Кафе бродячая собака серебряный век

.mw-parser-output .ts-Универсальная_карточка-original{text-align:center}.mw-parser-output .ts-Универсальная_карт

ЖИВИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ!

Cкачать: Презентация по литературе на тему "Литературно-аристократическое кафе "Бродячая собака"

Бродячая собака (кафе) Бродя́чая соба́ка (арт-подвал, артистическое кафе или кабаре «Бродячая собака») — памятник культуры Серебряного века и достопримечательность Санкт-Петербурга.

Презентация по литературе на тему «Литературно-аристократическое кафе «Бродячая собака»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Курс профессиональной переподготовки

Деятельность по управлению страховыми организациями

Курс повышения квалификации

Особенности квалификационных испытаний по первому этапу в рамках процедуры аттестации на должность руководителя образовательной организации

Курс повышения квалификации

Базовая сердечно-легочная реанимация с использованием автоматического наружного дефибриллятора (АНД)

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Петербургское литературно-артистическое кафе «Бродячая собака» официально наз.

Петербургское литературно-артистическое кафе «Бродячая собака» официально называвшееся «Художественное общество Интимного театра», открылось 31 декабря 1911 года на углу Итальянской улицы и Михайловской площади в доме, когда-то принадлежавшем знакомому Пушкина И.А. Яковлеву.
«Бродячая собака»

Борис Пронин был в это время актером Александринского театра, малоприметным.

Борис Пронин был в это время актером Александринского театра, малоприметным, жил в мансарде дома у Екатерининского канала на Михайловской площади, где после долгих поисков подходящего идее кабачка помещения обнаружил подвал, небольшой, как бы из четырех отделений, и сразу понял, безмерно счастлив: то, что надо!
История создания
«Во время гастролей Художественного театра каждый сезон весной театральная молодежь, да и старики были бездомными, — вспоминал Борис Пронин. — И вот у меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, «бродячие собаки», могли приткнуться, дешево покормиться и быть у себя — бродячие, бесприютные собаки. Я боялся назвать «Собаку» «Собакой», думал, что название должно быть острым, но оно придет само, а мысль была именно о бездомных собаках».

У истоков его создания стояли Борис Константинович Пронин, Алексей Николаевич.

У истоков его создания стояли Борис Константинович Пронин, Алексей Николаевич Толстой, Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Но своим возникновением «Бродячая собака» обязана таланту и неиссякаемой энергии Бориса Пронина . Из воспоминаний Пронина.
«Весь конец1911 года я бегал по Петербургу, искал и в конце концов набрел на идеальное помещение:угловой дом рядом с Михайловским театром, вход во втором дворе.»
Б.К. Пронин
А.Н. Толстой
В.Э.Мейерхольд

Оформление «Бродячей собаки», не претендовавшее ша роскошь, довольно простое.

Оформление «Бродячей собаки», не претендовавшее ша роскошь, довольно простое и скромное, было тем не менее изысканным и имело свой неповторимый стиль. Волшебная кисть Н.Сапунова, С.Судейкина, Н. Кульбина превратила обыкновенный подвал в уютный кабачок, где артистическая и литературная братия была как у себя дома

У кабачка была эмблема по рисунку Мстислава Добужинского и гимн на стихи Всев.

У кабачка была эмблема по рисунку Мстислава Добужинского и гимн на стихи Всеволода Князева, гусара, на судьбе которого особая атмосфера литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» отразилась самым непосредственным и роковым образом.
Гимн Всеволода Князева
Написан к открытию «Бродячей Собаки», состоявшемуся в ночь на 1 января 1912 г.

Во втором дворе подвал,
В нем – приют собачий.
Каждый, кто сюда попал –
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!
На дворе метель, мороз,
Нам какое дело!
Обогрел в подвале нос
И в тепле все тело.
Нас тут палкою не бьют,
Блохи не грызут!
Гав!
Лаем, воем псиный гимн
Нашему подвалу!
Морды кверху, к черту сплин,
Жизни до отвалу!
Лаем, воем псиный гимн,
К черту всякий сплин!
Гав!

На открытии кабачка «Бродячая собака» в ночь на 1 января 1912 года собрались.

На открытии кабачка «Бродячая собака» в ночь на 1 января 1912 года собрались уже известные поэты Михаил Кузмин, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Саша Черный, Петр Потемкин, Игорь Северянин, артисты балета Тамара Карсавина, Евдокия Лопухова, Михаил Фокин, композиторы, музыканты, артисты театров драмы и оперы. Была составлена концертная программа, но такая публика не ограничилась ею, тотчас пускаясь на импровизации, и все это сразу предопределило уровень и успех нового начинания.

«Помещение было решено своеобразно. Вместо рядов стульев по залу были расстав.

«Помещение было решено своеобразно. Вместо рядов стульев по залу были расставлены столики, за которыми в течение всего вечера можно было пить вино и закусывать. Со сцены в залшла лестница, подмостки были соединены со зрительным залом, и актеры не только имели возможность, но часто должны были сливаться с публикой, растворяться в ней», -так вспоминал Б.Лившиц
Б.Н. Лившиц

Организаторов кабаре вдохновляло стремление создать приют для художников и по.

Организаторов кабаре вдохновляло стремление создать приют для художников и поэтов. Само название символизировало и в ироническо-драматической форме бесприютность и потерянность в жизни приверженцов кабаре, и они пытались создать себе теплое пристанище.

«Бродячая собака» имела свою летопись. В кафе у входа лежала огромная книга.

«Бродячая собака» имела свою летопись. В кафе у входа лежала огромная книга, переплетенная в кожу синего цвета (так называемая «Свиная книга»), в которой оставляли свои имена, автографы и отзывы, экспромты и даже зарисовки известные посетители.

Одной из любопытных деталей была та, что публика незримой чертой делилась на.

Одной из любопытных деталей была та, что публика незримой чертой делилась на две категории :на представителей искусства и на „фармацевтов“, под которыми подразумевались все остальные люди, чем бы они ни занимались и к какой бы профессии они ни принадлежали. . В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились — только под утро

С артистов, поэтов и художников входная плата не взималась, а так называемые.

С артистов, поэтов и художников входная плата не взималась, а так называемые «фармацевты» — случайные посетители кафе, заходившие
сюда из любопытства, должны были приобретать входные билеты, цена на
которые доходила до 10 руб.

Но особое положение занимали в «Бродячей собаке» акмеисты .Анна Ахматова, Ник.

Но особое положение занимали в «Бродячей собаке» акмеисты .Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин были желанными гостями
Иван Кузмин
Анна Ахматова
Николай Гумилев
Осип Мандельштам

"Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова.

«Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа,
чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи,
по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие их любопытство. В длинном сюртуке
и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков,
Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину».

Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражницы здес.

Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражницы здесь, блудницы. » и «Да, я любила их, те сборища ночные. ».

Вот как описывает внешность Гумилева его ученица Ирина Одоевцева: «Все в нем.

Вот как описывает внешность Гумилева его ученица Ирина Одоевцева: «Все в нем особенн они особенно некрасивое. Сидит чересчур прямо, высоко подняв голову. Узкие руки с длинными пальцами, похожими на бамбуковые палочки, скрещены на столе. Он сохраняет полную неподвижнось.

Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: в беседе был учтив, на.

Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: в беседе был учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Больше всего на свете боялся собственной немоты. Когда она настигала его, он метался в ужасе и придумывал какие-то нелепые причины для объяснения этого бедствия. Вторым и частым его огорчением были читатели. Ему постоянно казалось, что его любят не те, кто надо. Он хорошо знал и помнил чужие стихи, часто влюблялся в отдельные строчки, легко запоминал прочитанное ему.
О. Мандельштам постоянно посещал «Собаку», о чем красноречиво свидетельствует все тот же Б. Лившиц:
«Давно уже исчерпав кредит, горячился перед стойкой буфетчика воинствующий Мандельштам, требуя невозможного: разменять ему золотой, истраченный в другом подвале».

В «Бродячей собаке» европейски знаменитую балерину Тамару Карсавину. Здесь Та.

В «Бродячей собаке» европейски знаменитую балерину Тамару Карсавину. Здесь Тамара Карсавина танцевала под музыку Люлли. Именно ей посвящали стихи Гумилев , Северянин и Саша черный. Балерина «серебряного века» –так называли ее.

Об ее вечере вспоминал Сергей Судейкин, оформивший зал в стиле XVIII века: «.

Об ее вечере вспоминал Сергей Судейкин, оформивший зал в стиле XVIII века: «Вечер Карсавиной, этой богини воздуха. Восемнадцатый век — музыка Куперена. Элементы природы в постановке Бориса Романова, наше трио на старинных инструментах. Сцена среди зала с настоящими деревянными амурами 18-го столетия, стоявшими на дивном голубом ковре той же эпохи при канделябрах. Невиданная интимная прелесть. 50 балетоманов. смотрели, затаив дыхание, как Карсавина выпускала живого ребенка-амура из клетки, сделанной из настоящих роз».
Балерина танцевала на небольшой площадке, означенной зеркалами и гирляндами живых цветов, а вокруг публика с «богиней воздуха» в яви и в зеркалах среди них.
видео

Кафе славилось также выступлениями известной цыганки. Бэллы Георгиевнаы Казар.

Кафе славилось также выступлениями известной цыганки. Бэллы Георгиевнаы Казарозаы(настоящее имя Б. Г. Шеншева) (1893—1929) — артистка эстрады, выступавшая в „Доме интермедий“ (1910) Вс. Мейерхольда, в Старинном театре (1912), в кабаре „Бродячая собака“ и „Привал комедиантов“ (1912—1916), в Троицком театре миниатюр (1915).

Как копытца, топочут сапожки, Как бубенчик, звенят сережки, В бледных ло.

Как копытца, топочут сапожки,
Как бубенчик, звенят сережки,
В бледных локонах злые рожки,
Окаянной пляской пьяна, —
Словно с вазы чернофигурной
Прибежала к волне лазурной
Так парадно обнажена.
Но настоящей знаменитостью в кабаре была Ольга Глебова-Судейкина, драматическая актриса и танцовщица. В ней видели волшебную фею Петербурга и Коломбину. Неудивительно, при особенной красоте всегда в необыкновенных платьях, сшитых по рисункам ее мужа Сергея Судейкина. Это она в «Бродячей собаке» в один из вечеров танцевала в «Плясе козлоногих» Ильи Саца, о чем вспомнит Анна Ахматова в «Поэме без героя»:

Неудивительно, что в чудесную красавицу влюблялись сплошь и рядом, но не выне.

Неудивительно, что в чудесную красавицу влюблялись сплошь и рядом, но не вынес своей любви и ее ласки молодой гусар и поэт Всеволод Князев и в разлуке застрелился. Эта история, по сути, лежит в основе поэмы Анны Ахматовой «Поэма без героя»,

В «Бродячей собаке» отмечались юбилеи. Именно там впервые прочитывались многи.

В «Бродячей собаке» отмечались юбилеи. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чем сохранилось немало воспоминаний

В «Бродячей собаке» неоднократно появлялся и В. Маяковский, хотя его выступле.

В «Бродячей собаке» неоднократно появлялся и В. Маяковский, хотя его выступления редко обходились без скандалов. Да и он всеми силами эпатировал публику: «В позе раненого гладиатора возлежал на турецком барабане Маяковский, ударяя в него всякий раз, когда в дверях возникала фигура забредшего на огонек человека». А о выступлении 11 февраля 1915 г., когда вечер закончился скандалом после стихотворения «Вам»

Началась Первая мировая война. Все меньше и меньше стало собираться посетител.

Началась Первая мировая война. Все меньше и меньше стало собираться посетителей в «Бродячей собаке», одни ушли на войну, другие перестали появляться в любимом кафе, понимая неуместность продолжения богемной жизни в тяжелое для страны время. А через некоторое время «Бродячая собака» была закрыта за нарушение сухого закона, объявленного правительством на время войны.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагалось бомбоубежище. Вновь.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагалось бомбоубежище. Вновь открыто в 2001 году на волне интереса к
дореволюционной истории и Серебряному веку.

Краткое описание документа:

Литературно-артистическое кабаре«Бродя́чая соба́ка» — один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года в доме № 5 по Михайловской площади Петрограда . В названии обыгран образ художника как бесприютного пса

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Во втором дворе подвал, в нем — приют собачий. «

Чем развлекали и потчевали гостей в самом знаменитом литературном кабаре Серебряного века

Это была «. средней величины комната, уставленная маленькими столиками. Тут же сцена. Микроскопическая. Рояль. Буфет, где можно получить. собачьи битки и прекрасную малороссийскую колбасу за 20 коп.» — так о легендарном петербургском арт-кафе «Бродячая собака» писал в 1912 году журнал «Весь мир».

Подвал на Итальянской улице

Небольшой подвал на углу петербургских улиц Итальянской и Михайловской по сей день окутан множеством мифов и легенд. Именно здесь Максим Горький произнес свое знаменитое: «В футуристах все-таки что-то есть!» Здесь Владимир Маяковский возлежал на турецком барабане «в позе раненого гладиатора», а у камина сидела «затянутая в черный шелк» несравненная Анна Ахматова. Здесь на литературные вечера, музыкальные и театральные представления собирались футуристы Алексей Крученых и Велимир Хлебников, акмеисты Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Георгий Иванов, символисты Константин Бальмонт и Федор Сологуб.

«Бродячая собака» — сакральное место, где все туда попавшие чувствовали себя сопричастными к чему-то большему, чем просто приятное светское времяпрепровождение. Рождалось ощущение связанности и единения, а толстые подвальные стены надежно укрывали от забот реальной жизни. Перед входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы».

Эмблема работы М. Добужинского. 1912 год.

Открылось литературно-артистическое кабаре, ставшее одним из главных символов Серебряного века, 31 декабря 1911 года. И название, и помещение были найдены случайно. Подобно бродячим псам главные идеологи затеи Алексей Толстой, Николай Евреинов и Борис Пронин рыскали по подворотням Невского. А то, что нужно, обнаружили под боком — в подвале дома Пронина.

Программа вечера поэтов. 1910-е годы.

Через «Биржевые ведомости» публику уведомили о том, что «подвал «Бродячая собака» (художественное общество интимного театра) будет открыт для гг. действительных членов и их гостей, входящих исключительно по рекомендациям действительных членов». Всеволод Князев незамедлительно сочинил «Собачий гимн»:

Во втором дворе подвал,
В нем — приют собачий.
Каждый, кто сюда попал
Просто пёс бродячий.

Художники Сергей Судейкин и Николай Сапунов расписали подвальное помещение на Итальянской улице «фресковой» живописью с элементами кубизма, масками итальянской комедии дель арте, фантазийными цветами и птицами. «Собака» начинала работать с 11 вечера и до утра, вначале встречи проходили по средам и субботам. Всеволод Мейерхольд организовал из «собачников» театральную труппу — «Товарищество актеров, писателей, художников и музыкантов».

А вот чужаков, желавших посмотреть, как отдыхают артисты и литераторы, богема держала в черном теле. Их узнавали с первого взгляда, опознавательным знаком служила одежда: элегантные фраки, смокинги, манишки и прически. С легкой руки Николая Сапунова таких называли «фармацевтами». Им продавали билеты, цена которых достигала 25 рублей. (Это была баснословная сумма. Средняя зарплата рабочего в промышленности составляла 24 рубля 20 копеек.) Но фармацевты, жаждавшие приобщиться к артистическому сообществу, охотно платили.

Чествование К. Бальмонта в

«Бойся собаки»

«Бродячая собака» задумывалась как место «для своих», поэтому и вход в нее было найти непросто. Следовало преодолеть одну подворотню, пересечь двор-колодец, затем — еще одну подворотню, свернуть влево и у стены неоштукатуренного кирпича найти ступени в «собачье подземелье». Там у дверей висели молоточек и доска, по которой каждому гостю полагалось постучать.

Со временем подвал превратился в своеобразное государство с гимном и гербом (сидящая собака, положившая лапу на античную маску), со своими законами, правилами, ритуалами, обычаями. Возглавлял кабаре Борис Пронин, именуемый Hund-директором. Устав общества был написан Алексеем Толстым. Основой устава стало отсутствие коммерческой выгоды: «Никому ни за что не выплачивается никакого гонорара. Все работают бесплатно».

Кабаре выпускало гербовую бумагу, на ней печатали приглашения, извещения, программы и афиши. У «собачников» были свои знаки отличия, главным из которых считался Орден Собаки с надписью «Cave canem» — «Бойся собаки».

Алексей Толстой заказал у переплетчика книгу для записи стихов, мнений, идей и пожеланий гостей. Названная «Свиной книгой» (по качеству кожи, которой была переплетена), исписанная и изрисованная вдоль и поперек, она содержала стихотворные наброски, шаржи, нотные записи экспромтов и карикатуры. Каждый момент «собачьей жизни» отражен в «Свиной книге», коих за историю существования «Бродячей собаки» было две.

17 ноября 1912 года. 19-летний поэт Владимир Маяковский именно в

Копия хуже оригинала

«Бродячая собака» закрылась 3 марта 1915 года. По официальной версии — из-за незаконной продажи вина. Имущество было выставлено на продажу, но доброе имя «Собаки» спас друг Бориса Пронина, директор большого завода Виктор Крушинский. Он заплатил необходимые 37 000 рублей. Увы, возродить «Собаку» на прежнем месте уже не удалось. Ее преемником стал «Привал комедиантов» на Марсовом поле.

Интерьер здесь напоминал «собачий»: расписанные сводчатые комнаты, свечи в старинных канделябрах, маски Бауты (популярные венецианские маски) вместо абажуров. Однако заполняла «Привал» самая разная публика, и «фармацевты» чувствовали себя здесь хозяевами. Неповторимо чарующая атмосфера «Бродячей собаки», как под гипнозом уносившая обитателей подвала прочь от реального места и времени, была навсегда утеряна.

Надписи на стенах в современном кафе

P.S. В 2001 году в Санкт-Петербурге, на историческом месте, открылось арт-кафе «Подвал бродячей собаки». На столах — русские платки с бахромой, бар декорирован витражами, на стенах — современная живопись, повсюду фигурки собак, арлекинов и шутов, в белом коридоре между залами наши известные современники оставляют свои автографы и рисунки, а рядовые посетители с удовольствием фотографируются на этом фоне.

«Между помешательством и опьянением»: Каким было главное кабаре Серебряного века

105 лет назад, 13 ноября 1911 года, антрепренер Борис Пронин арендовал бывший винный погреб на Михайловской площади. Так началась история «Бродячей собаки» — заведения, которое вскоре станет главным символом Серебряного века.

«Все между собой считаются знакомы»

«Бродячая собака» создавалась в рекордно короткие сроки: когда Пронин нашел помещение, до предполагаемой даты открытия оставалось полтора месяца. Стены расписали дружественные художники Сергей Судейкин и Николай Кульбин, название придумали на ходу, и в ночь с 31 декабря 1911-го на 1 января 1912 года еще не до конца отремонтированное артистическое кабаре приняло первых гостей. В первую же ночь в подвальчике собрался весь цвет петербургской богемы: Гумилев и Ахматова, Бальмонт и Северянин, Кузмин и Саша Черный, Мандельштам и Георгий Иванов, актеры и музыканты, режиссеры и художники.

«Бродячая собака» стала этаким творческим Ноевым ковчегом: в ней собирались и футуристы, и акмеисты, и символисты, и «мирискусники», и кубисты, и импрессионисты, и уже состоявшиеся поэты и художники, и молодняк в творческом поиске. В низкий подвальчик, рассчитанный максимум на 40 человек, набивалось и 60, и 100. Над входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы». По количеству обычаев и традиций подвал, по воспоминаниям Б. Лившица, «перещеголял бы британский парламент». Обитатели «Собаки» всячески подчеркивали ее статус «государства в государстве»: у кабаре были правительство, герб, несколько гимнов, ордена, знаки отличия и даже собственная гербовая бумага.

Эмблема работы М. Добужинского, 1912 год.Изображение: wikimedia.org

В первое время «Собака» работала дважды в неделю, по средам и субботам, но вскоре сборища стали происходить едва ли не ежедневно. Начинались они ближе к полуночи, а заканчивались к пяти-шести утра. Чтобы попасть внутрь, следовало пройти сначала одну подворотню, потом двор-колодец, потом еще одну подворотню и, «минуя облако вони, бившей прямо в нос из расположенной по соседству помойной ямы», спуститься в подвал.

Подайте мне «Свиную книгу»

Внутри — обстановка самая сюрреалистическая. Зашедший корреспондент «Биржевых ведомостей» недоуменно описывал интерьер подвала: «Пестрые, как юбка татарки, стены, потолки и занавес действуют на психику, как кумач на быка. Получается какое-то общее раздраженное повышенное настроение, среднее между помешательством и опьянением». Под стать была и публика: актеры зачастую приезжали сюда после спектаклей, не переодеваясь и не разгримировываясь — и при этом не слишком выделялись в причудливой толпе. Приход нового гостя возвещали в зале ударом в большой турецкий барабан: иногда эту обязанность выполнял юный Маяковский, по воспоминаниям Б. Лившица, «возлежавший на барабане в позе раненого гладиатора». Выглядел он, согласно Лившицу, довольно эффектно: «Со львиной застежкой на груди, в широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилианской мафии. Его размашистые, аффектированные движения были традиционны для всех оперных злодеев, а волевое выражение челюсти не ослабляло даже отсутствие передних зубов».

Картина Сергея Судейкина «Моя жизнь» (1916) изображает один из вечеров уже закрывшегося к тому времени кабаре. Справа в шляпе и костюме Арлекина с кистью в руках — сам Судейкин, обнаженная Венера перед зеркалом — его вторая жена, актриса Вера Шиллинг, а в центре с маской в руке — первая жена художника Ольга Глебова-Судейкина, муза Серебряного века, актриса, танцовщица и скульптор. Поэт с книгой в руках слева — Михаил Кузмин. Пьеро, выглядывающий из-за занавеса, — драматург и режиссер Николай Евреинов. Второе название картины — «Привал комедиантов» — дало имя преемнику «Бродячей собаки». Изображение: cult.mos.ru

Каждую ночь в кабаре происходило что-то новое: литературные игры и мистификации, чтения новых произведений и поэтические дуэли, танцы и сценические миниатюры, скетчи и пьески, диспуты и научные доклады. Мероприятия делились на «объявленные» и «необъявленные»: последние состояли из экспромтов и импровизаций, первые же предполагали подготовку. «В особые, или «необыкновенные», субботы или среды гостям предлагалось надевать на головы бумажные колпаки, которые им вручали на пороге подвала, — вспоминал Лившиц, — и прославленные адвокаты или известные всей России члены Государственной думы безропотно подчинялись этому требованию».

Поэт Георгий Иванов, один из постоянных посетителей «Собаки», описывает типичную ночь в кабаре так: «К утру сводчатые комнаты „Собаки», заволоченные табачным дымом, становились чуть волшебными, чуть „из Гофмана». На эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка или рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви. Маяковский обыгрывает кого-то в орлянку. О. А. Судейкина, похожая на куклу, танцует „полечку» — свой коронный номер. Сам „мэтр Судейкин“, скрестив по-наполеоновски руки, с трубкой в зубах мрачно стоит в углу. За столом идет упражнение в писании шуточных стихов. Предлагается наконец нечто совсем новое: каждый должен сочинить стихотворение, в каждой строке которого должно быть сочетание слогов „жора“. Время иссякло, все по очереди читают свои шедевры: „Свежо рано утром. Проснулся я наг. Уж орангутанг завозился в передней…“ Под аплодисменты ведут автора, чья „жора“ признана лучшей, записывать ее в „Свиную книгу“ — фолиант в квадратный аршин величиной. Здесь всё: стихи, рисунки, жалобы, объяснения в любви, даже рецепты от запоя». Жаль, что прочесть все это уже не удастся: «Свиная книга» была утеряна в революционные годы.

Борис Пронин с Верой Александровной Лишневской-Кашницкой, с которой он познакомился в «Бродячей собаке» в 1914 году. Фото: engurevich.livejournal.com

«Поэты» и «фармацевты»

Изначально «Собака» создавалась как заведение «для своих», которое «будет открыто для действительных членов и их гостей, входящих исключительно по рекомендациям действительных членов». Для всех прочих даже напечатали бланки с вежливым, но оттого не менее обидным отказом: «Милостивый государь! „Бродячая собака“ не считает возможным Вас принять». Но так как денег у «своих», как правило, не хватало, а клуб надо было содержать, вскоре правлению «Собаки» пришлось несколько поступиться идеалами.

Бродячая собака в 1912–1913 гг. Фото: cult.mos.ru

Допущенных в кабаре посторонних вне зависимости от рода занятий называли «фармацевтами»: в это слово завсегдатаи «Собаки» вкладывали все презрение к далеким от искусства, но зато гораздо более обеспеченным согражданам. Несмотря на откровенное презрение со стороны богемы и гигантскую стоимость входного билета для «фармацевтов» (в иные вечера она доходила до 25 рублей — для сравнения, жалованье рабочего тогда составляло около 20 рублей в месяц, учителя начальной школы — от 25 рублей, а фельдшера земской больницы — 37 рублей), буржуа вставали в очередь, чтобы попасть в скандально известный подвал, а попав, еще и оплачивали счета завсегдатаев. Рассказывали даже, что Пронин иногда прямо давал буфетчику указание не приставать к «своим» с оплатой, а записывать съеденное и выпитое на счета «фармацевтов». Изредка, если верить Иванову, бывало и совсем без церемоний: «За одним столиком сидят господин и дама — случайные посетители, „фармацевты“. Заплатили по три рубля за вход и смотрят во все глаза на „богему“. Мимо них неверной походкой проходит завсегдатай. Останавливается. Уставляется мутным взором. Садится за их стол, не спрашивая. Берет стакан дамы, наливает вина, пьет. „Фармацевты“ удивлены, но не протестуют: богемные нравы… даже интересно…» Некоторых «фармацевтов», обеспечивавших заведению особенно крупные финансовые вливания (например, на организацию постановок), милостиво переводили в разряд «меценатов», что давало им право на бесплатный вход.

Кстати, именно в «Собаке» и именно для «фармацевтов» Маяковский в феврале 1915 впервые прочел свое знаменитое «Вам!» («Вам, проживающим за оргией оргию, / имеющим ванную и теплый клозет. »). «Разреши мне выйти на эстраду, и я сделаю „эпате“, немножечко буржуев расшевелю», — попросил в тот вечер Маяковский Пронина, и тот, недовольный тем, что вечер получился скучноватым, разрешил. «Это имело действие грома, получились даже обмороки, — вспоминал потом Пронин, — одну из них это так ошарашило, что она была в полуобмороке, полуистерике».

Ночь со скандальным чтением «Вам!» оказалась одной из последних в истории «Собаки». Уже через пару недель, в первых числах марта 1915-го, кабаре закрыли. Поводом стала нелегальная продажа алкоголя (на тот момент в стране был объявлен сухой закон), хотя похоже, что проблему можно было решить и реальные причины закрытия были финансовыми. Пронин, умевший генерировать гениальные идеи, был при этом довольно никудышным менеджером («В серьезных делах невыносим», отзывался о нем Мейерхольд). Уже год спустя он, впрочем, найдет «меценатов» под свой новый прожект — еще один артистический подвал «Привал комедиантов».

Бродячая собака (кафе)

Бродя́чая соба́ка (арт-подвал, артистическое кафе или кабаре «Бродячая собака») — памятник культуры Серебряного века и достопримечательность Санкт-Петербурга. Находится по адресу: Санкт-Петербург, пл. Искусств (до революции — Михайловская площадь), д. 5.

Содержание

История

Была открыта антрепренером Борисом Прониным в канун 1912 года в подвале Дома Жакоба и закрыта в 1915 году во время Первой мировой войны.

Стены кафе были расписаны художником Сергеем Юрьевичем Судейкиным.

Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чем сохранилось немало воспоминаний. «Саркастическая музыка Эренберга остро звучала в литературно-артистическом кабаре „Бродячая собака“ и в „Привале комедиантов“» [1] .

Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…»

Упоминается в многочисленных мемуарах. В частности, высокий, элегантный поэт-футурист Бенедикт Лившиц, о котором поклонники льстиво говорили, что вокруг него всегда пляшет хоровод из девяти муз, вспоминал о «Бродячей собаке» такими словами:

«Основной предпосылкой „собачьего“ бытия было деление человечества на две неравные категории: на представителей искусства и на „фармацевтов“, под которыми подразумевались все остальные люди, чем бы они ни занимались и к какой бы профессии они ни принадлежали». (Волков С. История культуры Санкт-Петербурга — М.: Эксмо, 2008.)

Однако, тон в этом заведении до начала войны с Германией всё же задавали не футуристы, а акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились — только под утро. Спустя два десятка лет Бенедикт Лившиц в своих воспоминаниях оставил нам внешне ироническое, но по сути восхищённое описание этого «интимного парада», на котором поэт превращался в актёра на подмостках, а читатель — в зрителя. Вот всего один отрывок из его текстов, посвящённых этому времени:

«Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи, по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие их любопытство. В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не опасаясь «кинжального взора в спину».

По меткому выражению самого Бенедикта Лившица, « …первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев „Бродячей собаки“».

Во время Великой Отечественной войны здесь располагалось бомбоубежище. Вновь открыто в 2001 году на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.

Интересные факты

Одноименные заведения, вдохновленные образом исторической «Бродячей собаки», существуют в других городах России:

  • В 1995 году в Казани при Литературно-мемориальном музее А. М. Горького было открыто литературное кафе «Бродячая собака», где размещается стационарная выставка «Поэты Серебряного века» и проходят различные культурные мероприятия и встречи.
  • С 2006 года в Новосибирске действует кабаре-кафе «Бродячая собака».

Оба заведения ориентированны на поддержание литературных и артистических традиции оригинальной «Бродячей собаки».

Примечания

Ссылки

    статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Арт-кафе Санкт-Петербурга
  • Появились в 1912 году
  • Серебряный век
  • Театры Санкт-Петербурга
  • Клубы
  • Камерные театры
  • Места, связанные с литературой

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Бродячая собака (кафе)» в других словарях:

Бродячая собака — Бродячая собака: Бродячие собаки Бродячая собака (кафе) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи … Википедия

«Бродячая собака» — БРОДЯЧАЯ СОБАКА лит. артистич. кабаре, в Пб. Петрограде (1912 15). Находилось в подвале дома № 5 на Михайловской ил. (ныне пл. Иск в). Идея создания артистич. кафе возникла одноврем. с созданием Об ва интимного т ра (1909) и была воплощена в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Кафе — (франц. cafe) заведение, в к ром подают кофе, шоколад, какао и кондитер. изделия. Первая кофейня открылась в Венеции (1646), затем в Марселе (1660). В Париже в 1672 было открыто К. Прокопио , ставшее одним из центров культ. жизни города. В России … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Сорокин, Лаврентий Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сорокин. Окончил Новосибирское театральное училище в 1986 году. Весной 1986 года актер Оренбургского областного драматического театра имени М. Горького С лета 2006 года актёр… … Википедия

Дом Жако — Достопримечательность Дом Жако … Википедия

кабаре — неизм.; ср. [франц. cabaret кабачок] Небольшой ресторан с эстрадой (первоначально во Франции 19 в.: артистическое кафе, в котором устраивались импровизированные представления с участием поэтов, музыкантов, актёров). Литературное к. Ночное к. * *… … Энциклопедический словарь

Богема — неформальная общность, в состав которой входят представители свободных, творческих профессий, художники, артисты, поэты, студенты, модистки, танцовщицы, а также лица без определенных занятий, бывшие в прошлом артистами или художниками, но… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Старый город (арт-группа) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/22 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

Площадь Искусств (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Искусств. Координаты: 59°56′14″ с. ш. 30°19′54″ в. д. / 59.9 … Википедия

Театр поэтов «Послушайте!» — Движение «Послушайте!» началось в 1998 году в городе Санкт Петербург около памятника Маяковскому. Поэты современники вышли на улицу читать свои стихи. Помимо этого участники движения устраивали креативные акции, такие как сожжение рукописей… … Википедия

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями

27`07`18 Quentin Moore (США)

«Собака» — это вам не Мулен Руж! Приходи за эмоциями!

Часы работы 17.00-01.00
Заказ мест бесплатно — 218-80-70 ( звони с 16.00)
Каменская 32

звони 218-80-70, бронируй места и задавай вопросы:)

Купить билеты

Элли Блэк 29 июля

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями запись закреплена

05.07 в 19.00 КВИЗ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ — ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ и желающих размяться! Регистрация команд: https://vk.com/topic-18225558_48916633 или вотсап 7913-376-5401
Отличный шанс новым командам выиграть банк игры, а старичкам — расслабится и получить удовольствие и скидки за призовые места в отдельном зачёте . Собирайте команду — и к нам! С нами весело))

Играем квиз на общие знания, обо всём на свете! Каждый найдёт своё))
3 раунда, 60 вопросов (аудио, видео, устные и с картинками),
Показать полностью.
Банк игры. Золотой вопрос, если в зале более 10 команд! Всё, как мы любим эти 12 лет!

НОВИЧКИ! Те, кто играет редко или меньше 3 лет у нас — вам точно надо на эту игру! Никаких запретов на подсказки от ведущей! Вопросы полегче! Банк игры разыгрывается только между новичками. Старички играют в отдельном зачёте с призами!

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями запись закреплена

?

3 июля в 20:00 — гр. Кухня. Концертные Дни Рождения!

✨

3 июля день рождения у Сергея Алдошина (автор, вокалист группы Кухня) и Дмитрия Карпова (пианист, солист Новосибирской Филармонии). Союз авторов и музыкантов КУХНЯ – MUSIC представляет Концерт группы Кухня полным составом при поддержке музыкантов из Новосибирского городского духового оркестра

?

А так же в программе:
Показать полностью.
Пианист – виртуоз Дмитрий Карпов
Евгений Малков (гр. Ильвинги)
Городской романс в исполнении автора и исполнителя Евгении Изразцовой

Купить или забронировать билеты можно:
на сайте sobaka.su
Билеты без комиссии в Собаке
218-80-70(после 16:00)

#обойдиоперный #тутвамнемуленруж #концертывновосибирске #гастролинвновосибирске #танцы #кудасходитьвновосибирске #афишанск #театр #театрыновосибирск

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями запись закреплена

✨

Суть любого квартирника – доверие собравшихся друг к другу, неформальная обстановка, выбор сокровенно любимого материала.
А чем кино, важнейшее и любимейшее из искусств, не повод для такого общения?

9 июля в 20:00 на сцене Кабаре-кафе «Бродячая собака» – новый проект Театральной компании «Гамма» – «Киноквартирник. Черно-белое.Чаплин»!

Показать полностью.
Смотрим, слушаем, читаем, разговариваем, выпиваем, смеёмся, плачем, чувствуем, любим!
Чарльз Спенсер Чаплин – наше все!

В проекте принимает участие Илья Музыко (автор и исполнитель моноспектакль «Великий Бродяга» по автобиографической книге великого артиста).

Купить или забронировать билеты можно:
на сайте sobaka.su
Билеты без комиссии в Собаке
218-80-70(после 16:00)

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями

Кабаре Кафе БРОДЯЧАЯ СОБАКА- приходи за эмоциями запись закреплена

?

24 июля в «Бродячей собаке» пройдёт первый благотворительный рок-концерт местных групп в пользу АНО «Больничные клоуны НОС».

?

В концерте принимают участие:
гр. Проверено
гр.Коридор
Показать полностью.
Фрик кабаре бэнд Элли Блэк
гр. Солнцемаяк
гр. Иван Кайф
Таир Биттиров (гр. Луна54)

✨

Коллаборация, о которой долго мечтали. Тот случай, когда все сошлось: пространство, музыка, люди во благо тех, кто сейчас нуждается в поддержке. Настоящее волшебство: сила творчества и музыки в одном пространстве откликнется эхом игры после в совершенно другом пространстве, пространстве детской больницы. В то время, когда это очень нужно и важно.

На странице события на сайте собаки вы можете узнать как поддержать деятельность команды!

?

В начале 2022 года наша команда лишилась основной поддержки деятельности, больших федеральных грантов, — рассказывает директор АНО «Больничные клоуны НОС» Надежда Бочкарева. — Мы решили не опускать руки и нашли выход в творческих коллаборациях с городскими пространствами. Первого апреля у нас случился большой «Клоуны для детей» в кинотеатре «Победа». Сейчас концерт в «Бродячей собаке». Здорово, когда творческие коллективы идут на встречу, разделяют наши ценности и мыслят теми же категориями. Визиты больничных клоунов продолжаются, детские координаторы продолжают заниматься творчеством в больницах, яркие творческие события привлекают горожан в пространства и заряжают их — стратегия win-win-win в действии.
Команда АНО «Больничные клоуны НОС» десятый год создаёт среду в детских больничных учреждениях: организовывает визиты больничных клоунов и детских координаторов, которые занимаются с детьми творчеством, расписывает стены в больницах и создаёт игровые уголки. Параллельно команда развивает искусство клоунады в регионе: самостоятельно проводит тренинги для всех желающих и привозит российских и зарубежных тренеров.

Купить или забронировать билеты можно:
на сайте sobaka.su
Билеты без комиссии в Собаке
218-80-70(после 16:00)

Бродячая собака (кафе)

«Подвал Бродя́чей соба́ки» — литературно-артистическое кабаре, один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года [1] в доме № 5 по Михайловской площади Петрограда. В названии обыгран образ художника как бесприютного пса [2] . В 2001 году кафе на историческом месте было вновь открыто на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.

Содержание

История [ | ]

Было открыто антрепренёром Борисом Прониным в канун 1912 года в подвале дома Жако и закрыто весной 1915 года, во время Первой мировой войны, вскоре после антивоенного выступления В. Маяковского. Стены кафе были расписаны художником С. Судейкиным. Именно он помимо панно рисовал программы вечеров и даже маскарадные костюмы. [3]

Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний. «Саркастическая музыка Эренберга остро звучала в литературно-артистическом кабаре „Бродячая собака“ и в „Привале комедиантов“» [4] .

Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…»

Упоминается в многочисленных мемуарах. В частности, поэт-футурист Бенедикт Лившиц, о котором поклонники льстиво говорили, что вокруг него всегда пляшет хоровод из девяти муз, вспоминал о «Бродячей собаке» такими словами:

«Основной предпосылкой „собачьего“ бытия было деление человечества на две неравные категории: на представителей искусства и на „фармацевтов“, под которыми подразумевались все остальные люди, чем бы они ни занимались и к какой бы профессии они ни принадлежали». (Волков С. История культуры Санкт-Петербурга — М.: Эксмо, 2008.)

Однако тон в этом заведении до начала войны с Германией всё же задавали не футуристы, а акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились — только под утро. Спустя два десятка лет Бенедикт Лившиц в своих воспоминаниях оставил нам внешне ироническое, но по сути восхищённое описание этого «интимного парада», на котором поэт превращался в актёра на подмостках, а читатель — в зрителя. Вот всего один отрывок из его текстов, посвящённых этому времени:

«Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи, по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие их любопытство.

В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину».

Кабаре не только развлекало посетителей, но и проводило множество культурных мероприятий, в частности лекции о театральном искусстве (Сергей Ауслендер), «О новом мировоззрении (Николай Кульбин), диспуты на тему эзотерики, магии и религии. [3]

По выражению Бенедикта Лившица, « …первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев „Бродячей собаки“». Официальной причиной закрытия кафе была объявлена нелегальная продажа алкоголя [1] [5] . Истинные причины, по-видимому, были финансовыми [2] . Во время Великой Отечественной войны в подвале располагалось бомбоубежище.

Традиции [ | ]

Кафе «Бродячая собака» на историческом месте было вновь открыто в 2001 году на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку. [6] [7]

Одноимённые заведения, вдохновленные образом исторической «Бродячей собаки», существуют в других городах России:

  • В 1995 году в Казани при Литературно-мемориальном музее А. М. Горького было открыто литературное кафе «Бродячая собака», где размещается стационарная выставка «Поэты Серебряного века» и проходят различные культурные мероприятия и встречи.
  • С 2006 года в Новосибирске действует кабаре-кафе «Бродячая собака».

Заведения ориентированы на поддержание литературных и артистических традиций оригинальной «Бродячей собаки».

Источники: