Содержание:
- Как научить собаку искать людей, грибы и деньги!
- Важность и преимущества игр, нацеленных на поиски
- Как научить собаку искать по запаху играя: подготовка
- Как научить собаку команде ищи
- Третий этап или как научить собаку искать грибы
- Четвертый этап: как научить собаку искать деньги
- Обучение поискам с трек-линией: собака ищет людей
- Несколько важных моментов
- Как научить собаку искать предметы
- Итак, как научить собаку искать?
- Первый этап: команда «Нюхай!»
- Второй этап: команда «Ищи!»
- Третий этап: оповещение или подача предмета.
- На заметку.
- Как научить собаку искать наркотики
- Породы собак для поиска наркотиков
- Специфика обучения поиску наркотиков
- Подготовка контейнеров
- Важные навыки
- Что такое дифференцировочная стенка?
- Ищем наркотики на человеке
- Что нужно учесть при дрессировке собаки?
- Как научить собаку искать закладки
- Методы специальной дрессировки собак по поиску наркотических веществ на примере немецкой овчарки с дисплазией тазобедренных суставов.
- 1.2.2. Уход и содержание.
- 1.2.3. Воспитание и начальная дрессировка.
- 1.3. Обучение поиску наркотических веществ.
- 1.3.1. Методы и методика.
- 1.3.2. Факторы, влияющие на работу собаки.
- 1.3.3. Дрессировочный процесс.
- 1) Обучение обыску местности.
- 2) Поиск наркотических веществ в помещении.
- 3) Поиск наркотических веществ в багаже.
- 4) Поиск наркотических веществ на транспорте.
- 5) Поиск наркотических веществ на человеке.
- 1.3.4. Перечень навыков обученной собаки.
- Методы специальной дрессировки собак по поиску наркотических веществ на примере немецкой овчарки с дисплазией тазобедренных суставов.
- Как научить собаку искать закладки
- Про закладки и собаку
- Махач)
- Битва за огурчик
- Make love not war
- Слово за слово.
- Чётко воткнул
- Злой котик
- Царь горы
- Собаки-наркоманы
- Как простые люди за которых решил заступиться отплатили несправедливостью.
Про закладки и собаку — пост пикабушника Tapinambyr. Комментариев — 29, сохранений — 1. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!
Подробное описание собственного опыта — специальная дрессировка по поиску наркотических веществ немецкой овчарки с проблемами здоровья.
Собаки, начиная что-то искать, используют свой нос, чтобы выделить определенный аромат и двигаться, ориентируясь на него, в нужном направлении. Иными
Применение методов обучения поиску наркотических веществ у служебных пород собак, подробное описание дрессировочного процесса.
Как научить собаку искать людей, грибы и деньги!
Собаки, начиная что-то искать, используют свой нос, чтобы выделить определенный аромат и двигаться, ориентируясь на него, в нужном направлении. Иными словами, они умеют переключаться на определенный запах, что сложно сделать человеку. При этом отслеживание запахов происходит естественным образом. На самом деле, щенки “включают” свой нос и начинают жить в мире запахов, практически при рождении, данный инстинкт помогает малышам находить свою мамочку и питание.
Обоняние является функциональным навыком любого щенка, и с момента рождения ваш питомец живет в мире, богатом ароматами. Все, что вам нужно сделать, это научить собаку использовать свои удивительные обонятельные способности так, как нужно вам. Ваша задача — приучить питомца концентрироваться, чтобы естественный инстинкт отслеживания был ориентирован не только на пищу, а и на другие предметы.
Важность и преимущества игр, нацеленных на поиски
Это только кажется, что поисковые игры слишком просты, на самом деле — это лучшее занятие для вашего питомца! Поисковые игры — это для собаки:
- психическое возбуждение;
- физическая стимуляция;
- развитие чувства уверенности;
- приучение к работе;
- легкий способ проявить себя и быть ближе к человеку.
Кроме этого, поиск — простой способ развлечь вашего питомца в дождливый день, когда нельзя много гулять. Собаки любят работу такого рода, тем более, что она преподносится в игровой и азартной форме. С помощью поисковых команд вы используете свой талант в конструктивной форме и стимулируете щенка к мышлению. По мнению большинства кинологов, команда «найти» или «искать» — одна из самых универсальных и веселых игр, в которые вы можете вовлечь собаку.
Как научить собаку искать по запаху играя: подготовка
Вы можете научить вашу собаку чуять след на земле, запахи в воздухе и находить спрятанные душистые объекты. Все три навыка могут прививаться одновременно, поскольку они используют аналогичные принципы. Начинать занятия можно с 6 недель, но, вообще, натренировать собаку на поиски можно в любом возрасте!
- Прежде, чем начинать занятия, определитесь с командами. Для поиска предметов: игрушек, денег, грибов или пищи, используйте команду “ищи”, для обнаружения людей подойдет команда “искать”. Никогда не путайте эти команды, тогда собака будет понимать, что именно от нее требуется.
- Выберите место для дрессировки собаки. Обучение может выполняться в помещении или на открытом воздухе. Но вы должны понимать, что погодные катаклизмы, такие как ветер, температура, повышенная влажность, могут влиять на качество обонятельных молекул, поэтому заниматься на улице первое время лучше в тихую сухую погоду. Еще один важный момент: если вы тренируете питомца, необходимо на это время устранить потенциальные отвлекающие моменты, такие, как шум, другие домашние животные, непривычно яркий свет и т. д.
- Выберите объект для отслеживания. Существует много способов, чтобы отточить природные инстинкты собаки, но лучший вариант для большинства животных — любимая игрушка. Если вы решили использовать какой-то предмет, то его нельзя менять несколько занятий подряд.
- Подготовьте собаку к обучению, поиграв с ней. Для того, чтобы процесс обучения прошел успешно, не начинайте занятий не поиграв с учеником. Пятнадцатиминутный разогрев перед тренировкой поможет псу не отвлекаться и воспринимать обучение, как продолжение забав.
- Выучите основной набор команд. Если вы решили, что ваш щенок должен стать поисковой собакой, научите его сначала основным командам, таким как “сидеть”, “лежать”, “рядом”, “голос”, “фу”. Так вы сможете дисциплинировать питомца, а кроме этого, сможете легко управлять процессом. Узнать, как это сделать быстро и правильно, можно в разделе «Дрессировка собак«.
- Используйте поводок. Нельзя пускать поиски на самотек. Собака должна быть приучена к поводку.
Как научить собаку команде ищи
Существует несколько совсем простых приемов:
Первый этап
- В какой руке. Это самая простая и эффективная игра: прячьте лакомство и давайте команду “ищи”. Если щенок унюхал гостинец — отдайте и похвалите умничку. Если же щенок не отгадал, просто покажите пустую ладонь, и продолжите игру снова.
- Спрячьте игрушку. Для начала нужно разбудить инстинкты, поэтому подготовка к основной работе должна включать в первую очередь поиски знакомого и любимого щенком предмета. Отдайте команду “сидеть” и держать игрушку перед носом животного. Затем спрячьте предмет, позволив питомцу увидеть, куда вы его поместили.
- Дайте команду “ищи”. В это время собака должна находиться на поводке — это даст возможность управлять ее движениями. Не сердитесь, если щенок неправильно понял, чего вы добиваетесь, некоторые животные требуют времени на осмысление команды. Если ваша собака нуждается в дополнительной помощи, направляйте ее к спрятанной игрушке с помощью поводка. Когда питомец возьмет игрушку в пасть, проведите его на место старта, затем заберите предмет, поощрив ученика чем-нибудь вкусненьким.
- Учите выбирать из нескольких предметов. Разложите несколько чужих предметов и один ваш — лучше перчатку. Дайте псу понюхать руку и предложите поискать, поощряя только за вашу вещь.
Второй этап
К этому этапу стоит переходить только в случае, когда первая ступень пройдена и исполняется безупречно.
На этот раз спрячьте игрушку там, где собака не может ее увидеть. Сначала дайте собаке как следует понюхать “учебное пособие”. Чтобы бросить новый, более серьезный вызов, скройте предмет так, чтобы он находился вне видимости, это заставит питомца использовать нос, а не глаза. Вы можете скрыть игрушку в другой комнате, под мебелью или одеждой. Дайте команду “ищи”, после того, как пособие будет разыскано и принесено, обязательно поощрите щенка.
Спрячьтесь сами. Если собака вас не находит по запаху сразу, подайте ей звуковой сигнал, например, свист или хлопок в ладоши. Постепенно все наладится, особенно, если вы не будете скупиться на похвалы и подкормку.
Третий этап или как научить собаку искать грибы
Теперь пора усложнить задачу. Выберите ветренное место, а игрушку спрячьте с подветренной стороны. Поток воздуха будет относить запахи, поэтому найти предмет по запаху будет трудно. Вы можете облегчить задачу, спрятав ароматную еду. Когда питомец будет свободно находить требуемое, переходите на менее пахучие предметы. Кстати именно так можно натаскать собаку на грибы или дичь.
Четвертый этап: как научить собаку искать деньги
Эта игра позволяет показать питомцу, как важен его нюх для вас. Собакам нравится чувствовать себя полезными, и эта игра особенно помогает повысить уверенность и чувство собственной важности.
Когда вы идете, незаметно оброните объект из кармана. Продолжив ходьбу на 10-15 шагов, остановитесь, показав беспокойство, например, похлопывая по карманам и глядя вокруг, приговаривайте: “где мои часы”, где это, “куда оно делось” и т. д. Вернитесь обратно к месту, куда вы уронили вещицу, поощряя собаку предложите поискать объект. Если щенок не находит нужное, слегка пните “пособие”, но сами не выказывайте, что видите вещицу. Когда щенок, наконец, обнаружит пропажу, восхваляйте его! Поверьте, собаки все отлично понимают и очень гордятся, если им удается помочь или чего-то достичь.
Сначала подкидывайте перчатки и прочие крупные вещи, затем можно перейти на металлические предметы. Это уже сложная задача, так как металлы практически не имеют запаха. В то же время, это не означает, что ваша собака не сможет их найти, просто реакция животного может быть разной, и он, вероятно, будет дольше привыкать к таким поискам.
Еще одно задание, в котором вам понадобится помощь друга. Попросите приятеля спрятать вещь на глазах у собаки и отойти. Дайте команду ищи собаке, она гарантированно принесет нужный предмет. Затем нужно повторить процедуру, но использовав более укромное место. Старайтесь ничего не говорить собаке до поиска, чтобы она не отвлекалась на ваш голос.
Обучение поискам с трек-линией: собака ищет людей
Этот метод необходим, если вы учите собаку искать людей, дав понюхать предмет, или другие вещи, например, опять грибы или деньги.
Трек линия гарантирует лучшую подготовку собаки: по сути дела, это длинный поводок из которого выстилают дорожку. Линия служит средством общения между вами и вашей собакой, и не дает ей отвлекаться во время поисков. Трек линии, как правило, делают из веревки, кожи или жгута. Выбирая материал для трек поводка, учитывайте, что веревка может поранить ваши руки, поэтому нужно пользоваться ей в перчатках. Кожа со временем растянется и растрескается. Специальный брезентовый жгут может быть тяжеловат при переноске, но зато долго прослужит. Идеальная толщина лямки — 1, 5 см, длина потребуется до 45-50 м.
Начинайте тренировку рано, лучше с 6 часов утра, прежде чем кто-то пройдет по траве, где вы устроили трек. Положите жгут на землю, на большом открытом пространстве. Отметьте несколько пунктов флагами, кусочками пищи и разложите два объекта. Первый объект будет предметом, который собаке необходимо найти, второй объект будет служить ориентиром, вы его дадите питомцу понюхать, прежде чем он начинает искать. Идеально подходят для этой цели ваши носки, перчатки и прочие носильные вещи. Для предотвращения изменения запаха, второй объект должен лежать в пластиковом пакете, пока вы не дадите вашей собаке команду “ищи”.
Флажки поставьте в начале линии, в конце, и пару разместите между ними. Пищу положите очень мелкими кусочками, а второй предмет разместите в самом конце. После завершения укладки трека, вернитесь назад к собаке, но не по дорожке, а спрыгнув в сторону, чтобы не затоптать свои же следы Лучше всего начинать поиски, используя поводок. Лишь после закрепления навыков стоит давать питомцу свободу.
Дайте щенку понюхать предмет, затем идите за ним, поощряя заложенными кусочками лакомств, если собака идет правильно по вашему следу. Когда пес найдет второй предмет, хвалите его и угощайте))) Начинать можно с маленькой хитрости — пусть собака почует “вкусный” след. Сделать это можно так: пищу надо замять в траву ботинком, отлично подходят разные бургеры из макдональса и прочих забегаловок, так как они обильно сдобрены ароматизаторами и сильно пахнут. Запах фастфуда также останется на ногах, что очень хорошо, поэтому собака будет отлично чуять след. Начните с того, что дайте понюхать перчатку, в которой вы держали бутерброд, затем пустите пса по следу. На второй предмет, например, перчатку, положенную в конце линии, также положите кусок угощения. Не бойтесь, что щенок потом будет реагировать только на запах пищи. Ваш аромат она отлично знает и различает, просто еда послужит хорошим мотиватором для поисков. С каждым разом прибавляйте для поисков по 10 шагов, а уровень запаха снижайте.
Испытайте вашу собаку на более продвинутых треках. Как только щенок освоил короткий прямой след, добавляйте расстояние, включая повороты, петли и т.д. Затем учите искать чужие предметы.
Чтобы научить искать других людей, опять придется пойти на хитрость. Пусть ваш помощник подразнит собачку яркой игрушкой или лакомством. Как только собака начнет рваться, помощник должен отбежать, постепенно удлинняя маршрут и прячась за кусты, в траву и т. д. Со временем партнеру нужно усложнять задачу, скрываясь по ветру, пробегая через лужи, петляя и т.д. Как только навыки будут закреплены, закрывайте питомцу глаза, пока ваш помощник прячется, это “включит” нюх.
Несколько важных моментов
Собаки были выведены для работы вместе с нами: учите их использовать свой талант обоняния, дайте им возможность проявлять себя и быть полезными! Нашим питомцам хорошо, когда они чувствуют, что они нам помогают. Но, помните, собака должна развиваться физически, но нельзя ее изводить тяжелым трудом. Во всем должна быть мера, в том числе в играх и обучении! Мы в ответе за тех, кого приручили! Узнать, как разбавить дрессировку играми, читайте здесь.
Как научить собаку искать предметы
Любую собаку можно научить искать предметы по запаху. Она может быть не способна отыскать наркотики на дне чемодана, но запросто найдет кусок колбасы в траве. Главное – мотивация.
Там, где человеку ничем не пахнет, собака учует целый «букет» ароматов
Итак, как научить собаку искать?
Добиться успеха можно, только если собака будет заинтересована в поиске. Например, собаки-спасатели разыскивают людей отнюдь не из альтруистических убеждений. Они заинтересованы в дальнейшем вознаграждении и работу воспринимают как интересную игру.
Процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
1) Обучение команде «нюхай»;
2) Поиск/выборка предмета;
3) Отработка сигнального оповещения или аппортировка найденного предмета.
Первый этап: команда «Нюхай!»
Рано или поздно каждый владелец задумывается над тем, как научить собаку искать по запаху? Может прозвучать абсурдно, но сперва ее нужно научить нюхать. В одном кулаке удерживают лакомство, другой остается пустым. Командуют «нюхай!» и предлагают питомцу выяснить: в какой руке спрятано угощение. Чуткий нос быстро уткнется в нужный кулак. Сразу его не разжимают. Когда собака начинает тереться носом об руку, принюхиваться, угощение отдают и хвалят.
Это упражнение научит животное пользоваться нюхом во время поиска, а также определять запах, который нужен владельцу. Работают после выгула на голодный желудок. Во время тренировки делают 2-3 подхода по 3 повтора с интервалом 15 минут. «Вкусное» и интересное задание хочется повторить, но увлекаться с ним не стоит.
Обучение поиску лакомства доставит массу удовольствия собаке и владельцу
Второй этап: команда «Ищи!»
Тренировку проводят в доме или на улице, на земле, но не на траве. Возраст не имеет ключевого значения, но перед тем, как научить собаку искать предметы, нужно усвоить основной минимум, команды: «место», «фу», «ко мне», «лежать», «сидеть», «голос».
На время подготовки животное уводят с поля зрения. Три миски переворачивают вверх дном, раскладывают на расстоянии 1,5 м. Под одной из посудин скрывается угощение. Лакомство оставляют лежать под миской 10-15 минут, тогда запах успеет распространится. Собаке дают понюхать платок, в котором ранее был завернут предмет поиска, командуют «Нюхай!». Затем пускают к мискам с командой «Ищи!». Влажный нос быстро отыщет нужную миску и здесь переходят к третьему этапу.
Третий этап: оповещение или подача предмета.
Когда собака опускает нос к нужной миске, дают команду, которую в дальнейшем она всегда должна будет выполнять при обнаружении предмета. Обычно это «лежать», «сидеть», «голос» или «принеси». Когда действие выполнено, хвалят и позволяют съесть лакомство.
Служебных ищеек во время подготовки учат сигнализировать о местоположении искомого предмета голосом и положением тела. Ведь это может быть человек или взрывчатка, которые невозможно принести в зубах владельцу. На дрессировке по обидиенс (общедисциплинарная тренировка), собаки обучаются выборке предметов по запаху с их дальнейшей аппортировкой. Используют деревянные или металлические гирьки, картонные или кожаные тубусы.
Очень острым нюхом может похвастаться большинство охотничьих собак, но для службы в органах подходят только лучшие
На заметку.
В начале обучения количество посторонних запахов сводят к минимуму. Для тренировки выбирают знакомое место, без резких раздражителей (звуки, люди, кошки). С лакомством работать легче всего. Когда собака поймет в чем суть игры, начинают использовать другие ароматы (ваниль, кофе, банан), которые наносят на специальное снаряжение или обычные деревянные палочки. Предварительно их моют проточной водой и высушивают на открытом воздухе. Хранят заготовки с запахом в отдельном пакете.
Готовое к занятиям снаряжение стараются не брать в руки или используют перчатки. Если ищейка должна выбрать предмет с запахом владельца, остальные раскладывает посторонний человек.
Когда ученик научится делать простую выборку, переходят к более сложным модификациям команды. Учат находить вещь в незнакомой комнате, идти по следу. Как научить собаку команде «ищи!» – частый вопрос грибников. Одно удовольствие ходить по грибы с обученным помощником.
Как научить собаку искать наркотики
Конечно же, речь идет про обучение полицейских или таможенных собак. В данном случае следует учитывать, что тренировка должна проходить в специально оборудованном помещении или предназначенной для этого площадке. Поиск наркотических средств отличается в зависимости от вида наркотика. Так, растительные виды имеют более сильный запах, а вот синтетические порошки могут немного различаться. Поэтому пес не должен теряться при отсутствии или замене какого-то компонента.
Породы собак для поиска наркотиков
Известно, что есть породы собак, которые легче всего обучаются службе в полиции. Именно благодаря таким качествам собаки называются служебными. У представителей данной группы хорошо развит нюх, они выносливы и сильны физически. Причем, они легко взаимодействуют с человеком. Животные, предназначенные для поиска наркотиков, должны быть способны искать как в сложных погодных условиях, так и в течение длительного времени. То есть, работоспособность также важна.
По таким причинам, чаще всего сотрудники правозащитных органов прибегают к помощи немецких овчарок. Но это не единственная порода собак, хотя остальные встречаются на службе реже. Также стоит обратить внимание на хороший нюх лабрадора-ретривера и миттельшнауцера
Специфика обучения поиску наркотиков
Научиться искать наркотики могут как щенки, так и более взрослые особи. Щенка приучают поиску в 10-11 месяцев, но учитывают, что у пса еще недостаточно развита сфера произвольного внимания. Это значит то, что собака будет поначалу быстро уставать. Выработать навыки трудоспособности позволяет оптимальное распределение времени на тренировки и отдых, учет возраста собаки. Важно не перенапрягать питомца, но и не позволять ему лениться. Взрослые собаки, которые уже обучены поиску предмета, например, мячика, способны намного легче понять, что от них требуется.
В любом случае, вы можете воспользоваться как непосредственно объектом поиска, так и заранее заготовленной тряпочкой. Но вначале собаку следует познакомить с самим запахом наркотика. Не допускайте, чтобы вещество попало в пасть собаке. Собаку приучают искать наркотики, применяя метод доминанты и закрепления поведения рефлекторно. Также, как и в случае с мячиком, пес руководствуется целью – найти, а также запахом. Желательно, чтобы прятать закладку вам помогал помощник. Питомцу предъявляется тряпочка и дается команда «Искать», «Розыск» или «Следователь». Когда собака находит наркотик, можно скомандовать «молодец» или применить кликер, если пес очень активно показывает, что выполнил задание. Поощрите собаку.
Желательно сразу научить щенка подавать знак, что он нашел наркотик. Для этого можно ввести команды «Сидеть», «Голос» или «Дай лапу». Закрепляется такое поведение методом поощрения. Причем, необходимо давать одну из выбранных команд сразу же, как сформируется навык поиска.
Подготовка контейнеров
Для того, чтобы вам не приходилось отвлекать собаку, чтобы запрятать наркотик, а также с целью отработки поиска веществ в реальных условиях, применяются контейнеры с тряпочками. Перед тем, как натереть ткань наркотическим средством, ее отпаривают, чтобы избавить от посторонних запахов. Хранится такая ткань в контейнере. Важно, чтобы у собаки сформировалась причинно-следственная связь между тряпочкой и находкой. А значит, должен быть отработан рефлекс.
Важные навыки
Перед тем, как обучить собаку поиску наркотиков, важно предусмотреть такие умения:
- Знания общих команд и некоторые навыки дрессировки. Это гарантия послушания собаки;
- Важно учитывать, что поиск наркотических средств может проводиться в различных условиях. А для этого стоит обратить внимание на то, насколько пес научился не теряться в незнакомой обстановке. На данное умение влияют сформированные навыки целенаправленного действия, что также может зависеть от возраста;
- Отсутствие страха нахождения в различных помещениях, в том числе, транспорте;
- По команде дрессирующего – обнюхивание поверхностей и предметов в руках хозяина из положения «рядом».
Что такое дифференцировочная стенка?
Для того, чтобы отработать глубину запаха, можно применять дифференцированную стенку. Такие обычно есть на специальных базах по обучению. Она представляет собой преграду, в которой находятся трубы различной длины. При таком методе обучения собака не способна искать глазами, что любят делать некоторые хитрецы. Напротив, вашему питомцу придется применить свой нюх, чтобы обнаружить закладку.
Ищем наркотики на человеке
Многие дрессировщики утверждают, что поиск наркотиков на человеке – один из наиболее сложных вариантов. Этому есть несколько объяснений:
Специалисты рекомендуют искать наркотики на разных людях, чтобы у пса не закрепился рефлекс на определенного человека. Так собака будет понимать саму суть задания. Также важно ввести знак, которого пес будет придерживаться, как найдет вещество. А для этого необходимо сначала потренировать пса находить наркотик на неживых объектах.
Что нужно учесть при дрессировке собаки?
Очень важно развивать легкие, тренировать собаку на выдержку, терпеливость и выносливость. А это все достигается последствием дрессировки, во время которой пес отрабатывает определенные навыки и умения. Послушание и умение ждать играют важную роль в поиске наркотиков. Бывает, что искать в большом помещении приходиться довольно долго, а для этого у собаки должно быть развито умение концентрироваться на выполнении задания. Только выработка умения следовать намеченной цели поможет вашему псу стать настоящим умельцем в поиске наркотических средств.
Как научить собаку искать закладки
Кинологический портал Екатеринбурга
Об обучении поиску наркотических веществ.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:
Методы специальной дрессировки собак по поиску наркотических веществ на примере немецкой овчарки с дисплазией тазобедренных суставов.
Продолжение, часть 2 (часть 1 — читать ЗДЕСЬ)
Автор: Ю.А. Яговитина, кинолог Центра специальной дрессировки собак.
1.2.2. Уход и содержание.
Собаки, которые обучаются и состоят на службе в таможне, полиции, ФСИН, содержатся в вольерах. Такое содержание благотворно влияет на процесс дрессировки. За каждой собакой закреплён проводник-кинолог, который ухаживает за ней, кормит, обучает и впоследствии работает с ней. Кинологу разрешается забирать собаку домой. Тесный контакт с собакой и постоянные тренировки благотворно влияют на её работу [1].
Существует ряд регламентированных правил содержания служебных собак, обязательных для всех лиц, кто так или иначе с этим связан [24]. Данные требования регламентированы в соответствующих ведомственных постановлениях, приказах и наставлениях внутри каждой службы [1,2,3,4].
1.2.3. Воспитание и начальная дрессировка.
Начиная с Зх месячного возраста щенков обучают послушанию. Это основные команды: «Ко мне!», «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!» Также обучают щенков играть и приносить предметы. Это способствует установлению контакта с дрессировщиком и дальнейшему обучению.
Для начального обучения используются преимущественно игровые методы, которые становятся более доступными для щенка возрастом старше 5-6 месяцев в силу большей его сформированности, как физически, так и психологически. Для дальнейшего обучения используется контрастный, игровой и вкусопоощрительный методы.
Основной задачей начального обучения и воспитания является определение:
а) типа нервной системы собаки;
б) приспособляемости к работе в различных условиях;
г) активного общего поведения собаки в работе.
Флегматичные и слабонервные собаки, а также излишне возбудимые не подходят для поиска наркотических веществ. Повышенная злобность, агрессивность собаки, проявляющаяся в этом возрасте, является критерием для выбраковки таких щенков, так как агрессия и поиск НС на службе несовместимы.
Перед тем, как начать заниматься специальной дрессировкой, следует обязательно пройти общий курс дрессировки. В результате у будущей служебной собаки должны быть выработаны и закреплены следующие навыки [2,3,4]:
- безотказный подход к инструктору по команде «Ко мне!»;
- умение ходить рядом с дрессировщиком;
- выполнение команд «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»;
- спокойное отношение к людям;
- чёткое выполнение команды «Апорт!»;
- позитивный контакт с инструктором-дрессировщиком;
- устойчивая положительная реакция на команду «Хорошо!»;
- собака должна быть приучена ко всем собачьим аксессуарам, а также к нахождению в автотранспорте.
1.3. Обучение поиску наркотических веществ.
1.3.1. Методы и методика.
Дрессировку по поиску наркотических веществ целесообразно начинать примерно в возрасте от 8 до 15 месяцев. В более молодом возрасте также можно начать обучение, но выносливость у таких щенков значительно ниже. Поэтому интенсивные и длительные тренировки они переносить не способны.
Методика обучения базируется на применении интенсивного метода дрессировочного процесса и сочетании различных методов – игровой (апортировочный) и вкусопоощрительный (пищевой) [12].
Игровой метод основан на «инстинкте добычи», т.е. стремлении собаки овладеть апортировочным предметом. К дрессировке игровым методом можно приступать после того, как кинолог убедится, что собака заинтересована в игре с предметами. Это проявляется в том, что она с удовольствием играет, приносит игрушку, борется за неё, заинтересована неподвижной игрушкой, может играть с любыми подходящими предметами. Следует обратить внимание на то, как собака ищет спрятанную игрушку, полагается ли она на обоняние. Насколько выражена заинтересованность, или она быстро теряет интерес, самостоятельна в поиске или обращается за помощью к проводнику. Проверяется также настойчивость в поиске, упорство в желании добраться до найденной игрушки. Все эти качества должны быть максимально развиты.
Для того, чтобы познакомить собаку с запахом наркотических веществ, первоначально используют игрушку. Например, это может быть мячик, полый внутри, либо это может быть резиновая или пластиковая трубка с отверстиями для выхода запаха. Важно: эти предметы не должны иметь посторонних запахов и запаха проводника в том числе. Поэтому заниматься нужно в перчатках и брать предметы пинцетом. После каждого занятия игрушка или апортировочный предмет тщательно моются.
Внутрь кладётся кусок ткани, пропитанный имитатором запаха наркотических веществ или пакетик с ним (закладка). Собаке дают тщательно обнюхать предмет, затем возбуждают её игрой с ним, позволяя хватать его зубами. Вызывая интерес собаки к игрушке, одновременно знакомят её с запахом.
Далее дрессировщик на виду у собаки забрасывает игрушку в то место, где она малозаметна, например в траву. По команде «Ищи!» и жестом правой руки вперёд, он посылает собаку искать игрушку. Заинтересованная и возбуждённая игрой, она быстро находит игрушку благодаря хорошему обонянию, после чего поощряется игрой и восклицанием «Хорошо!, Молодец!».
Собака всегда должна получать удовольствие от занятий, поэтому достаточно делать по 2-3 пуска за одно занятие и потом делать перерыв, после чего переключать её на другой вид деятельности. Рекомендуется после каждого пуска менять предметы на чистые.
Контрастный и механический методы в обучении поиску наркотических веществ не применяются [11].
Постепенно задание усложняют. Дрессировщик привязывает собаку и прячет игрушку сам, имитируя запрятывание в нескольких местах. Затем подходит к ней и пускает её на поиск. Потом это делает помощник. Он дразнит собаку игрушкой, убегает от неё и прячет так, чтобы собака не видела место закладки. Для этого можно ей закрыть глаза рукой.
Впоследствии игрушку заменяют на другие предметы, имеющие иные, может даже различные сопутствующие запахи. Это могут быть пластиковые контейнеры с отверстиями, спичечные коробки, пачки от сигарет, пузырьки от лекарств и т.п., или их сочетание. Они также запрятываются, и когда собака находит запах НС и обозначает его, то игрушка выбрасывается дрессировщиком из-за спины прямо в место выхода запаха, как поощрение. После чего следует непродолжительная игра.
Вкусопоощрительный метод подходит для собак, у которых нет выраженной заинтересованности к апортировке. Обучение проходит примерно по той же схеме, что и игровым методом. Мотивацией здесь является чувство голода и желание съесть лакомство. Для этого на начальном этапе в контейнер с имитатором запаха наркотических веществ кладут ещё и кусочек лакомства. Позднее лакомством поощряют отдельно от найденного контейнера с закладкой. Таким образом у собаки вырабатывается условный рефлекс: нашла закладку – получила лакомство. Постепенно у собаки образуется взаимосвязь между запахом еды и имитатором запаха наркотических веществ.
Параллельно с этим, собаку приучают к обозначению найденного запаха наркотических веществ. Существует два вида обозначения: активный –когда собака лает, царапает лапами, пытаясь добраться до предмета (закладки с имитатором запаха наркотических веществ), и пассивный — когда она, найдя закладку с запахом, ложится или садится, указывая носом место выхода запаха.
Здесь также работают или один из методов (игровой, вкусопоощрительный), или их сочетание. Когда собака не только находит, но и правильно обозначает закладку, то она поощряется либо выброшенным мячиком, либо лакомством, причём не только кусочком из закладки, но и с руки дрессировщика у самого места выхода запаха. В дальнейшем, кусочки лакомства в закладках делают меньше, а затем и совсем убирают. Собака должна научится работать на чистый запах наркотического вещества.
Научив собаку работать на местности и правильно обозначать найденный запах наркотических веществ, переходят к обучению по обыску помещений, багажа, автотранспорта и у человека по той же схеме, используя данные методы. При этом следует избегать избыточных дрессировок. Для этого следует организовывать дрессировочные занятия специальным образом, по отдельным видам обыска. Так, в разные дрессировочные дни, следует переключать собаку на различные виды тренировочной деятельности, чередуя их. К примеру, обыск местности чередуется с обыском помещения и с обыском автотранспорта.
По мере совершенствования навыка собак приучают работать в различных погодных условиях и в разное время суток. Предметы с имитатором запаха наркотических веществ прячут на разной высоте. Для запрятывания НС привлекаются помощники, чтобы собака не отвлекалась на запах хозяина. Проводятся занятия по поиску «слепых закладок», когда дрессировщик не знает, где сделана закладка. Если дрессировщик видит, что собака теряет интерес к поиску, устаёт, то он незаметно перепрятывает закладку поближе так, чтобы она смогла быстро найти. Все занятия должны заканчиваться обнаружением закладок, чтобы собака не теряла интерес к работе. После занятий обязательная прогулка и отдых [11].
Обучение поиску наркотических веществ
1.3.2. Факторы, влияющие на работу собаки.
Ряд факторов технического характера могут затруднять работу собаки.
Малая концентрация летучих запаховых молекул НС выходящих из закладки. Низкое содержание молекул запаха наркотических веществ обусловлено или совсем небольшим количеством искомого вещества в закладке, или очень плотной, даже порой герметичной его упаковкой. И это неудивительно, так как криминальные структуры весьма изобретательны в этих вопросах.
Наличие посторонних запахов вблизи закладки. С целью маскировки запаха наркотических веществ могут использоваться посторонние стойкие и более сильные запахи. Такими веществами могут, к примеру, пропитать оболочку (упаковку). Это могут быть и просто посторонние запахи, достаточно сильные, чтобы отвлечь собаку от поиска. В качестве таких отвлекающих агентов могут оказаться запахи табачных, парфюмерных изделий, пищевых продуктов, лекарственных препаратов, летучих химических веществ, разлагающихся отходов и продуктов жизнедеятельности.
Экспозиция закладки. При работе специально обученной собаки результат тем выше, чем больше давность закладки – происходит «накопление» запаха наркотических веществ, пропитывание им упаковки.
Чтобы научить собаку поиску наркотических веществ самой низкой концентрации, во время обучения следует очень постепенно уменьшать количество НС в закладке. При этом также используются всё более плотные упаковочные материалы, затем начинают уменьшать экспозицию закладки – то есть запах не успевает «накопиться». На самых поздних стадиях начинают примешивать различные стойкие отвлекающие запахи, постепенно повышая их концентрацию. Процесс контроля силы запахов очень непрост и требует осторожности и большого опыта инструктора. Следует каждый раз очень чётко усиливать как экспозицию НС в упаковке, так и экспозицию отвлекающего агента. И учитывать скорость пропитывания упаковки молекулами наркотического вещества, что позволит обнаружить искомый запах [14].
Весьма непростым моментом дрессировки может оказаться обнаружение следов наркотического вещества, находящегося на какой-либо поверхности в открытом виде. К примеру, следы на столе. Особенно это может вызвать сложности у собак, тренируемых на основе апортировочной реакции. Поэтому так важна постепенность и поэтапность в подготовке любого более сложного упражнения (поискового задания). В ряде случаев во время дрессировки допустимо использование кинологом короткого поводка, которым можно управлять собакой, направлять её.
Выработка равнодушия к посторонним, отвлекающим, маскировочным запахам тоже производится постепенно. В этом случае отвлекающий запах сначала располагают на некотором расстоянии от искомого, постепенно приближая его, а затем и увеличивая количество «маскировочного» вещества. Таким образом достигается безошибочность поиска наркотических веществ (их следов) среди массивов побочных запахов, при этом собака привыкает не реагировать и не отвлекаться на запахи пищи и не отвлекается от поискового процесса [18].
Для эффективного обучения данным требованиям нужно:
- При начальных пусках дополнительный (маскировочный, побочный) запах должен быть отчётливо слабее основного запаха наркотического вещества. Впоследствии постепенно соотношение меняется на противоположное.
- Один и тот же побочный запах не следует несколько раз подряд сочетать с запахами наркотических веществ – желательно их менять достаточно часто.
- После каждого пуска на закладку с НС вместе с побочным запахом следует производить вначале пуск на чистый запах наркотического вещества, а затем 3-й пуск – на оба эти запаха, но располагающиеся раздельно. Располагая побочный запах на более близком расстоянии к собаке, происходит как бы провоцирование её, в итоге в третьем пуске закладка с побочным запахом становится как бы «контрольной».
Следует также учесть, что затруднить поиск наркотических веществ может не только само наличие постороннего запаха. К примеру, при обследовании багажа, собака сталкивается с большим количеством как объектов обследования, так и большим разнообразием запахов в них. Сам по себе процесс непрерывного длительного распознавания утомляет, отвлекает собаку, она может потерять интерес к процессу поиска на каком-то этапе. Поэтому при выполнении такого упражнения не следует давать собаке подолгу задерживаться на объектах (сумки, ящики, чемоданы) без искомого запаха. На начальных этапах обучения необходимо подбирать нейтральный спектр запахов в контрольных объектах, чтобы не вызывать ими у собаки во время поиска ни отрицательных, ни явно положительных эмоциональных реакций. Напротив, искомые объекты необходимо наполнять запахом наркотического вещества в достаточном количестве. Соответственно, соотношение количества «искомых» объектов и «беззапаховых» должно увеличиваться в пользу последних очень постепенно.
Существуют также факторы, влияющие на обучение собаки, которые также следует учитывать [22]:
- наличие поблизости посторонних людей, животных;
- различная обстановка и новизна местности (парк, улица, лес и т.д.) с посторонними предметами (транспортными средствами) и их шумами, запахами;
- погодные условия и температура окружающей среды, включая осадки, направление и скорость ветра;
- состояние здоровья и общее самочувствие обучаемой собаки, эмоциональный настрой её и инструктора;
- ландшафтные и рельефные особенности местности.
1.3.3. Дрессировочный процесс.
Для успешного дрессировочного процесса нужна хорошая материальная база, включающая использование самых разных видов имитаторов запахов, как самих наркотических веществ, так и различных упаковок для них, а также источников побочных запахов, которые могут отвлекать собаку во время поиска.
В последнее время в пунктах таможенного контроля, в основном, применяется способ пассивного обозначения.
Для обучения собаки поиску наркотического средства и подаче сигнала о его нахождении изначально следует начинать дрессировку на уже знакомых собаке объектах.
Первоначальный процесс обучения состоит из следующих моментов:
а) знакомство собаки с конкретным запахом наркотического вещества перед началом обучения;
б) запрятывание закладки с подготовленным запахом;
в) посыл собаки на поиск спрятанной закладки;
г) обучение обозначению найденного источника запаха.
Поиск наркотических веществ основан на выработанном комплексе сложных поведенческих стереотипов. Для этого используется ряд условных раздражителей. Это: команда «ищи», жест (показ) рукой в сторону места поиска. Также: команды «апорт», «нюхай», «дай», «голос», «лежать», «хорошо». Безусловными раздражителями могут использоваться непосредственно апортировочный предмет, жесты одобрения и поощрения.
Как знакомить собаку с запахами наркотических веществ, было описано выше.
Правильно обозначать предметы с запахом наркотического вещества пассивным способом учат следующим образом. Для этого используют пластиковые контейнеры. В крышках контейнеров делают несколько отверстий около 0,5мм в диаметре. В один из них кладут закладку. Поначалу это делается на виду у собаки. Контейнеры расставляют в 50 см друг от друга. За тем, по команде «Ищи!», пускают собаку к контейнерам. Когда она находит искомый запах, то пытается взять контейнер в зубы. При этом дрессировщик подаёт команду «Лежать!». После укладки собаки, она поощряется лакомством или игрушкой у самого выхода запаха, приучая её таким образом указывать на искомый запах носом. Затем контейнеры меняют местами и снова пускают собаку. За одно занятие упражнение повторяют 2-3 раза.
Когда собака научится правильно обозначать закладки с НС на земле, то начинают ставить контейнеры выше от земли (на стол, на скамейку, на капот машины), приучая её вставать на задние лапы и указывать носом закладку. При этом очень важно следить, чтобы собака не теряла интерес к поиску.
1) Обучение обыску местности.
Для проведения такой дрессировки подбираются участки, размером приблизительно 50м на 50м, по возможности защищённые от ветра. Поначалу для обучения используются небольшие контейнеры (банки) с имитатором запаха наркотических веществ (вначале всего 2), которые располагают на участке непосредственно на виду у обучаемой собаки. При этом располагаются также несколько закладок с другими запахами, которые являются контрольными. Также, если использовать развитый апортировочный рефлекс, можно применить вариант разбрасывания по участку контрольных предметов. Но тогда используются такие контрольные контейнеры (ёмкости), которые собаке неудобно брать пастью. То есть, собака может побежать к брошенным предметам, но схватить и принести ей будет удобно именно апортировочный предмет с искомым запахом. Позднее и контрольные предметы делают удобными для носки в пасти. На дальнейшем этапе всё равно следует перейти не к разбрасыванию, а к раскладыванию предметов по участку, а потом и к их маскировке. Сначала на виду у собаки, а потом скрытно.
Поводок при этом не используется. При этом инструктор располагается в районе срединной оси участка и направляет собаку жестами и голосом в случае необходимости. Если это не приносит успеха, следует вместе с собакой подойти к месту предполагаемого обнюхивания и побудить это выполнить командой «нюхай», указывая жестом на конкретное место. Поводок может быть использован только на начальных этапах обучения в случае частых пробежек без принюхивания. В дальнейшем такие участки для занятий следует подготавливать заранее, не менее, чем за 3-4 часа, чтобы успел выветриться запаховый след инструктора, маскирующего закладки, и собака не могла находить их, идя по следу.
Для выработки безразличного отношения к посторонним запахам людей, впоследствии занятия переносятся на участки, где могут находиться посторонние люди, животные (городские пустыри, парки, аллеи).
В процессе обучения следует переходить от простого расположения на местности к более сложным вариантам маскировки. НС можно прикопать в почву, заложить под дёрн или прошлогоднюю листву, невысоко подвесить на ветви кустов или деревьев. Очень подходят для этого участки с разными постройками, металлическими или железобетонными сооружениями, автомобилями, кучами мусора. Закладку можно расположить как в объекте на местности, так и прямо в грунте. Тренировочный поиск наркотических веществ ведётся в самых разных условиях.
2) Поиск наркотических веществ в помещении.
Рекомендовано начинать упражнения по обучению поиску с предоставления собаке возможности самостоятельно исследовать нужное помещение. Это необходимо, чтобы животное быстрее привыкло к новой для него обстановке, новому запаховому спектру. Длительность такого ознакомления может зависеть от размеров помещения, количества находящихся в нём объектов и посторонних лиц, от уже приобретённых ранее навыков к поисковой работе.
При этом инициированный кинологом поиск наркотических веществ ведётся в некотором роде спонтанно, без команд и участия инструктора. Однако ему, находясь в районе середины помещения, следует запоминать те места, которые не были осмотрены и наблюдать за поведением животного. Если собака не находит закладку, через некоторое время её активность неизбежно снижается, она начинает поглядывать на кинолога. В такой ситуации необходимо подбодрить собаку оглаживанием, похлопыванием и затем вновь направить её в поиск, но уже более целенаправленно к тем местам, которые были пропущены либо недостаточно тщательно обследованы. Если этого не сделать, собака может и сама возобновить поиск, но будет это выполнять уже с неохотой, проявляя интерес уже к посторонним запахам и вещам, поэтому следует избегать такого сценария, а также не допускать появления пробежек без принюхивания. В случае необнаружения закладки в конце поиска следует прибегнуть к поиску на коротком поводке.
Если же видны признаки усталости, питомцу нужно дать небольшой отдых. Вообще, на начальных стадиях обучения поиск наркотических веществ не должен быть дольше 5-8 минут. В последующем длительность постепенно увеличивают и доводят до 20-25 минут.
Данный пример обыска помещений не нужно рассматривать как единственно правильный. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого животного и в ходе обучения, инструктор может видоизменять тактику дрессировки и применять какую-то свою схему действий.
3) Поиск наркотических веществ в багаже.
На открытом месте дрессировщик раскладывает багаж. Это могут быть сумки, чемоданы, ящики, на расстоянии 1м (6-8 предметов). Все предметы багажа должны быть чуть приоткрыты. Собаку привязывают на расстоянии 5-7м от багажа. Дрессировщик даёт ей обнюхать контейнер с запахом НС, заинтересовывает её и идёт к багажу. Он кладёт контейнер в одну из сумок, но делает вид, что кладёт в каждую сумку. Затем подходит к собаке, берёт её на поводок и подводит к багажу. По команде «Ищи!» и жесту рукой, кинолог отправляет её на поиск наркотических веществ . При этом он ведёт собаку на поводке и указывает рукой на каждую сумку, принуждая её тщательно обнюхивать. Когда собака найдёт искомый запах и правильно обозначит его, дрессировщик поощряет её лакомством прямо от сумки или выбрасывает из-за спины мячик в место выхода запаха. После чего следует непродолжительная игра. После 2-3 занятий собаку пускают на поиск без поводка. Далее занятия усложняют. Контейнеры с запахом НС в закрытый багаж прячет помощник, так чтобы собака не видела. Занятия проводят в разных местах и при различных погодных условиях.
4) Поиск наркотических веществ на транспорте.
Поиск наркотических веществ производится обнюхиванием автомобиля снаружи и обследованием кабины (салона) внутри, по команде и жестам кинолога. Такой обыск может производиться как на поводке, так и без него. В ряде случаев хорошо обученные собаки могут производить поиск полностью самостоятельно, без какой-либо помощи инструктора.
Обучение обыску транспорта аналогично обыску помещения. Кинолог привязывает собаку в 5-7м от машины. Показывает ей и даёт обнюхать контейнер с запахом НС. Возбуждает собаку, направляется к машине и прячет контейнер. После чего, подходит к ней, отвязывает поводок, подаёт команду «Ищи!» и жестом направляет собаку на поиск. При этом сам инструктор тоже может имитировать поиск. После того как собака нашла и обозначила закладку, следует поощрение.
Для обучения этому виду поиска следует маскировать закладки НС во всех возможных доступных местах автомашины поочерёдно. Особенно это касается возможных мест сокрытия НС в реальной жизни: под обшивкой салона, внутри кресел, дверей, колёс, за приборными щитками и т.д.
5) Поиск наркотических веществ на человеке.
При такой дрессировке на людях основное внимание должно уделяться тому, чтобы собака не реагировала непосредственно на фигурантов, а лишь изучала спектр запахов, исходящих от них. Для этого следует, по возможности, исключить факторы, возбуждающие её. Отсутствие обозначения найденного источника запаха на человеке может иметь различные и не всегда понятные причины. В таких случаях следует изменить условия поиска, упростив решаемую задачу. Можно для начала переместить, к примеру, закладку с НС из кармана куртки в ботинок, в голенище сапога или другое доступное низкорасположенное место.
Кинолог усаживает собаку напротив группы людей (статистов), даёт ей обнюхать контейнер с запахом НС и отбегает к группе людей. Он обходит каждого статиста имитируя запрятывание контейнера. Затем подходит к собаке, берёт её на поводок и подводит к людям. По команде «Ищи!» и жестом он посылает собаку на поиск, при этом сам кинолог идёт рядом и жестами указывает, где нужно искать. Почуяв запах НС, собака должна уткнуться носом в место выхода запаха и замереть. В награду ей выбрасывается мячик или она поощряется лакомством.
В дальнейшем проводится поиск наркотических веществ на человеке как в группе, так и поодиночке. Статисты при этом могут двигаться, менять положение, общаться, выполнять какие-то действия и т. п.
1.3.4. Перечень навыков обученной собаки.
Выполнять норматив FH-1 (розыскная собака I ступени, раздел В-послушание), который включает в себя:
а) хождение по команде «рядом» со всеми вариантами усложнений (на поводке);
б) хождение по команде «рядом» без поводка. Отсутствие реакции на звуки работающего большегрузного транспортного средства;
в) посадка и укладка в движении и работа на выдержку.
2) Обыск местности и помещений.
а) на участке 50 на 50 метров, находить и обозначать закладки с НС, как закопанные в землю, так и подвешенные на высоту до 2 метров;
б) это же выполнять в различных природных условиях, на различных объектах и в строениях;
в) выполнять обыск всех видов помещений, в том числе служебных, подсобных, а также строительных перекрытий;
г) выполнять поиск наркотических веществ по воздушному потоку внутри помещения;
д) обладать вышеуказанными навыками при наличии отвлекающих факторов, несмотря на маскировку, а также в присутствии иных запахов:
- людей и его личного имущества;
- разнообразная парфюмерия и табак;
- пищи и лакомства.
3) Досмотр автотранспортных средств, крупногабаритных грузов, пассажирского багажа.
а) уметь выполнять поиск наркотических веществ , чётко обозначать источник их запаха;
б) уметь выполнять досмотр не менее 2-3 автомобилей с одного пуска;
в) уметь досматривать не менее 8 багажных объектов с одного пуска;
г) уметь выполнить поиск наркотических веществ на не менее 5-6 грузовых объектах подряд различных размеров;
д) выполнять данные виды досмотра с отвлекающими факторами, в условиях маскировки и с побочными запахами:
- индивидуальный запах человека (личные вещи);
- парфюмерные и табачные изделия;
- запахи пищевых продуктов.
Обычно программа обучения собак поиску наркотических веществ рассчитана приблизительно на 10-12 недель. Перед её началом должны быть полностью отработаны необходимые упражнения с апортировочным предметом, содержащим запах НС. Отработка их обычно занимает около 6-8 занятий. Помимо этого, полностью должен быть освоен общий курс дрессировки, лишь после этого можно начать заниматься непосредственно специальной дрессировкой по поиску НС [7]. В итоге обучение специальной собаки займет не менее 12 недель. При этом сроки могут и удлиняться под влиянием различных факторов и условий [23].
Как научить собаку искать закладки
Кинологический портал Екатеринбурга
Специальная дрессировка собаки по поиску наркотических веществ.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:
Методы специальной дрессировки собак по поиску наркотических веществ на примере немецкой овчарки с дисплазией тазобедренных суставов.
Продолжение, часть 3 (часть 1 — читать ЗДЕСЬ, часть 2 — читать ЗДЕСЬ)
Автор: Ю.А. Яговитина, кинолог. Профиль — специальная дрессировка собак.
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Особенности здоровья. Реабилитация.
С 3-х-месячного возраста у объекта исследования изменилась походка, появилась перемежающая хромота, повышенная утомляемость на прогулках, стали заметны узкий постав задних конечностей, их эпизодическое скрещивание. Это впервые было отмечено на монопородной выставке в классе Baby в июне 2017года. К 5 месяцам отчётливо изменились и пропорции тела в пользу увеличения размеров и мышечной массы его передней части, появилась асимметрия конфигурации таза.
В ветеринарной клинике на основании рентгенологического обследования был поставлен диагноз «Двусторонняя дисплазия тазобедренных суставов, средней тяжести справа, лёгкой степени слева». Повторное рентгенологическое исследование было проведено в возрасте 1 год, диагноз был подтверждён. При этом уже также были выявлены начальные признаки двустороннего деформирующего артроза, головка правой бедренной кости находилась в позиции подвывиха. При этом функция правого тазобедренного сустава была в целом сохранена за счёт формирования ложного мышечного сустава. На основании этих данных был сделан окончательный вывод о тяжёлой степени двусторонней HD.
На основании рекомендаций ветеринарных специалистов с 4-месячного возраста было начато лечение HD. Проводились длительные курсы хондропротекторов и противовоспалительных препаратов: артрогликан, хондролон, страйд. Для лечения сопутствующего артроза — карпрофен в инъекциях. Питание было сбалансировано по всем составляющим, кальцию и витаминам, проводился контроль веса. Также выполнялись курсы «водной дорожки».
Регулировалась и двигательная нагрузка у собаки со строгим контролем во избежание переутомления и избыточных нагрузок, травмирующих движений и упражнений – были исключены упражнения с использованием прыжков в высоту, лестниц, любые передвижения по скользким поверхностям. Также использовались активные нагрузки плаванием. При этом уровень физической нагрузки поддерживался на уровне субмаксимальной переносимости. Целью данной последовательной двигательной реабилитации являлись:
а) создание крепких связочно-мышечных «поддержек» в изменённых вследствие дисплазии тазобедренных суставах для улучшения их функционирования и формирование эффективных механизмов мышечной компенсации;
б) улучшение локального кровоснабжения суставов и предотвращение дальнейшего ухудшения двигательных функций суставов;
в) улучшение общего здоровья, повышение общей тренированности, жизненного тонуса и сопротивляемости организма, а также подготовка необходимых физических кондиций для будущего проведения функционально допустимых дрессировочных занятий. Планировалась специальная дрессировка в допустимых объёмах.
Функция изменённых тазобедренных суставов, конечно же, осталась ограниченной, но, благодаря сформировавшимся механизмам мышечной компенсации, она по большей части была сохранена. При этом ведущее значение в этом имела именно проводившаяся активная двигательная реабилитация. В итоге комплекс применяемых лечебных и реабилитационных мероприятий позволил не только остановить прогрессирование заболевания, но и заняться дрессировкой. Сначала общая, затем и специальная дрессировка.
Учитывая невозможность допуска данной собаки к разведению в апреле 2018 года была произведена операция по её стерилизации.
В процессе взросления наблюдались изменения внешности, характерные для собаки с HD: узкий постав задних конечностей, их постоянное перемещение «под себя» со сгибанием спины. Стали заметны вышестоящая головка правой бедренной кости, асимметрия таза, смещение положения хвоста.
2.2. Начальная дрессировка.
Начальное обучение исследуемой собаки начало проводиться с 2х месячного возраста. Специальная дрессировка собаки невозможна без предшествующего курса ОКД.
Это были основные команды по послушанию, такие как «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Рядом!», «Фу!», приучение к ошейнику, поводку, наморднику. Также щенка обучали играть и приносить предметы. Это способствовало установлению контакта с дрессировщиком и дальнейшему обучению.
Для начальной дрессировки щенка использовались вкусопоощрительный и игровой методы дрессировки. Это позволяло не только налаживать позитивный контакт с собакой и правильно воспитывать её, но и развивать игровой метод положительного подкрепления. Все эти моменты оказались весьма полезными для последующей специальной дрессировки.
Все команды отрабатывались сначала в домашних условиях, с отсутствием раздражителей, затем на дрессировочной площадке. Постепенно условия усложнялись, и занятия переносились в различные места, проводились в различных условиях и при любой погоде.
Из-за особенностей здоровья собаки, ей давались умеренные нагрузки. Занятия проводились 3 раза в день, по 15-20 минут, после чего ей предоставлялся отдых.
После выработки навыков послушания собаку начали обучать преодолению препятствий (бум, барьер, лестница) и команде «Апорт!». Именно преодоление препятствий явилось самым сложным для объекта наблюдений ввиду ограничения движений вследствие HD. Тем не менее, нетяжёлые двигательные ограничения функций при определённых тренировках в щадящем режиме привели к достижению определённых результатов.
Далее перешли к обучению выборки вещи, что заняло очень немного времени. Этим этапом предварялась непосредственная специальная дрессировка собаки.
2.3. Обучение поиску наркотических веществ.
Затем была начата собственно специальная дрессировка. Первую неделю объект исследования (обучаемую собаку) знакомили с запахом. Для этого использовался имитатор запаха канабиса (гашиша), помещённый в пакетике в полый мячик. Занятия проходили в форме игры. Занятия по поиску постепенно усложнялись, вырабатывая нужный навык по поиску исключительно положительным подкреплением.
Далее была начата работа над обозначением найденного запаха. Собака, почуяв запах наркотического вещества, должна была научиться обозначить место закладки. Объект исследования обучался пассивному обозначению. Была поставлена цель, чтобы собака, найдя источник запаха, ложилась перед ним и указывала на него носом. Если закладка находилась на некоторой доступной высоте, то собаке было необходимо встать на задние лапы и также носом указать на место выхода запаха.
Для этого использовались несколько пластиковых контейнеров, в один из них производилась закладка, вначале на виду у собаки, позднее – скрытно. Затем выполнялся пуск собаки. Когда она находила искомый запах, предотвращалась попытка взять контейнер в зубы. Использовались команды «Лежать!» и «Носик!». После укладки собаки, она поощрялась лакомством у самого выхода запаха. Таким образом приучали собаку указывать на искомый запах носом. За одно занятие производилось не больше 3-х пусков, чтобы собака не уставала и не теряла интерес. Впоследствии вместо лакомства в качестве поощрения стал использоваться преимущественно мячик.
Когда собака научилась правильно обозначать закладки с НС на земле, то начали ставить контейнеры выше от земли (на стол, на скамейку, на капот машины), приучая её вставать на задние лапы и указывать носом закладку. Позднее вместо контейнеров стали использоваться другие различные ёмкости (коробки, пачки от сигарет, носки, перчатки, стеклянные баночки). Все эти предметы имели свой запах, и собака училась находить и обозначать искомый запах НС среди других посторонних запахов.
Далее объект исследования обучали обыску местности. Занятия проводили 1-2 раза в день, через день, по 2-3 подхода за одно занятие. В остальные дни проводились ОКД, упражнения на выдержку, выполнение команд на расстоянии, по жестам, преодоление препятствий. Один день в неделю собака отдыхала от занятий. Специальная дрессировка собаки чередовалась с упражнениями ОКД и отдыхом.
Объект исследования обучался обыску местности под руководством опытного инструктора. Для этого был выбран участок местности размером 10х10м, с травой, кустарниками, камнями, на котором прятали закладку с запахом НС. Через 20-30 минут собаку подводили к участку и, по команде «Ищи!», на длинном поводке пускали её на поиск. Жестами ей указывалось направление поиска, чтобы научить тщательно обыскивать весь участок. При этом поводок не натягивался, чтобы не сбивать собаку с поиска. Только лёгкое подёргивание и жест рукой в сторону источника запаха, когда она выходит за границы участка. Почуяв запах и обнаружив место закладки, собака пыталась выкопать её. В этот момент ей подавались команды «Лежать!» и «Носик!». Когда собака занимала правильное положение, уткнувшись в место закладки носом, ей выбрасывался мяч.
Постепенно занятия усложняли. Закладки закапывались под землю на 4-6 см и впоследствии проводились занятия и по «слепому» методу. Занятия проводились на дрессировочной площадке, затем в различных местах, в парках, скверах, во дворе. Там, где много отвлекающих факторов, чтобы собака научилась концентрироваться на работе и не реагировать на окружающих.
Специальная дрессировка по обыску помещений стала следующим этапом. Использовались закладки с экспозицией 20-30 минут. Это делалось для того, чтобы запаховые частицы лучше распространились по помещению. Сначала это были лёгкие закладки, на уровне пола. Постепенно усложняли задания, поднимая их выше от пола, до уровня носа собаки, а затем и выше. Разница была лишь в том, что первые занятия проводились всё же в блоке на коротком поводке, приучая собаку более тщательно обнюхивать помещение.
Обыск помещения производился не свободно и хаотично, а стремились приучить собаку двигаться вначале по периметру по часовой стрелке, а затем и по спирали к центру. Начинался он снаружи, с осмотра входной двери, замков, косяков и дверных ручек. Собака должна была тщательно обнюхивать каждый сантиметр помещения по периметру и все предметы, которые в нём находятся. Для этого её брали на короткий поводок и шли впереди неё, показывая рукой на разной высоте, где искать.
Обозначение закладки с запахом происходило обычным способом. Собака, почуяв запах, утыкалась в его источник носом и ложилась, либо замирала на месте. За правильное обозначение ей выбрасывался мяч, из-за спины, в место выхода запаха. Также помещения постоянно меняли, задания усложняли. Наличие посторонних наблюдателей в таких местах за дрессировочным процессом неизбежно добавляло определённые сложности в обучении. Тем не менее, такие отвлекающие факторы приучали объект исследования работать при любых условиях и в различной обстановке, повышали её сосредоточенность в работе.
Далее перешли к обучению обыска багажа. Первые занятия проводились в домашних условиях, закладку производили в одну из нескольких сумок, собака на 20 минут была закрыта в другой комнате, затем выполнялся пуск. Аналогичным образом перешли к работе с чужими сумками и вне дома, на улице. Учитывалось и направления ветра – на начальных этапах стремились расположить сумки, чтобы ветер был боковым. Очень постепенно переходили от простого к сложному.
Обучение обыску транспорта проводилось на легковых автомобилях в Центре специальной дрессировки собак и на грузовых автомашинах на базе МЧС. Обучение начинали с наружного обыска автомобиля. Закладки с запахом НС прятались в колёса, за номера, под бампер. Обыск производился против часовой стрелки. Работали в «блоке». Затем перешли к обыску салона автомобиля. Требовалось научить собаку тщательно обнюхивать каждый сантиметр, учитывая наличия в салоне большого количества потайных мест, куда можно спрятать НС. Сложность состояла ещё и в том, что закладка могла быть спрятана снаружи, а запах выходил через обшивку в салон.
При обыске транспорта производилось обнюхивание автомобиля снаружи либо обследование кабины (салона) внутри, по команде и жестам кинолога. Такой обыск сначала производился на поводке, затем без него. Постепенно была достигнута цель вести поиск полностью самостоятельно, без какой-либо помощи инструктора.
Обозначение найденной закладки
Аналогично проводилось обучение и на грузовых транспортных средствах.
Производилось также обучение обыску личных вещей человека. Это происходило следующим образом. На дрессировочной площадке, после воскресных групповых занятий, выбирались несколько человек из числа хозяев собак. Их выстраивали в одну шеренгу и усаживали собаку слева от них. Показав собаке мячик, инструктор обходил каждого человека делая вид, что прячет мячик где-то в одежде статиста. Обойдя всех, собаке показывали, что в руках ничего нет, мячик спрятан. По команде «Ищи!» и жестом в сторону людей собака отправлялась на поиск. Первые занятия приходилось вести собаку на поводке, обходя каждого человека и показывая ей, где искать. Почуяв запах НС, собака также обозначала его укладкой или замирала, уткнувшись носом и получала в награду мячик, который выбрасывался из-за спины. Далее специальная дрессировка проводилась без поводка. Каждый раз люди были разные и места занятий впоследствии также менялись.
Позднее проводилось поэтапное обучение на разных уровнях поиска. Вначале выполнялось обучение поиска на самом нижнем уровне, практически у самой земли. Для этого закладки с запахом прятались в обувь статистов. Когда этот уровень был устойчиво освоен, начиналось освоение следующего. Для этого закладки прятались как в обуви, так и выше в одежде, но не выше пояса. Собаке предлагалось осуществить повторный проход, но уже с более высоким обнюхиванием испытуемых.
Так обучение объекта исследования по поиску наркотиков длилось около 7 месяцев. Специальная дрессировка выполнялась 5 раз в неделю, по 45 минут. За этот период было также произведено знакомство и с новыми запахами НС. На устойчивую отработку каждого нового запаха отводилось 3-4 недели. В результате было освоено 5 запахов: канабис, опий, кокаин, героин, амфетамин.
2.4. Испытания и соревнования.
По окончании обучения общему послушанию исследуемая собака приняла участие в испытаниях и получила диплом ОКД II степени.
Итогом же всего обучения стали соревнования, где данная собака получила возможность показать свои приобретённые навыки, в том числе навыки специальной дрессировки. Соревнования проводило Уральское таможенное управление. В них принимали участие сотрудники и собаки таможни и полиции из Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской областей, с общей численностью 20 собак с проводниками.
Соревнования проходили 3 дня. В первый день был обыск багажа, обыск личных вещей людей и послушание. Во второй день, обыск местности и полоса препятствий. В третий день — обыск транспорта и награждение. На каждое задание по поиску давалось определённое время (3-5 минут). В упражнениях по послушанию проверялось умение собаки ходить рядом с проводником, команды на выдержку, спокойное отношение к группе людей, к выстрелу и подача предмета по команде «Апорт!».
Исследуемая собака показала хорошие результаты в обыске местности, в послушании и в обыске багажа. При этом она недостаточно эффективно отработала на обыске личных вещей людей, обыске транспорта. Соответственно, были сделаны надлежащие выводы о результатах специальной дрессировки. Так, например, сказалась её индивидуальная повышенная отвлекаемость, что повлияло на результаты соревнований. Отсюда была выявлена необходимость больше заниматься в местах скопления людей, оставлять собаку одну в незнакомых местах, заниматься при отвлекающих факторах (плохие погодные условия, другие животные и т.д.). Также необходимо усложнять условия в обыске местности, больше работать на участках с элементами построек, на пересечённой местности.
Несмотря на выявленные недочёты в дрессировке и в результатах соревнований был очевиден значительный успех проведённой работы, что явилось основой для окончательных выводов. Результаты участия в соревнованиях на общих основаниях показали возможность реализации всех признанных методов специальной дрессировки у исследуемого объекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, были изучены методы обучения собак служебных пород поиску НС. На практике данные методы специальной дрессировки были применены к объекту исследования – немецкой овчарке с наследственной проблемой здоровья – HD – ограничивающей её функциональные возможности. Результаты специальной дрессировки отразились на результатах состязаний и соревнований, в которых принял участие наблюдаемый объект. При этом сделаны выводы:
1) собаки с подобными нарушениями, имеющие нетяжёлые функциональные ограничения, могут быть успешно обучены некоторым видам специальной дрессировки традиционными методами, в том числе поиску НС;
2) результаты специальной дрессировки могут быть успешными в ряде отдельных её компонентов, но в целом не достигают высокого уровня ввиду наличия определённых функциональных нарушений;
3) использование собак служебных пород, признанных негодных по состоянию здоровья, в иных сферах применения зависит от степени их функциональных ограничений;
4) очевидно, что разнородность группы таких собак по их заболеваниям предопределяет их различные области применения, определяемые индивидуально. Это могут быть и какие-то варианты следовой или, возможно, даже волонтёрской поисково-спасательной службы, и канис-терапия, и дрессировка поводырей, пастушья служба, или что-то иное. Но в любом случае, необходимость этого в последние годы возникает всё чаще в связи с ростом количества генетических аномалий. Поэтому задача применения таких собак становится всё более актуальной – в противовес практике усыпления таких питомцев. И это вполне реально. Что и хотелось показать в этой работе. Ведь даже и собака с ограниченными возможностями, и её владелец могут быть не только полезны друг другу, но и приносить реальную пользу другим.
Про закладки и собаку
Моей собаке уже полтора года. Веселая, послушная и игривая. Но, иногда у неё случается бзик, и она может на протяжении половины прогулки что то вынюхивать. И это не метки других собак, просто идет в траву и что то там ищет, или идет по снегу в 3 метрах от тропики (3 м — это поводок) и что там старательно ищет. За полтора года найдены при прогулках именно ею 50 рублей, 50о рублей , запечатанные пачка сигарет, кателка салями и пачка презервативов. Еще лает на громкие звуки — трактор чистит дорогу, мусорная машина, кто то ругается громко. Вот и хочу поведать вам 3 истории.
Ни первая, ни вторая на мой взгляд на отдельный пост не тянули, но третья думаю интересна будет) Дополню, собака по размерам чуть больше кошки.
История 1. Поздняя осень Гуляем на окраине района хрущевок. Там летом был разбит мини огород где было пару грядок. 2 парня лет по 16 копаются в засохших плетнях кабачка и тыквы. Мы идем в метрах 10 от парней, собака что то нашла под кустом и вынюхивает. Парни сначала смотрели, потом о чем то тихо поговорили и попросили убрать собаку. Мы пошли дальше, парни еще минут 5, пока были в зоне видимости копались под кустом, откидывая траву и выдираю сухостой.
История 2. Пару месяцев назад, рядом с домом огорожена территория, хз зачем, ибо попасть на неё можно только с одной стороны и кроме бурьяна там ни чего нет. 11 вечера, уже темно. Проходим мимо и собака начинает лаять (лаять у неё хорошо получается), я с начало не понял в чем дело — ибо там темно. «Мля, запалили!» ,»Писец», «Менты» и похожее я услышал от 3 чуваков вылетевших в единственный проход. Тогда, кстати, не известно кто больше напугался.
История 3. Сегодня. С собакой уже возвращаемся домой. Через 2 дома от нашего 2 парня и девка. Шуршат под окном первого этажа, громко матерятся. Сначала, показалось что пьяные, решил сделать полукруг и пройти по дальше. Но, громкий мат (ну, скорее просто очень громкие звуки) не оставил равнодушным мою сабочандру и она залилась лаем в сторону троицы. Я затянул поводок на минимум, приказал нельзя и пошел мимо, держа собаку на коротком поводке. Компании это не понравилось и парень что по выше пошел на меня. Гололедица, ветер, я отступил на газон. Парен начал матерится на меня и мою «шавку». Собака на него лаяла около моей ноги. Попытался толкнуть меня, но так как был на дороге получилось неуклюже, я стоял в снегу. Потом он пнул собаку, сильно не получилось у него, но этого я не стерпел. Удар — и он но скользком тротуаре. Подбегает его друг, я говорю что звоню в милицию. Первый опять полез. (Было бы эпично написать, как моя сабачка их загрызла) но, на самом деле она кусала одного за штанину, другого за лодыжки. Рулетка 3 метра, собака на свободе, можно и правой ударить. 3 удара, первый хорошо прошел, 2 вторые не очень удачно. Первый на дорожке растянулся, другой за нос держится. Девка увидев это сбежала. Мы тоже быстрым шагом пошли домой.
Вроде, все хорошо. Ток спортом я занимаюсь редко, большой лишний вес, грушу бил последний раз лет 15 назад. И только дома я допер, что сделало мои удары такими. Случайно заметил, что блокировка рулетки открылась.А это не хуже кастета, как оказалось.
У меня Бутч все закладки находит, он самый ненавидимый нарами пёс в городе. Он знает что искать и да мы курим, но спайсы принципиально идут в лужу.
@Tapinambyr, Пили посты про будни магазина дисков!! Пы.Сы. я не забыл:D
С потребителями аккуратнее. Если совсем отбитые — драться будут.
Сам видел таких потребителей несколько раз, пока ППС-ники их не отвадили.
В гаражах, как то, иду и вижу двух парней и девушку. Идут целенаправленно, как на подвиг. Ну — идут и идут..Вдруг — квест какой..
Но когда увидел, как они начали рыться руками между гаражей, выискивая что то — охуел слегка.
Ну..может, действительно — квест.
Не знаю. Девка что то схватила и крикнула остальным — есть! И они съебались.
Может я не прав, они искали приз..хз.
Никогда не понимал таких людей, доебались из-за того,что собака залаяла! Еще ведь сука смелости хватает я бы например зассал на типа с собакой нарываться)))
если ваша собака любит вынюхивать всякую дичь, советую выгуливать её в наморднике, какой бы мелкой она не была. бывают случаи, когда намеренно травят собак, раскидывая отраву.
Махач)
Битва за огурчик
Вообще то мы милые и пушистые,но за огурчик порвём.Собака моя.
Make love not war
Слово за слово.
Чётко воткнул
Злой котик
Царь горы
Собаки-наркоманы
Как простые люди за которых решил заступиться отплатили несправедливостью.
Дело было 1998 году . И именно этот очередной случай стал для меня решающим ,когда я тогда ещё ментов стал называть милицией или сотрудниками милиции. Рос в обычной обстановке — блатная романтика и тому подобное .Большинство знакомых — наркоманы и любители выпить. На тот момент я примерно около 4- х лет отходил в секцию рукопашного боя и был достаточно уверенным в себе 20 летним человеком. Как то раз, летом сразу после работы мне позвонил товарищ который приехал в наш город в гости к родителям . Он предложил встретиться пообщаться посидеть ,пригласив несколько общих знакомых .Я конечно с радостью согласился . Иду такой весь в приподнятом настроении , в красивой одежде. Проходя мимо спорткомплекса, вижу как впереди в метрах 100 маячит 3 тела -какие то обдолбаные нарки . Вокруг куча народу , в-основном молодые мамы с детьми и бабушки с внуками. Вижу как эти три тела докопались до молодого паренька , ну видимо нечего было с него взять -он явно растерянный прибавил шаг от них. На встречу к ним шли две девченки по 14 лет .Они докопались и до них — девченки развернулись и бегом в другую сторону побежали . Мама с сыном возле меня встала ,почуяв неладное и пошла в другую сторону от них. Впереди на пути у этих недо ,сидела семья на лавочке -муж с женой и сыном . Я прибавил шаг ,чтобы помочь мужику если, что успеть. Два этих типа лет одному 45 ,а другому 30 примерно, сели перед ними на корточки , третий помоложе стоял .На улице жара градусов под 30 , они со спортивными олимпийками в руках — с зелёным адидасом трехцветным китайским ( одно время вся страна в таких ходила). Молодой оборачивается и видит меня . Улыбается идя на встречу, разводит руками и говорит : » Обана , вот это гусь» . Я резко бью его в челюсть -он падает , я рывком бегу к сидящим на корточках ( с головы до самой ж. ы в наколках) типам и сразу пинаю в голову ногой который с краю от меня. Второй сидящий резко вскакивает — я бью ему двоечку и на автомате нога в голову, не думая вылетает . ОН ушуршал . Резко разворачиваюсь и бегу добивать первого , который уже на четвереньки успел встать- два удара ногой в голову и у него снова правильная позиция. Далее снова к тем двоим на добивание . Короче управился секунд за 40 ( не засекал конечно ,но быстро очень)Смотрю на людей — никто не смотрит на нас , я ну хорошо думаю. А смотрю, эти то валяются по всей дороге на асфальте , дай думаю приберусь за собой — намусорил. Взял и за ноги их по одному оттащил по асфальту в угол лестницы как к спорткомплексу подниматься всех ,сложив рядком. Чтоб в глаза не бросались. Довольный собой ,собрался уходить ( порадовался ,что никто меня из них не уляпал в крови)И тут резкий визг тормозов милицейского уазика . Они через кусты прямо ко мне подъезжают и втроём выходят из машины. Первый ,который вышел ,представился и спросил меня ,что здесь произошло. Я сказал ,что произвёл гражданское задержание вот этих граждан .Сказал ,что они шли и не пропуская никого до всех докапывались . Я оценил ситуацию ,что здесь женщины и дети и мужчина с семьёй — ему рисковать нельзя. Пришел к выводу ,что кроме меня их никто не остановит и начал действовать. Милиционер спросил :» хорошо ваши слова может кто-нибудь подтвердить ?» Я говорю : » Девочки убежали , парнишка тоже, но вон та семья и вон та бабушка с внуком всё видели. » Подходим к семье . Мужик такой- ты типа ,что несёшь , я б их в один присест поубивал если б так было как ты говоришь. Подбегает бабка с внуком и сама такая -я тут всё видела ,всё знаю слушайте как было — Эти вот -показывает на нарков,- шелупонь местная — безобидные . Обматерить , оскорбить конечно могут , но на этом всё. А вот этот ( на меня) бандит с большой дороги. Я жизнь прожила я знаю таких. Таких надо держать в каменном мешке и навсегда ключ потерять.
Я — вы ,что бабушка ? разве так можно ?
Милиционер показывает жестом ,чтоб я шел к их машине. Сам подошел к наркам и всех привел в чувство , похоже болевыми нажатиями и пощёчинами. Затем они втроем (милиция) и я сели в уазик и поехали. Я говорю — я не мог поступить иначе ,я не знаю почему они так вам сказали ,но это не есть правда. У меня сильно пересохло в горле ,я сказал им об этом — они дали мне воду в бутылке. Старший сказал : » Ты не волнуйся , всё будет нормально. Мы тебя за угол отвезем и высадим , только сегодня здесь не ходи .НО запомни — ты в следующий раз должен дойти до таксофона и вызвать милицию.Если б из этих кто-нибудь помер ,а насколько я понял это вообще реально сейчас могло произойти , ты бы сел надолго , чего мне сильно бы не хотелось. А про людей — да ,такие они у нас- пол страны сидело ,пол страны сидит , поэтому они для них роднее чем ты в своей хорошей одежде.»
До этого были еще несколько случаев , где милиция вела себя супер человечно , поэтому этот очередной момент был последней каплей ,чтобы определиться кого я уважаю ,а кого нет.
Источники:
- https://domashnie-zhivotnii.ru/sobaki/kak-nauchit-sobaku-iskat-lyudey-gribyi-i-dengi/
- https://allaboutdogs.ru/kak-nauchit-sobaku-iskat-predmety
- https://guldog.ru/blog/poleznye-sovety/kak-nauchit-sobaku-iskat-narkotiki
- https://www.kinologdressirovka.ru/2021/05/24/%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2/
- https://www.kinologdressirovka.ru/2021/05/24/%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA/
- https://pikabu.ru/story/pro_zakladki_i_sobaku_6523242