоящего времени [6–11, 13], намного опередив соответствующие работы на Западе. Но нельзя не упомянуть, что за рубежом это направление когнитивной науки сегодня переживает бурный расцвет и наверстывает упущенное время.
Разумеется, главное в книге Пепперберг — доказательство того, что попугаи могут говорить осмысленно, что они действительно могут понимать слова, свои собственные и произносимые собеседником. В связи с этим автор затрагивает и ряд крупных научных проблем, связанных с птицами.
Главная из них обусловлена особенностями мозга птиц, который по своей структуре радикально отличается от мозга млекопитающих. В связи с отсутствием новой коры исследователи были склонны считать его примитивным («разросшаяся подкорка»), а когнитивные способности птиц — заведомо ограниченными, несмотря на многочисленные проявления их сообразительности как в экспериментах, так и в спонтанном поведении. Этот парадокс объяснен относительно недавно, когда были получены данные о гомологии высших отделов мозга птиц (гиперпаллиума и нидопаллиума) и новой коры млекопитающих. Ряд свидетельств тому был получен уже после выхода Alex and me [18], и эти данные мы привели в предисловии к русскому переводу книги [19].
Монография «Алекс и я» интересна еще и тем, что возвращает нас в атмосферу 1970-х годов, когда Пепперберг (получив образование химика-теоретика) решила изучать мышление птиц. Ряд ученых США и нашей страны занимались мышлением животных, но данная проблема еще не получила той известности и признания и не привлекала того внимания, которым она пользуется сейчас. Теория условных рефлексов в России и бихевиоризм на Западе господствовали безраздельно, и попытки выйти за их рамки воспринимались негативно. Пепперберг ярко описала скепсис, с которым она столкнулась при попытке вторгнуться в эту полузапретную область. А на нее сильнейшее впечатление произвели так называемые языковые проекты 1970-х годов — эксперименты нескольких групп американских психологов, которые успешно обучали человекообразных обезьян простым незвуковым аналогам человеческого языка [11]. Ее непреклонное желание заниматься именно этой задачей, к тому же со столь экзотичным объектом, как попугай, да еще и с применением особого метода обучения, отличного от имеющихся в арсенале бихевиористов, воспринималось почти как крамола.
Надо сказать, что трудности были уделом Пепперберг на протяжении большей части жизни. У нее долго не было постоянного места работы, ей не удавалось получать гранты, и только ее самоотверженное упорство позволило ей шаг за шагом осуществлять свой план, «провести с попугаем те же опыты, что проводились с шимпанзе». Американский психолог поставила задачу обнаружить и подтвердить наличие у африканского серого попугая жако <. >(который умеет при этом говорить) тех «языковых» и когнитивных способностей, которые ранее были зафиксированы в ходе работы с шимпанзе [14], и полностью ее выполнила.
Сэр Алекс — деятельный участник научного эксперимента
Работа с попугаем не ограничивалась для Пепперберг получением научных данных о его когнитивных способностях, но всегда находила живой эмоциональный отклик в ее душе. Из объекта экспериментов Алекс очень быстро превратился в полноправного участника процесса. Он не просто совершал те или иные действия, решал (или не решал) поставленные людьми задачи, но постоянно заявлял о своих желаниях, неудовольствиях, об отношении к экспериментаторам и т.п. Он однозначно давал понять, что ему нравится, а что — нет, как он относится к каждому из участников. Характерно, что в эту атмосферу эмоциональных контактов вовлекались все работавшие с попугаем и постоянно менявшиеся студенты, лаборанты, другие коллеги. С течением времени становилось все яснее, что Алекс не автомат, вырабатывающий условные рефлексы, а вполне самостоятельная личность со своими вкусами и наклонностями, довольно капризная и явно склонная к доминированию над окружающими, в том числе и над людьми. Недаром студенты называли его боссом или предлагали обращаться к птице «сэр Алекс». Свой характер он проявлял и в отношении других попугаев, когда участвовал в их обучении в качестве модели и (или) соперника.
Напомним, что первоначально Айрин не ставила задачи учить Алекса «языку», подобному тому, что усваивали и применяли «говорящие» обезьяны в языковых проектах американских психологов. В тех исследованиях все происходило в атмосфере живого общения, тогда как для работы с птицей планировались только формальные аналитические эксперименты, обеспечивающие получение статистически достоверных результатов. «Наука любит цифры», — повторяла Айрин, заставляя Алекса в очередной раз выполнять похожие задания, что явным образом раздражало птицу.
Однако уже на первом году работы выяснилось, что Алекс воспринимает не только «урок», но и всю ситуацию в целом. Оказалось, что он прислушивается к разговорам окружающих во время экспериментов и по собственной инициативе усваивает фразы для контактов с ними. Именно так в его повседневном лексиконе появились фразы «Я хочу. », «Нет», «Иди сюда», «Спокойной ночи», «Спасибо», «Извини» и т.п. Он четко улавливал эмоциональную окраску высказываний людей. По собственной инициативе он освоил ласковые слова, с которыми обращались к нему или друг к другу люди, начал извиняться за ошибки и упрямство, которое проявлял, когда был не расположен работать. Поражает спонтанность подобного поведения птицы и то, что оно было основано на точном понимании эмоций, которые вкладывали в слова вежливости произносившие их люди. Затем возникало очень приблизительное подражание уловленному слову, которое экспериментаторы «оттачивали» путем кропотливой тренировки.
На вопрос «какая цифра меньше» Алекс отвечал: «единица (зеленая)»
На второй год работы обнаружилось также, что Алекс умеет четко и понятно для окружающих выразить свои желания (а особенно нежелания). В последнем случае арсенал средств был особенно богат. Например, . когда он не хотел идти на руку, он издавал громкий пронзительный звук, который наилучшим образом можно передать как raaaaaak. Иногда он не только неприятно и пронзительно кричал, но и пытался укусить. Он делал это как бы на всякий случай — вдруг его сообщение было недостаточно ясным. В тех случаях, когда Алекс не хотел отвечать на вопрос о предмете, он просто игнорировал тренера: мог повернуться спиной или начать чистить перья. Чтобы показать, что больше не будет пить воду или работать с предметом, наименование которого он учит, он бросал его на пол. Если вы дадите ему банан, а он просил винограда, то дело могло кончиться тем, что этот банан оказывался у вас на голове. У Алекса был жесткий характер [14]. В ответ на все свои выпады он постоянно ощущал неодобрение экспериментаторов и слышал от них слово «нет». Постепенно в его лексиконе появился звук, отдаленно напоминающий это слово. Алекс сопровождал им, а потом и полностью заменил перечисленные выше акты выражения неудовольствия. Таким образом, он научился обозначать свое внутреннее состояние столь отвлеченным способом благодаря наблюдениям за людьми с их проявлениями негативных эмоций в разных ситуациях. Он перенял у человека прием словесного выражения плохого настроения.
Примечательно, что у Алекса появился способ выразить свое неодобрение по отношению к другим попугаям. Это было слово «курица». Он усвоил его сам, подражая студентам, которые так «обзывали» его за неправильные ответы. Наблюдая за обучением других попугаев, он часто вмешивался в процесс, указывая (чаще всего вполне справедливо): «Говори лучше» (Say better). Это тоже был результат копирования поведения тренеров.
Характерно, что Алекс связывал слова даже с абстрактными понятиями (например, сходство / различие, больше / меньше). Более того, он придумывал собственные названия для «безымянных» объектов * : например, «камень-кукуруза» — сухие зерна, в отличие от свежих. И такое спонтанное усвоение слов, понимание смысла ситуации обнаруживалось до формирования соответствующего словесного «ярлыка», который Алекс начинал использовать. Год за годом его поведение так же, как и результаты экспериментов, с очевидностью подтверждало гипотезу Пепперберг, согласно которой попугаи способны понимать смысл произносимых ими слов.
Но наиболее интересны случаи, когда Алекс демонстрировал свое понимание эмоционального состояния Пепперберг при возникновении сложных ситуаций. Она обнаружила это, когда получила из журнала Science первый отказ напечатать статью, который к тому же был сделан в хамской форме. Она, по ее словам, была очень огорчена: «Огорчена настолько, что Алекс сделал вывод. по-видимому, он считал, что я рассердилась на него. Он весь сжимался, когда видел меня» [14].
Пепперберг удалось также восстановить последовательность событий, после которых в лексиконе птицы появилось выражение «прости меня». Все началось с того, что Алекс изжевал только что отпечатанную заявку на грант, которую надо было в тот же день срочно отправлять в Национальный научный фонд. Это был 1979 г., эра компьютеров еще не настала, заявка была напечатана на чужой электрической машинке, и у Айрин осталось лишь несколько часов, чтобы успеть ее вновь напечатать, оформить и отослать.
На эту ситуацию я реагировала эмоционально, как многие люди. Я кричала на Алекса, это было глупо, но я кричала: «Как ты мог так со мной поступить, Алекс?!». Конечно, он мог так поступить — он же попугай. И тут Алекс использовал свои знания — фразу, которую он, как выяснилось, запомнил и позже использовал в подобных обстоятельствах: I am sorry. I am sorry!. Т.е. «Прости. Прости!».
Это остановило меня. Я подошла к Алексу и попросила прощения: «Хорошо, Алекс. Это не твоя вина».
Как же Алекс додумался использовать эту фразу I am sorry («Прости»)? Незадолго до этого случая, когда он сжевал мою заявку на грант, Алекс сидел на жердочке наверху, мы болтали, отдыхали, наше общение не было связано с работой. Я пила кофе. Он чистил перышки, издавал различные звуки. Я поставила чашку и вышла вымыть руки. Когда я вернулась, увидела, что Алекс расхаживает по луже разлитого кофе, рядом лежала разбитая чашка. Я была очень напугана, опасаясь, что Алекс поранился. От страха я закричала: «Как ты мог это сделать?». Алекс, должно быть, случайно опрокинул чашку, когда подошел посмотреть на нее поближе. Но я все равно кричала, пока не поняла, что веду себя глупо. Я наклонилась к Алексу, чтобы убедиться, что с ним все в порядке и сказала I am sorry («Прости»). Очевидно, он запомнил эти слова. Для него они были связаны с ситуацией потенциально опасной, когда на него кричали. Именно поэтому он использовал эту фразу в момент, когда я обнаружила, что он сжевал мою заявку на грант, и когда я, по глупости, стала кричать на него. Спрашивается, у кого из нас были птичьи мозги? [14].
Надо сказать, что Алекс оказался совершенно незаурядной личностью, и за все годы работы ни одна птица не смогла с ним сравниться. Это тем более удивительно, что он был куплен в обычном зоомагазине и выбран хозяином наугад из группы таких же годовалых птиц. Айрин пишет, что она не раз размышляла о том, как сложилась бы ее биография, если бы продавец выдал ей другую птицу. Да и Алекс мог провести всю жизнь в одиночной клетке, не проявив своих выдающихся способностей, если бы попал в другие условия. Смерть Алекса, совершенно неожиданная, на фоне полного здоровья, ежедневно подтверждавшегося ветеринарным врачом, стала для Пепперберг настоящей трагедией. Это событие произошло как раз в тот период, когда ее жизнь стала налаживаться: она получила наконец постоянное место работы, выиграла грант, обеспечивавший проведение очередных экспериментов, к ней пришло признание коллег, а буквально за несколько минут до известия о смерти Алекса она узнала, что ее пригласили стать консультантом в крупном европейском проекте, посвященном эволюции языка (грант ITALK).
Но все сложилось, как сложилось, и благодаря Алексу Пепперберг вписала важную главу в изучение эволюции высших психических функций. Она показала, что элементарное мышление возникло не только у млекопитающих, но и у представителей другого, независимо эволюционировавшего класса позвоночных. Так же, как и у высших млекопитающих и у других высокоорганизованных птиц (врановых), спектр его проявлений оказался сопоставимым с человекообразными обезьянами, включая способность попугаев усваивать символы, самостоятельно оперировать ими и понимать, что они говорят.
Работа выполнена в рамках темы НИР «Нейробиологические и информационные основы поведения и функции сенсорных систем» (№NAAA-A16-116021660055-1). Поддержана проектами РФФИ (10-04-00891-а; 13-04-00747-а; 16-04-01169-а).
Литература
1. Ильичёв В. Д., Силаева О. Л. Говорящие птицы. М., 1992.
2. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности: Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М., 2018.
3. Clayton N. S., Emery N. J. Avian models for human cognitive neuroscience: a proposal // Neuron. 2015; 86 (6): 1330–1342. DOI: 10.1016/j.neuron.2015.04.024.
4. Auersperg A. M. I., Köck C., Pledermann A. et al. Safekeeping of tools in Goffin’s cockatoos, Cacatua goffiniana // Animal Behaviour. 2017; 128: 125–133. DOI: 10.1016/j.anbehav.2017.04.010.
5. Wimpenny J. H., Weir A. A. S., Clayton N. et al. Cognitive Processes Associated with Sequential Tool Use in New Caledonian Crows // PLOS One. 2009; 4(8): e6471. DOI: 10.1371/journal.pone.0006471.
6. Зорина З. А., Обозова Т. А. Вклад Л. В. Крушинского в изучение когнитивных способностей птиц и современное состояние этой проблемы // Формирование поведения животных в норме и патологии: к 100-летию со дня рождения Л. В. Крушинского (1911–1984). М., 2013; 115–148.
7. Смирнова А. А., Зорина З. А. Когнитивные способности птиц: обобщение, использование понятий, символизация, умозаключения // Формирование поведения животных в норме и патологии: к 100-летию со дня рождения Л. В. Крушинского (1911–1984). М., 2013; 148–168.
8. Smirnova A., Zorina Z., Obozova T., Wasserman E. Crows spontaneously exhibit analogical reasoning // Current Biology. 2015; 25(2): 256–260. DOI: 10.1016/j.cub.2014.11.063.
9. Obozova T., Smirnova A., Zorina Z., Wasserman E. Analogical reasoning in amazons // Animal Cognition. 2015; 18(6): 1363–1371. DOI: 10.1007/s10071-015-0882-0.
10. Полетаева И. И., Перепелкина О. В., Зорина З. А. Когнитивные способности животных (рассудочная деятельность) в свете генетических представлений // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2017; 21(4): 421–426. DOI: 10.18699/VJ17.260.
11. Зорина З. А., Смирнова А. А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные к оперированию символами? М., 2006.
12. Pepperberg I. M. The Alex Studies: Cognitive and Communicative Abilities of Grey Parrots. Cambridge, 1999.
13. Смирнова А. А. О способности птиц к символизации // Зоологический журнал. 2011; 90(7): 803–810.
14. Пепперберг А. Алекс и я. Сер.: Разумное поведение и язык / Зорина З. А., Бурлак С. А. (ред.). Пер. с англ. А. А. Кошелевой. М., 2017.
15. Ладыгина-Котс Н. Н. Предпосылки человеческого мышления. М., 1965.
16. Фирсов Л. А., Чиженков А. М. Очерки физиологической психологии. СПб., 2003.
17. Фирсов Л. А., Чиженков А. М. Эволюция интеллекта (присущ ли разум животным?). СПб., 2004.
18. Olkowicz S., Kocourek M., Luиan R. K. et al. Birds have primate-like numbers of neurons in the forebrain // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2016; 113 (26): 7255–7260. DOI: 10.1073/pnas.1517131113.
19. Зорина З. А. Предисловие научного редактора к книге А. Пепперберг «Алекс и я». М., 2017.
* Способность расширять лексикон, изобретая названия для новых референтов, называется продуктивностью. И это — одно из основных свойств человеческого языка, которое совершенно отсутствует в коммуникативных системах животных, но проявляется как тенденция у человекообразных обезьян, обученных аналогам человеческого языка.
Источники:
- https://kipmu.ru/kak-popugai-uchatsya-govorit-i-ponimayut-li-oni-slova/
- https://rosobrnauka.ru/zhivotnye/razgovarivayut-li-popugai-osmislenno.html
- https://akvaok.ru/lyubimtsy/ponimaut-li-popugai-slova.html
- https://pochemu-zachem.ru/pochemu-popugai-umejut-razgovarivat/
- https://ilike.pet/ru/articles/pochemu-popugai-mogut-govorit-kak-lyudi-a-drugie-zhivotnye-net_29/
- https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/435003/Myshlenie_ptits_ponimayut_li_popugai_o_chem_oni_govoryat