Где снимали собаку на сене

1 января 1978 года на советские телеэкраны вышел музыкальный фильм «Собака на сене», который сразу завоевал зрительские симпатии.

На дворе 1977 год, скоро закончится застойный период в СССР, а режиссер Ян Фрид наконец займется своим главным делом — съемками музыкального фильма. В его основу войдет пьеса «Собака на сене», написанная одним из самых трудолюбивых драматургов и новеллистов Испании — Лопе де Вегой. Рассмотрим историю создания, актеров, исполнявших главные роли, и замечательное место съемок фильма «Собака на сене».

На дворе 1977 год, скоро закончится застойный период в СССР, а режиссер Ян Фрид наконец займется своим главным делом — съемками музыкального фильма. В его основу войдет пьеса «Собака на сене», написанная одним из самых трудолюбивых драматургов и новеллистов Испании — Лопе де Вегой. Рассмотрим историю создания, актеров, исполнявших главные роли, и замечательное место съемок фильма «Собака на сене».

Две Дианы или Неаполь из Крыма и Португалии / «Собака на сене» (1977 и 1996) Добавить в Избранное Пьесу Лопе де Веги «Собака на сене» (1618 г.) экранизировали два раза. В СССР в 1977

Где снимали «Собаку на сене»? Место съемок фильма

На дворе 1977 год, скоро закончится застойный период в СССР, а режиссер Ян Фрид наконец займется своим главным делом — съемками музыкального фильма. В его основу войдет пьеса «Собака на сене», написанная одним из самых трудолюбивых драматургов и новеллистов Испании — Лопе де Вегой. Рассмотрим историю создания, актеров, исполнявших главные роли, и замечательное место съемок фильма «Собака на сене».

где снимали собаку на сене

Полуостров Крым

Долгие годы полуостров Крым служил местом съемок для кинематографистов. Некоторые из картин приобрели любовь и широкую известность у советских зрителей. Не исключением стала кинолента Яна Фрида «Собака на сене».

Зрители, впервые увидевшие картину, обязательно задаются вопросом: где снимали фильм «Собака на сене?». Так как кинематографистам необходимо было воссоздать Испанию, то для проведения натуральных съемок выбрали Ливадийский дворец и его парк. Внутренние сцены снимали в павильоне. Киносъемочная группа работала ежедневно с восьми утра до восьми вечера, причем экскурсии отнюдь не отменялись. Свидетелями этой титанической работы стали местные жители и путешественники.

Ливадийский дворец

В двух километрах от Ялты, в Ялтинском регионе в поселке Ливадия расположен Ливадийский дворец. Архитектором строения является Николай Петрович Краснов.

Место, где снимали «Собаку на сене» (двухсерийный фильм режиссера Яна Фрида), поражает своей изящной красотой. Выстроенный в легком итальянском стиле белоснежный дворец когда-то служил местом отдыха российских императоров. Недалеко была возведена Крестовоздвиженская церковь, принадлежавшая дому Романовых.

собака на сене фильм 1977 где снимали

Сам полуостров Крым, где снимали «Собаку на сене» — легендарную музыкальную комедию, а также и некоторые другие картины, является одним из регионов, где люди приобщены к культуре Древней Греции и Рима. Видимо, поэтому данное место всегда притягивало к себе художников, желающих осуществить экранизацию классических авторов.

История дворца

В 1835 году небольшое крымско-татарское село поменяло свое название на Ливадию. Название, согласно древнегреческой мифологии, означает «вход в рай». Тогда и был заложен ландшафтный парк и стал строиться дворец. Начиная с 1861 года комплекс стал местом летней резиденции императора Александра Второго и его семьи. Известно, что император Александр Второй, которого в народе окрестили Милостивый, скончался во дворце в 1894 году.

Еще один исторический факт, который нельзя не упомянуть, — это встреча лидеров трех великих держав: Черчилля, Рузвельта и Сталина в феврале 1945 года.

Режиссер Ян Фрид

Режиссер Ян Фрид обладал удивительной способностью открывать новые таланты. Снимать музыкальные фильмы он начал в возрасте, когда многие уже заканчивают карьеру, — в 69 лет. Прожил этот замечательный режиссер и сценарист 95 лет. В середине двадцатого века он снимал лишь документальные фильмы, при этом мечтая поставить художественные картины. Наконец ему удалось экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» с замечательным актерским составом. Это Клара Лучко, Михаил Яншин, Георгий Вицин, Алла Ларионова и другие выдающиеся личности.

где снимали собака на сене крым

В свои фильмы режиссер приглашал только известных актеров, но показывал их в совершенно новом, непривычном ракурсе. Так, в «Летучей мыши» знаменитые братья Соломины открыли себя как опереточных героев, а в «Сильве» режиссер по-новому представил Павла Кадочникова и Ивара Калныньша.

Примерно та же история приключилась с замечательными актерами в фильме «Собака на сене». И хотя за них (кроме Михаила Боярского и Николая Караченцова) пели профессиональные певцы, от этого фильм не только не пострадал, но и выиграл, так как профессиональные актеры умело инсценировали себя в качестве вокалистов.

Место, где снимали «Собаку на сене», — советскую музыкальную комедию

Любителям фильма достаточно пройтись по парку и вокруг дворца, как они без труда найдут место, где Маркиз (Николай Караченцов) исполнял под балконом графини серенаду «Венец творенья дивная Диана». Вместе с ним пели местные актеры самодеятельной оперы.

Рядом с кованой решеткой внутреннего дворика дворца расположена скамейка, на которой плакала Диана, и место, откуда за ее пощечинами наблюдали Маркиз и Кузен (Дмитриев). К сожалению, исчезла любимая скамейка Теодоро, которую сотрудники музея прозвали скамейкой Боярского, и фонтан, у которого Диана и Теодоро выясняли отношения.

где снимали фильм собака на сене ссср

Сюжет картины

Ответив на вопрос «Где снимали «Собаку на сене»?», рассмотрим сюжет фильма. Теодоро (Михаил Боярский) — секретарь графини Дианы де Бельфлер (Маргарита Терехова) — от скуки влюбился в горничную графини Марселу (Елена Проклова). Заметив его увлечение, графиня неожиданно начинает ревновать секретаря, но признаться в любви гордой и своевольной Диане, издевавшейся над своими богатыми и знатными женихами (Николай Караченцев, Игорь Дмитриев), выше сил. Тем более, что Теодоро, как говорится, «без роду и племени».

Почувствовав любовь своей госпожи, Теодоро забывает о Марселе и увлекается Дианой, но согласно правилам, им не суждено быть вместе, так как предрассудки графини берут вверх. Она оказывается в положении собаки на сене. Признаваться в любви не хочет, а позволить ему быть с другой не может. Неожиданно на помощь приходит лукавый слуга и друг Теодоро — Тристан (Армен Джигарханян). Он предлагает главному герою фильма стать знатным вельможей.

Кинокартины, снятые в СССР

Где снимали фильм «Собака на сене» и многие другие комедии советских времен? Ответ на этот вопрос интересует многих зрителей. Неизвестно почему, но Ливадийский дворец Его императорского Величества послужил местом съемок многих кинокартин. Полуостров любим обычными гражданами и правителями страны, поэтому картины на фоне крымского пейзажа использовали многие режиссеры. Так, в 1954 году киностудия «Мосфильм» несколько сцен провела на территории дворца. Это был фильм «Мы с вами где-то встречались». А в 1955-1967 г. в итальянском дворике прошли съемки фильма «Отелло», «Двенадцатой ночи», «Овода» и «Анны Карениной».

место съемок фильма собака на сене

В 1982 году внутренний двор Ливадийского дворца использовался в съемках такой серьезной картины, как «Возвращение резидента».

Как сложилась судьба актеров фильма «Собака на сене»

На дворе стоит год 1977. Снимают фильм «Собака на сене», где в одной сцене графиня Диана де Бельфлер должна ударить Теодоро так, чтобы из его носа хлынула кровь. Молодой актер Михаил Боярский незадолго до этого нечаянно наступил на подол платья Тереховой. Юбка оторвалась, что привлекло внимание всех членов съемочной группы и экскурсантов. Видимо, в отместку Терехова так ударила Боярского, что из его носа действительно пошла кровь.

Это был единственный случай «драки», на протяжении всего рабочего процесса вся киношная группа вела себя очень корректно. Маргарита Терехова после роли капризной графини Дианы намного увеличила количество поклонников, дежуривших ночью у ее дверей.

место съемок фильма собака на сене

Для Боярского фильм стал своего рода путевкой в жизнь. Посмотрев картину, режиссер Юнгвальд-Хилькевич пригласил актера в свой мюзикл про мушкетеров, дав ему главную роль шустрого гасконца. А место, где снимали «Собаку на сене», — Ливадийский дворец — стало излюбленным не только для верующих паломников, но и для всех почитателей кинофильма.

Обзор мест съемок кинофильма «Собака на сене»

Крым – один из известнейших «актеров» советского кино. Он известен зрителю в самых разных амплуа – дебрей Амазонки, Дикого Запада, Страны дураков и Италии эпохи Возрождения… Попадались ему и совсем сложные роли. Например, в фильме «Собака на сене» полуострову пришлось быть Неаполем под испанским владычеством и с легким влиянием Франции…

Выбор дворца для съемок

Такие заковыристые условия обеспечил создатель пьесы «Собака на сене» Лопе де Вега. Он поместил своих героев в Неаполь – в тот исторический период, когда этот город находился под влиянием Испании. Героиня же (по имени Диана де Бельфлер), очевидно, являлась француженкой. И выбирай места съемок, как хочешь!

кадр из фильма

Но бывалый режиссер Ян Фрид не растерялся. Помпезные интерьеры он соорудил в павильонах (найти нечто, похожее на внутреннее оформление шикарного жилища XVII века в российских условиях было почти невозможно, макет сделать было проще). А за натурой сразу отправился в Крым, ибо знал, где там находится именно то, что ему надо.

За 22 года до «Собаки на сене» тот же Ян Фрид первым среди советских кинематографистов взялся экранизировать Шекспира. Он блистательно отснял «Двенадцатую ночь» и сделал это в Ливадийском дворце. И за испанским Неаполем Фрид тоже отправился туда, ибо отлично знал – замок сооружен в духе смешения стилей, так что там что угодно можно найти, главное ракурс правильный подобрать.

Дворцовые сложности

Но за период с 1955 по 1977 годы статус дворца изменился – с 1974 г. там располагались музейные экспозиции и потоком шли экскурсанты. Так что Фрида ждали непростые дипломатические переговоры с музейным руководством. Разрешение снимать ему дали, но при одном условии: музей закрываться не будет, как следствие, экскурсии пойдут своим чередом. Фрид согласился.

Боярский в Собаке на сене

Довольны остались все. Руководство музея затем отмечало, что съемочная группа вела себя идеально – за все время работы ничего не поломала и не испортила.

Фильм получился отличный, актеры обрели известность, зрители – море удовольствия. Дополнительное удовольствие получили и экскурсанты, которым довелось стать свидетелями творческого процесса. Особенно повезло одной группе – она напрочь забыла о глобальной исторической значимости Ялтинской конференции, когда увидела, как Боярский неловко наступил Тереховой на юбку и та оторвалась…

Незаменимая Ливадия

В результате в Ливадии отсняли все натурные сцены (а их в фильме немало). И потребовалось для этого не так много: дворцовый парк, итальянский дворик с его мраморными скамьями-диванчиками и кованой решеткой да лестница с химерами. Остальное было вопросом мастерства оператора. И люди, не бывавшие в Ливадии, без вопросов верили, что видят Неаполь или другой город, но точно итальянский.

главная героиня кино

Кроме дворцового комплекса, Крым был представлен в ленте актерами массовки (в этом плане все старые ялтинцы – кинозвезды, хоть где-то они да снимались) и музыкальным сопровождением. Исполнять знаменитую серенаду «Венец творенья, дивная Диана» Николаю Караченцову помогали участники народной оперы – был такой необычный самодеятельный коллектив тогда в Ялте…

К сожалению, даже в Ливадии не получилось найти абсолютно все, что требовалось режиссеру для работы. В частности, там не было подходящего балкона. Поэтому маркиз Рикардо (Караченцов) вместе с Народной оперой вдохновенно исполнял свою серенаду… дворцовой крыше. А прекрасная Диана затем благосклонно взирала на молчащего, хоть и трудолюбивого, оператора – стоя на балконе санатория «Днепр» (тоже Ялта).

Ливадийский дворец в Собаке на сене

В сцене с серенадой внимательные зрители усмотрели еще одну странность. Один из участников Народной оперы выступает в ней в… женских туфлях на высоченных шпильках! Так пришлось сделать, чтобы певец лучше вписывался в общую композицию – у него был очень маленький рост. Хотя соответствующий костюм ему все же подобрали.

Судьба декораций

Специальные экскурсии по «Собаке на сене» никто не водит – запечатленные на пленке достопримечательности и так входят в программу осмотра комплекса Ливадийского дворца. Так что все посетители обязательно заглядывают в итальянский дворик (и его кованая решетка у многих обязательно ассоциируется с Джигарханяном) и прогуливаются по парку, на аллеях которого разворачивались действия фильма. Общедоступна и лестница с химерами.

комнаты Ливадии

Однако не все «декорации» знаменитой ленты ныне можно увидеть в натуре. Сотрудники музея сами затрудняются сказать, куда подевалась «скамья Боярского» – кованое изделие, на котором герой сочинял письмо возлюбленной. Долгое время она была приметной деталью Ливадийского парка, а потом непонятным образом исчезла. Вероятно, тут есть основания подозревать чье-то частное правонарушение.

Исчез также фонтан, возле которого происходило объяснение героев, и некоторые другие ландшафты. Тут причина посерьезней – после того, как был снят фильм, Ливадийский парк пострадал от оползней. Дело было уже после 1991 года, так что получение денег на проведение соответствующих защитных мероприятий заняло несколько лет. За это время часть парка успела разрушиться – отсюда и изменения.

Ливадийский парк в Собаке на сене

Наконец-то после того, как зрители впервые увидели полюбившееся кино, в Ливадии появились новые памятники – двум российским императорам и участникам Ялтинской конференции. Понятно, что это тоже вызвало некоторые изменения в парке.

А в целом получилось так, что крымский дворец и хороший фильм зажили в симбиозе, принося пользу друг другу. Красота Ливадийского дворцового комплекса стала одной из важных составляющих успеха «Собаки на сене». А отличная режиссура и игра актеров послужили прекрасной рекламой крымской достопримечательности. В заключение — собственно, его величество кино, приятного просмотра!

Что происходило за кадром советского мюзикла «Собака на сене»: Удар веером, скабрезные куплеты и др

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Уже прошло 460 лет, как родился замечательный испанский драматург Лопе де Вега. За свою жизнь он написал более 2000 пьес и около 3000 сонетов, был популярен при жизни, да и после смерти к его наследию не раз обращались режиссеры. «Собака на сене» — это музыкальная комедия советского режиссера Яна Фрида, в которой 45 лет назад, пожалуй, самые лучшие молодые актеры тех лет рассказали зрителям историю любви. О том, как и где снимался фильм, и какие интересные моменты происходили во время работы, давайте сегодня вспомним.

«Что толку в этих молодых мужчинах»

Ян Фрид. Источник фото: ru.m.wikipedia.org

Любопытно, что заниматься любимым жанром — музыкальным кино — режиссер Ян Фрид начал в возрасте, когда рядовые люди обычно мечтают о пенсионном спокойствии. Свой «золотой фонд» он снял, будучи уже зрелым мастером. Так, над музыкальной комедией «Собака на сене» он работал в возрасте 69 лет! Как пелось в пьесе, «что толку в молодых мужчинах», ведь о любви должны рассказывать повидавшие жизнь мудрецы.

До этого режиссер работал в жанре документального кино. И лишь в 1955 году ему доверили экранизировать «Двенадцатую ночь» по Шекспиру. Как вспоминал режиссер, следующие пять лет ему не давали работать. Только после выхода «Зеленой кареты» бюрократы Госкино поняли, что и музыкальные фильмы тоже могут «сделать» план. С тех пор заказы сыпались, как из рога изобилия. Причем деньги на экранизацию приходили со стороны телеобъединения «Экран» : советский зритель хотел к каждому празднику видеть новинки, наполненные красотой и музыкой. Так получалось, что в этих фильмах бюджет сильно не кромсали: режиссер получал большой кардебалет, лучший оркестр, вокалистов, не говоря уже о костюмах и выборе места съемок. Да и с цензорами не возникало особых проблем. Если чиновники требовали вырезать какие-то фразы, то хитрый Ян Фрид отсылал их с Тирсо де Молину, Шекспиру или Лопе де Вега.

Сценарий, песни и локация

Выбор пьесы для экранизации был не случаен — как не о классовой пропасти между влюбленными рассказывать советской публике? Авторский ход пьесы, придуманный Лопе де Вега, не стали переделывать. Ян Фрид сам составил сценарий, ну а текст в переводе с испанского, который выполнил Михаил Лозинский, идеально подходил для создания мюзикла.

Немного сложнее было с написанием песен. Фрид настоятельно рекомендовал поэту Михаилу Донскому и композитору Геннадию Гладкову создавать композиции в полном соответствии со стихотворным ритмом пьесы. И, надо сказать, этому тандему удалось справиться с задачей просто идеально: саундтрек к картине в результате стал хитом и вошел в «золотой» фонд советской музыки из фильмов. А многие из телезрителей до сих пор считают, что эти песни действительно авторства испанского драматурга.

Средиземноморская природа и белоснежный дворец аристократки графини Дианы де Бельфлор тоже были легко выбраны. В те времена модно было выезжать на съемки в Крым, а тут как раз подходящий климат и флора: Левадия, ее парк и бывшая резиденция императора составляли отличный фон для развития итальянских страстей. С тех пор экскурсоводы обязательно рассказывают туристам, что именно на этой лестнице Теодоро и Диана упражнялись в остроумии, под этим балконом Маркиз голосил серенаду, а возле тех кустов Тристан и Теодоро исполняли фривольные куплеты.

Кстати, как раз из-за этих пикантных песенок фильм чуть было не попал под запрет. Дамы из Худсовета никак не хотели принимать ту часть картины, в которой мужчины поют о женщинах слова «если маленькая — ростом с фигу» и «пухленькая — скоро лопнет с жиру». По их мнению, даже простолюдины не могли так скабрезно отзываться о прекрасном поле. Впрочем, и другие куплеты, хоть и выглядели как шутливые, но все же оскорбляли их чувства. Так что режиссеру пришлось потрудиться, отстаивая слова поэта, с чем он и справился.

Слишком благородный Янковский и пропавший Вицин

Николай Караченцев в роли маркиза Рекардо. Источник фото:aif.ru

У опытного Якова Боруховича Фридланда (он же Ян Фрид) был явный талант разжигать звезды. Не зажигать — он уже работал с популярными артистами — а заставлять их светиться ярче, открывая новые грани своего таланта. Так, актриса театра им.Моссовета Маргарита Терехова до этого играла исключительно серьезные драматические роли. Возможно, именно предыдущий опыт помог ей так проникновенно провести внутренние монологи гордой влюбленной графини.

Кстати, на эту роль пробовалась Ирина Мирошниченко, но не смогла на пробах «выдать» достаточно аристократической заносчивости. А вот дуэт Диана-Чурсина и Теодоро-Янковский вполне мог и быть, но все же создатели посчитали Людмилу излишне строгой и мало чувственной, а Олега — слишком благородным для секретаря-простолюдина. Гирт Яковлев тоже рассчитывал на роль Теодоро, да и в кадре смотрелся весьма гармонично. Но все же был отвергнут — возможно, знаменитому латышу не хватило темпераментной итальянской изюминки.

На роль слуги Тристана некоторое время претендовал Леонид Каневский. Однако у него уже была своя линия в популярном детективном сериале «Следствие ведут знатоки», да и по советским правилам милиционер не мог одновременно играть и пройдоху. А Армен Джигарханян, хоть тоже был занят, но все же находил время появляться на съемочной площадке и искрометно изображать хитрого неаполитанца. Впрочем, иногда все же брали для него дублера — в некоторых сценах мы видим спину не другого актера.

Конечно, свое очарование картине добавил бы Гергий Вицин в роли графа Людовико и Евгений Моргунов в качестве его слуги. Но по каким-то причинам любимец публики не доехал к месту съемок, и его графская «должность» досталась Эрнсту Романову.

Еще один петербургский актер Николай Караченцев получил роль другого пылкого влюбленного — маркиза Рикардо. Кстати, Михаил Боярский тоже шел на кастинг с намерением стать благородным дворянином, но чем все закончилось — мы уже знаем. Караченцев же в этом фильме проявил еще и свой музыкальный дар. Впервые в кино он запел с экрана. Причем сами съемки выглядели комично: Тереховой в тот день в Ливадии не было, и Караченцев проникновенно пел «Венец творенья, дивная Диана», воздевая руки к небу. А вот саму Диану снимали позже и уже на балконе санатория «Днепр».

Командирские манеры Теодоро и темперамент Дианы

Несмотря на легкость и солнечную атмосферу музыкального фильма о любви, съемки, по мнению участников, были не легкие. Особенно выделялся своим противостоянием дуэт Боярский-Терехова. Оба к тому времени обожаемые публикой актеры, с кипучими молодыми темпераментами, они постоянно находились в противостоянии на съемочной площадке. Как вспоминала актриса, ее неимоверно раздражали «режиссерские» выпады партнера. Однажды Михаил настолько «достал» актрису, что сцену, где Диана ударяет секретаря веером, Маргарита отработала по-настоящему. У Боярского потекла не бутафорская кровь, а самая как есть натуральная. Тем не менее впоследствии Терехова признавала, что эти рабочие трения пошли лишь на пользу картине.

Советские зрители увидели музыкальный фильм в первый день 1978 года. И до сих пор этот шедевр советского кино входит в список самых горячо любимых картин прошлого.

Ян Фрид создал большое количество киношедевров, которые по сей день радуют зрителя. Так, в пятерку лучших кинооперетт вошел мюзикл «Летучая мышь». О нем наша следующая статья — Тайны «Летучей мыши»: О чем Людмила Максакова жалеет до сих пор

Две Дианы или Неаполь из Крыма и Португалии / «Собака на сене» (1977 и 1996)

Favorite

Добавить в Избранное

Пьесу Лопе де Веги «Собака на сене» (1618 г.) экранизировали два раза. В СССР в 1977 году Ян Фрид снял по ней лирическую музыкальную комедию. А испанка Пилар Миро вернула классика своим соотечественникам в 1996 году.

«Венец творенья, дивная Диана»

Ян Фрид сумел снять картину, которая с момента своего выхода — 1 января 1978 года — стала любимой для многих наших соотечественников. Снимать в те годы телефильм (с небольшим бюджетом) о Неаполе 1610-х времен владычества Испании было нелегко. Историк моды Александр Васильев справедливо упрекает фильм в «антиисторичности» декораций и костюмов и отсутствии единого стиля, считая, что художникам неоткуда было почерпнуть знания об истории костюма и материального мира, да и не на что было бы воплотить аутентичный художественный мир. А вместо крымской Ливадии снимать Яну Фриду надо было на дружественной Кубе.
Кроме того, испанскую женскую моду конца XVI- начала XVII вв трудно назвать привлекательной. Наглухо закрытое платье с воротником раф и удлиненная талия с острым шнипом, жесткая каркасная юбка — не от наряд, в котором может привлечь внимание зрителя главная героиня кино. Отсюда у Дианы и декольте, открывающее плечи, и более мягкий силуэт юбки (такая мода была более приемлема в странах с менее строгими нравами). А отсутствие корсета и тельной рубахи — это мелочи, к которым могут придираться лишь суровые знатоки.

Тем не менее Татьяне Евгеньевне Острогорской, художнику по костюмам, удалось сделать специально для фильма несколько блестящих костюмов. Не будем строго судить об их историчности, в целом они очень условно стилизованы под барокко, и с учетом дефицита материалов, были великолепны для своего времени.

Татьяна Евгеньевна Острогорская

У Дианы де Бельфлор (судя по имени, она очевидно француженка) в исполнении Маргариты Тереховой 6 смен костюмов. Сначала она предстает перед нами в серебристом парчовом пеньюаре с удлиненными рукавами.

Затем появляется в бархатном платье с золотым рисунком и золотистой вставкой («стомак»), на голове у нее гребень и белое кружевное покрывало («мантилья»). Само платье в фильме кажется почти черным (только на свету отливая синим), вживую же оно ярко-синее.

Испанская мантилья на француженке, живущей в Неаполе. И не такое бывает. Фото с выставки Ленфильма. Источник

«Редкий синий бархат достали у антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини — вставка на груди. «Ее скроили из головного убора католического монаха, — рассказывает начальник цеха подготовки съемок „Ленфильма“ Елизавета Пахомова. — Убор попал на студию после революции. Говорят, его нашли в одном из петербургских дворцов. Эта вещь долго пролежала на складе, пока о ней не вспомнила Острогорская. Головной убор уже разваливался от времени, и его решили перекроить для платья. Распороли, сняли все украшения и сделали центральной деталью костюма». (Источник)

В другом издании головной убор католического монаха превратился в кокошник. Можно еще сравнить вышивку на платье Тереховой с нижегородскими платками-«головка». Сходство характерных «бантиков», винограда, листиков и цветочков очевидно. Это сравнение нам подсказал художник по костюмам Дмитрий Андреев, также эту версию приводят тут.

Иллюстрация из книги: Дурасов Г.П. (сост.) Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, М., 1990

Изюминкой ослепительно-блестящего серебристого платья стали двойные рукава и золотистая отделка корсажа (также в виде стилизации под «стомак»).

Оба этих платья можно увидеть в фильме «Ослиная шкура» (1982), на девушках, которые пришли примерить кольцо принца в надежде стать его невестой. Также в очереди есть девушки в платье Маргариты Тереховой из «Благочестивой марты» и Марины Нееловой из «Старой старой сказки» (и, почти наверняка, и многих других фильмов).

Распашное красное платье с золотистой вставкой в форме перевернутого сердца символично одето на Диане в кульминационном эпизоде ее отношений с Теодоро — графиня надавала пощечин своему секретарю.

«Помню, наш художник по костюмам Татьяна Острогорская творила чудеса. Мы в то время все жили как-то по-нищенски, а тут… Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани…»
Маргарита Терехова, источник

Дмитрий Андреев, художник по костюмам в кино, говорит, что этот огромный белый воротник сделан из старинного воротника эпохи модерн (конец XIX-нач XX вв), посаженного на капрон сито для жесткости.

В сцене прощания на Диане бархатное платье, декорированное жемчужинами, его особенностью стали жемчужные бусы закрепленные на спинке платья.

Эскиз Т.Е. Острогорской. Источник ЦГАЛИ СПб

«„Ленфильм“ — это же великое место, где из ничего могут сделать все. Эти роскошные костюмы вообще-то не стоили таких гигантских денег, на которые выглядят. Мои длинные волосы укладывались в прическу — никаких париков не использовали, все максимально естественно».
Маргарита Терехова «Из первых уст»

Это же платье носит донья Инес (Екатерина Райкина) в фильме «Благочестивая Марта» (1980) все того же Яна Фрида и той же Татьяны Острогорской. Но в фильме его украсили воротником-рафом и передником. Кстати, в «Благочестивой Марте» платье выглядит коричневым, в то время как в «Собаке на сене» оно кажется черным.

Донья Инес — Екатерина Райкина, «Благочестивая Марта»

Это же платье (уже без передника и воротника-рафа) можно с лупой разглядеть в массовке в фильме «Дон Сезар де Базан» (1989, режиссер и художник по костюмам те же).

«Дон Сезар де Базан»

Финальное белое платье с бертой (кружевной пелериной) и баской замечательно гармонирует с белым костюмом Теодоро.

На роль Дианы пробовали Людмилу Чурсину и Ирину Мирошниченко, но в итоге утвердили Маргариту Терехову.

Фотопроба Людмилы Чурсиной. Фото — ЦГАЛИ СПб
Такое ощущение, что на пробах на Мирошниченко одели парик Марселы. Фото — ЦГАЛИ СПБ
Фото — ЦГАЛИ СПБ

На съемках у Тереховой были постоянные споры с режиссером.

«Первоначально нам давали установку играть совсем иначе, фильм „Собака на сене“ должен был быть просто развлекательной комедией. Как напоминание о том первоначальном варианте — нелепые частушки, которые распевает Тристан — герой Джигарханяна. Но для меня в этой истории главными были отношения мужчины и женщины….Мы с Мишей Боярским, взяв книжку с комедией „Собака на сене“, прямо на площадке стали искать живые, человеческие отношения»
Маргарита Терехова «Из первых уст».

Оба актера сами разрабатывали собственные мизансцены. К примеру, Фрид хотел, чтобы пощечины были легкими, но Терехова решила играть по-настоящиму. Она так отхлестала Боярского, что у актера из глаз брызнули слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», — рассказывал позже актер. Но такое страстное прочтение мизансцены в итоге убедило Фрида.

«Золушка». Мужской вариант

Михаил Боярский называет фильм «продолжением Золушки», хотя скорее ее можно назвать мужским вариантом сказки. В основу пьесы легла история из жизни самого Лопе де Вега, но у нее был отнюдь не счастливый финал.

Первоначально Боярского взяли на роль маркиза Рикардо, а на Теодоро рассматривался Олег Даль, Олег Янковский и Гирт Яковлев. Но затем предложили роль Боярскому. Первые дни съемки не задались, актер, на 7 лет моложе своей более опытной партнерши, робел перед ней. Фрид даже хотел снять его с роли, но Терехова отстояла Боярского.

«Но это была действительно самая первая его большая роль, поэтому, наверное, он немножечко растерялся. Но я видела, насколько он аристократичен, и настояла, чтобы Мише Боярскому позволили сняться до конца в роли Теодоро».
Маргарита Терехова, «Из первых уст»

Фотопроба Михаила Боярского на роль Рикардо. Фото — ЦГАЛИ СПб Фотопробы Гирта Яковлева на роль Теодоро. Фото — ЦГАЛИ СПб Фотопробы Олега Янковского и Людмилы Чурсиной на роли Теодоро и Дианы. Фото — ЦГАЛИ СПб

У Теодоро всего три смены костюма. Основной — лаконичный черный атласный колет с разрезными рукавами, белая рубашка с простым, некружевным воротничком, штаны-бриджи, сапоги и короткий плащ. На фоне разряженных в пух и прах женихов и простых слуг, одетых совсем незамысловато, он, конечно, выделяется. К тому же костюм выгодно подчеркивает стройную фигуру героя (в отличие опять же от костюмов Рикардо и Федерико).

Второй костюм — дорожный. По разным источникам, это костюм, в котором Иннокентий Смоктуновский снимался в «Гамлете» (1964) Григория Козинцева. Честно прошерстив фильм, этого костюма мы у Принца Датского не увидели (возможно, он просто не использовался и сохранился в костюмерной или был в сценах, где Гамлет в плаще и снят со спины). Сам этот костюм у Теодоро выглядит интереснее прежнего: рукава колета из матовой ткани, полы — из темно-серой ткани, с вертикальными вставками, воротник рубашки декорирован черной тесьмой, на груди перевязь с крупной бляхой.

Вот, видимо, куда ушли «2 тысячи эскудо» вместо новых платков. В испанской версии, о которой напишем ниже, после получения этих денег за разбитый нос, Теодоро явно отдает их Тристану, у него красивый новый костюм, а наш Тристан (Армен Джигарханян) весь фильм ходит в старье.

И наконец — третий финальный наряд — белый. Он был сшит специально для роли. Парчовую ткань нашли у перекупщиков, а пуговицы по разным источникам то ли куплены в антикварном магазине, то ли переделаны из запонок. Вокруг фильма сейчас — одни «мифы и легенды».

«Для этого эпизода Татьяна Евгеньевна решила сделать белый парадный пиджак с яркой отделкой, – говорит Боярский. – Сначала мне не понравилось, но потом, когда увидел себя в кадре, понял, что это идеальный вариант» .
Источник

«Она всегда поддерживала артистов, одевала нас и говорила: „Боже,
какая красота! Ничего и играть-то не надо“».
Михаил Боярский о Т.Е. Острогорской. Источник

Белый колет выдали Раулю де Бражелону (Сергей Шнырев) в телефильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1993), а до этого использовали в массовке все в том же фильме «Ослиная шкура». С миру по нитке, телефильму — костюмы. Плащ Теодоро использовала художник по костюмам М.Стручкова в фильме «Сирано де Бержерак» (1989), там его носит Роксана (Ольга Кабо).

«Мушкетеры двадцать лет спустя»
Рауль де Бражелон (Сергей Шнырев) в компании отца, Д’Артаньяна и Портоса. «Ослиная шкура» Роксана — Ольга Кабо, «Сирано де Бержерак» Роксана, «Сирано де Бержерак»

В телефильмах часто используют костюмы из подбора, «Собака на сене» здесь не стала исключением. В то же время для картины было создано и немало костюмов, которые потом использовались для других фильмов. Приведем некоторые параллели.

Сэр Эндрю Эгьючек (Георгий Вицин), «Двенадцатая ночь» и граф Лудовико (Эрнст Романов)
Придворный в «Двенадцатой ночи» и граф Лудовико
Рикардо — Атос (Вениамин Смехов),
«Д‘Артаньян и три мушкетера»
Граф Федерико (Игорь Дмитриев) — дворянин в массовке «Дон Сезар де Базан» Маркиз
Маркиз Рикардо (Николай Караченцев) — один из военных «Ослиная шкура»
Тристан (Армен Джигарханян) — танцор в массовке «Благочестивая Марта»
И да, «жокейская» шапочка Федерико — это чистый восторг!

Икар и Солнце

«Собака на сене» — последняя картина Пилар Миро, большой и амбициозный проект, который дался ей нелегко. Съемки даже в какой-то момент были заморожены, и за время простоя Миро сняла актеров, задействованных на главных ролях (Кармело Гомес и Эмма Суарес) в детективе «Твоё имя отравляет мои сны». Забавно, что в начале 90-х они снялись в трех подряд фильмах Хулио Медема («Коровы», «Рыжая белка», «Земля»).

Картина вошла в десятку популярных фильмов в испанском прокате в 1996, а потом и в 1997 году, получила 12 номинаций на премию «Гойя» и выиграла в семи, в том числе за костюмы, которые делал Педро Морено. С учетом очень небольших изменений в тексте пьесы, фильм рекомендуют к просмотру испанским студентам.

Педро Морено с премией «Гойя»

Фильм снимался в Португалии во дворце маркизов де Фронтейра, и дворцах Синтры и Келуш, и эти декорации во многом определили костюмы. Стены дворцов богато декорированы плиткой с сине-бело-желтым узором. И на этом насыщенном фоне костюмы могли бы просто затеряться. Педро Морено поэтому выбрал исключительно однотонные ткани, сделав практически монохромными костюмы главных героев. В то же время слуги графини, в своих ливреях в тон стен, становились незаметны, будто были продолжением интерьера. А карлик, одетый в тон Дианы, выглядит так, словно он ее аксессуар, вроде сумочки или зонтика.

Для Дианы Морено выбрал очень насыщенные цвета: желтый, красный, синий, фиолетовый, оранжевый (для полного спектра не хватает только зеленого, но его художник отдал Теодоро для финала). Каждый цвет отражает ее настроение в эпизоде: желтый для ревности, красный — для соблазнения и войны (пощечин), синий и фиолетовый — для периодов холодности и расставания. Силуэт ее нарядов в целом выглядит исторично, хотя монохромные ткани, минимум украшений и особенно декольте — это, конечно, не свойственно женской моде эпохи испанского барокко.

Диана в своих ярких нарядах — символ солнца, с которым ее часто сравнивает Теодоро (себе приравнивая к Икару), в своих синих — римская богиня девственности и холодности, Луна (и к этому прочтению тоже есть отсылки в пьесе). Особенно хороша игра с вуалью, она словно и ограждает свою хозяйку от окружения и в тоже время привлекает к ней внимание.

Диана. Эскизы Педро Морено. Источники эскизов здесь и ниже: 1 и 2 и 3
Диана. Эскизы Педро Морено
Диана. Эскизы Педро Морено

Теодоро достался сдержанный темно-синий, его костюм подчеркнуто прост по сравнению с более помпезными нарядами Рикардо, Федерико и даже Фабьо. И только в финале, «став» сыном графа Лудовико, он предстает в богатом зеленом костюме.

Теодоро. Эскизы Морено.

Пилар Миро, как и Ян Фрид, слегка сгладили характер Теодоро, сделав его более влюбленным в Диану (все-таки в пьесе большое значение имело и его честолюбие, желание взлететь и стать графом де Бельфлор, так же как, к примеру, в «Двенадцатой ночи» Мальволио хотел стать графом, женившись на Оливии).

Федерико и Фабьо Федерико и Рикардо. Эскизы Морено Рикардо и Фабьо

В заключение отметим, что испанскую версию стоит смотреть только с субтитрами (русская любительская озвучка ужасна чуть более чем полностью особенно в сравнению с оригинальными голосами актеров).

Если вы смотрели обе версии, будем рады вашим оценкам и комментариям.

  • Ольга Рябинина Платье Тереховой защищают от звезд // Смена
  • Маргарита Терехова «Из первых уст», 2013
  • María del Mar MAÑAS MARTÍNEZ Reflexiones sobre El perro del hortelano de Pilar Miró

Поделиться «Две Дианы или Неаполь из Крыма и Португалии / «Собака на сене» (1977 и 1996)»

Узнаем где снимали Собаку на сене? Место съемок фильма

где снимали собаку на сене

На дворе 1977 год, скоро закончится застойный период в СССР, а режиссер Ян Фрид наконец займется своим главным делом — съемками музыкального фильма. В его основу войдет пьеса «Собака на сене», написанная одним из самых трудолюбивых драматургов и новеллистов Испании — Лопе де Вегой. Рассмотрим историю создания, актеров, исполнявших главные роли, и замечательное место съемок фильма «Собака на сене».

Полуостров Крым

Долгие годы полуостров Крым служил местом съемок для кинематографистов. Некоторые из картин приобрели любовь и широкую известность у советских зрителей. Не исключением стала кинолента Яна Фрида «Собака на сене».

Зрители, впервые увидевшие картину, обязательно задаются вопросом: где снимали фильм «Собака на сене?». Так как кинематографистам необходимо было воссоздать Испанию, то для проведения натуральных съемок выбрали Ливадийский дворец и его парк. Внутренние сцены снимали в павильоне. Киносъемочная группа работала ежедневно с восьми утра до восьми вечера, причем экскурсии отнюдь не отменялись. Свидетелями этой титанической работы стали местные жители и путешественники.

Ливадийский дворец

В двух километрах от Ялты, в Ялтинском регионе в поселке Ливадия расположен Ливадийский дворец. Архитектором строения является Николай Петрович Краснов.

собака на сене фильм 1977 где снимали

Место, где снимали «Собаку на сене» (двухсерийный фильм режиссера Яна Фрида), поражает своей изящной красотой. Выстроенный в легком итальянском стиле белоснежный дворец когда-то служил местом отдыха российских императоров. Недалеко была возведена Крестовоздвиженская церковь, принадлежавшая дому Романовых.

Сам полуостров Крым, где снимали «Собаку на сене» — легендарную музыкальную комедию, а также и некоторые другие картины, является одним из регионов, где люди приобщены к культуре Древней Греции и Рима. Видимо, поэтому данное место всегда притягивало к себе художников, желающих осуществить экранизацию классических авторов.

История дворца

В 1835 году небольшое крымско-татарское село поменяло свое название на Ливадию. Название, согласно древнегреческой мифологии, означает «вход в рай». Тогда и был заложен ландшафтный парк и стал строиться дворец. Начиная с 1861 года комплекс стал местом летней резиденции императора Александра Второго и его семьи. Известно, что император Александр Второй, которого в народе окрестили Милостивый, скончался во дворце в 1894 году.

Еще один исторический факт, который нельзя не упомянуть, — это встреча лидеров трех великих держав: Черчилля, Рузвельта и Сталина в феврале 1945 года.

Режиссер Ян Фрид

где снимали собака на сене крым

Режиссер Ян Фрид обладал удивительной способностью открывать новые таланты. Снимать музыкальные фильмы он начал в возрасте, когда многие уже заканчивают карьеру, — в 69 лет. Прожил этот замечательный режиссер и сценарист 95 лет. В середине двадцатого века он снимал лишь документальные фильмы, при этом мечтая поставить художественные картины. Наконец ему удалось экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» с замечательным актерским составом. Это Клара Лучко, Михаил Яншин, Георгий Вицин, Алла Ларионова и другие выдающиеся личности.

В свои фильмы режиссер приглашал только известных актеров, но показывал их в совершенно новом, непривычном ракурсе. Так, в «Летучей мыши» знаменитые братья Соломины открыли себя как опереточных героев, а в «Сильве» режиссер по-новому представил Павла Кадочникова и Ивара Калныньша.

Примерно та же история приключилась с замечательными актерами в фильме «Собака на сене». И хотя за них (кроме Михаила Боярского и Николая Караченцова) пели профессиональные певцы, от этого фильм не только не пострадал, но и выиграл, так как профессиональные актеры умело инсценировали себя в качестве вокалистов.

Место, где снимали «Собаку на сене», — советскую музыкальную комедию

Любителям фильма достаточно пройтись по парку и вокруг дворца, как они без труда найдут место, где Маркиз (Николай Караченцов) исполнял под балконом графини серенаду «Венец творенья дивная Диана». Вместе с ним пели местные актеры самодеятельной оперы.

где снимали фильм собака на сене ссср

Рядом с кованой решеткой внутреннего дворика дворца расположена скамейка, на которой плакала Диана, и место, откуда за ее пощечинами наблюдали Маркиз и Кузен (Дмитриев). К сожалению, исчезла любимая скамейка Теодоро, которую сотрудники музея прозвали скамейкой Боярского, и фонтан, у которого Диана и Теодоро выясняли отношения.

Сюжет картины

Ответив на вопрос «Где снимали «Собаку на сене»?», рассмотрим сюжет фильма. Теодоро (Михаил Боярский) — секретарь графини Дианы де Бельфлер (Маргарита Терехова) — от скуки влюбился в горничную графини Марселу (Елена Проклова). Заметив его увлечение, графиня неожиданно начинает ревновать секретаря, но признаться в любви гордой и своевольной Диане, издевавшейся над своими богатыми и знатными женихами (Николай Караченцев, Игорь Дмитриев), выше сил. Тем более, что Теодоро, как говорится, «без роду и племени».

Почувствовав любовь своей госпожи, Теодоро забывает о Марселе и увлекается Дианой, но согласно правилам, им не суждено быть вместе, так как предрассудки графини берут вверх. Она оказывается в положении собаки на сене. Признаваться в любви не хочет, а позволить ему быть с другой не может. Неожиданно на помощь приходит лукавый слуга и друг Теодоро — Тристан (Армен Джигарханян). Он предлагает главному герою фильма стать знатным вельможей.

Кинокартины, снятые в СССР

место съемок фильма собака на сене

Где снимали фильм «Собака на сене» и многие другие комедии советских времен? Ответ на этот вопрос интересует многих зрителей. Неизвестно почему, но Ливадийский дворец Его императорского Величества послужил местом съемок многих кинокартин. Полуостров любим обычными гражданами и правителями страны, поэтому картины на фоне крымского пейзажа использовали многие режиссеры. Так, в 1954 году киностудия «Мосфильм» несколько сцен провела на территории дворца. Это был фильм «Мы с вами где-то встречались». А в 1955-1967 г. в итальянском дворике прошли съемки фильма «Отелло», «Двенадцатой ночи», «Овода» и «Анны Карениной».

В 1982 году внутренний двор Ливадийского дворца использовался в съемках такой серьезной картины, как «Возвращение резидента».

Как сложилась судьба актеров фильма «Собака на сене»

На дворе стоит год 1977. Снимают фильм «Собака на сене», где в одной сцене графиня Диана де Бельфлер должна ударить Теодоро так, чтобы из его носа хлынула кровь. Молодой актер Михаил Боярский незадолго до этого нечаянно наступил на подол платья Тереховой. Юбка оторвалась, что привлекло внимание всех членов съемочной группы и экскурсантов. Видимо, в отместку Терехова так ударила Боярского, что из его носа действительно пошла кровь.

место съемок фильма собака на сене

Это был единственный случай «драки», на протяжении всего рабочего процесса вся киношная группа вела себя очень корректно. Маргарита Терехова после роли капризной графини Дианы намного увеличила количество поклонников, дежуривших ночью у ее дверей.

Для Боярского фильм стал своего рода путевкой в жизнь. Посмотрев картину, режиссер Юнгвальд-Хилькевич пригласил актера в свой мюзикл про мушкетеров, дав ему главную роль шустрого гасконца. А место, где снимали «Собаку на сене», — Ливадийский дворец — стало излюбленным не только для верующих паломников, но и для всех почитателей кинофильма.

Узнаем где снимался фильм Ковчег с Глаголевой? Фильм Ковчег 2017 года

Где снимался фильм «Ковчег» с Верой Глаголевой? Этот вопрос возникает при просмотре первых кадров киноленты, в которой последнюю свою роль сыграла знаменитая российская актриса. Съемки проходили на берегу моря. Живописные пейзажи — это .

Сколько лет Боярскому? Актёр Михаил Боярский: краткая биография

Многих интересует, сколько лет Боярскому. Этот известный актер поражает своей моложавостью. Несмотря на солидный возраст, Михаил Сергеевич активно продолжает заниматься творческой деятельностью, участвует в общественной жизни страны и остается одним .

Актер Отар Мегвинетухуцеси: краткая биография, карьера, фильмы, личная жизнь

Отар Вахтангович Мегвинетухуцеси – прославленный советский артист театра и знаменитый киноактер. Является обладателем звания Заслуженный артист Грузинской ССР и Народный артист СССР.

Александр Боярский – продюсер, сценарист, актер, музыкант…

Российская анимация существует, более того, она процветает и движется вперед, используя все современные достижения в этой сфере. Выпускаются в больших количествах детские мультипликационные фильмы, которые на фоне продукции, демонстрируемой на .

Граф Шутц Хунд: краткая биография, звездные достижения

Биография, родословная, звездные достижения и интересные факты из жизни известного четвероногого актера сериалов «Возвращение Мухтара» и «Пес» — Графа Шутц Хунда.

Фильм «Собака на сене»: актеры тогда и сейчас

1 января 1978 года на советские телеэкраны вышел музыкальный фильм «Собака на сене», который сразу завоевал зрительские симпатии. Комедия рождалась на антагонизме между исполнителями главных ролей и режиссером Яном Фридом.

Экранизация Лопе де Веги оказалась далека от исторической достоверности, но выигрывала по накалу страстей в кадре. Пощечины Дианы были в полную силу, а у Боярского действительно выступили слезы и пошла кровь из носа. Как сложилась актерская судьба исполнителей главных ролей 2-серийного фильма – в материале 24СМИ.

Маргарита Терехова (1942)

Актриса Маргарита Терехова во время съемок в фильме и сейчас

Фото: кадр из фильма / Илья Питалев/«РИА Новости»

Диану, графиню де Бельфлор, которая влюбилась в секретаря Теодоро, но не смела открыться человеку низшего сословия, исполнила Маргарита Терехова. На момент съемок исполнительница уже сыграла главную роль в фильме «Зеркало», а потому чувствовала себя звездой и могла спорить с режиссером по поводу драматической линии для своей героини.

Позже в творческой судьбе актрисы была роль Миледи в сериале «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Благочестивая Марта». С середины 90-х исполнительница перестала сниматься. Последняя работа датирована 2005 годам. Сейчас Маргарита Борисовна больна неизлечимой болезнью, за ней ухаживают дети.

Михаил Боярский (1949)

Актер Михаил Боярский во время съемок в фильме и сейчас

Фото: кадр из фильма,/ Александр Стернин / Russian Look

Секретаря Теодоро, который приходил на свидание с горничной Марселой и не смел обратить внимание на хозяйку, исполнил Михаил Боярский. Тогда актера утвердили на роль Рикардо, но затем доверили главного персонажа, с которым он поначалу не справлялся. Заступилась за коллегу Терехова и просила дать шанс молодому исполнителю.

Фильм «Собака на сене» позволил режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу разглядеть удачный дуэт Боярский – Терехова, который снялся годом позже в «мушкетерском» многосерийном фильме. Затем в творческой судьбе исполнителя появились работы в проектах «Гардемарины, вперед!», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дон Сезар де Базан». В 2021 году состоятся 3 кинопремьеры с участием Михаила Сергеевича, среди которых и роль де Брильи в проекте «Гардемарины-1787».

Армен Джигарханян (1935)

Армен Джигарханян во время съемок в фильме и сейчас

Фото: кадр из фильма / Екатерина Чеснокова /«РИА Новости»

Тристана, друга Теодоро, исполнил Армен Джигарханян. Тогда роль предназначалась для Леонида Каневского, но худсовет выступил против этой кандидатуры. Поскольку Джигарханян был занят параллельно в нескольких проектах, то в отдельных эпизодах его подменял дублер.

В творческой судьбе актера более 300 ролей, среди которых заметными стали «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», а в начале столетия – сериалы «Моя прекрасная няня» и «Казус Кукоцкого».

В начале октября 2020 года Армен Борисович отпраздновал юбилей, но, судя по рассказам очевидцев, здоровье звезды подорвано скандалами вокруг развода с пианисткой Виталиной Цымбалюк-Романовской.

Елена Проклова (1953)

Актриса Елена Проклова во время съемок в фильме и сейчас

Фото: кадр из фильма / Михаил Фролов/ «КП»

В роли Марселы, влюбленной в Теодоро, – Елена Проклова. Переломными работами для исполнительницы стали фильмы «Единственная», «Будьте моим мужем», «Голубка». В 2019 году, после 9-летнего перерыва, актриса вернулась в кинематограф, а в 2020-м вышел сериал «Андреевский флаг» с участием исполнительницы.

Игорь Дмитриев (1927–2008)

Актер Игорь Дмитриев во время съемок в фильме и сейчас

Фото: кадр из фильма / nastroenie.tv

Графа Федерико, который спешит к Диане с предложением руки и сердца, сыграл Игорь Дмитриев. Тогда актера называли «последним аристократом Советского Союза», что помогло ему сняться в 200 работах.

Первой заметной ролью исполнителя стала многосерийная экранизация «Тихий Дон». Затем в карьере появились фильмы «Приключения принца Флоризеля», «Покровские ворота». В «нулевых» актер снимался в сериалах «Бедная Настя» и «Улицы разбитых фонарей». Его голос можно услышать в «Смешариках», где он читает текст за кадром.

В 2006 году знаменитость перенесла инсульт, а 25 января 2008 года актер скончался во сне. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Николай Караченцов (1944–2018)

Актер Николай Караченцев во время съемок в фильме и сейчас

Фото: кадр из фильма / Илья Питалев / «РИА Новости»

Николай Караченцов сыграл роль маркиза Рикардо, который добивался расположения графини. В актерской судьбе исполнителя 150 сыгранных работ, ушел из кинематографа на взлете карьеры.

Трагическая автомобильная авария разделила жизнь любимого артиста на «до» и «после». Он сумел встать на ноги, оставался под объективами камер на телешоу и даже снялся в продолжении фильма «Белые росы» (2014). Однако 26 октября 2018-го легендарный актер скончался от остановки сердца и отказа почек. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Виктор Ильичев (1946–2010)

Актер Виктор Ильичев во время съемок в фильме и сейчас

Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru

Фабьо исполнил Виктор Ильичев. Актер второстепенных ролей известен по многосерийным проектам «Зеленый фургон», «Трое в лодке, не считая собаки», «Трест, который лопнул». Фильм «Собака на сене» позволил исполнителю раскрыться в привычном для него амплуа простака.

В 90-е актер переехал в Америку и снимался в фильмах режиссеров-эмигрантов, позже страдал от невостребованности. Последние работы в кинематографе датированы 2004 годом. Скончался 8 октября 2010 года от рака мочевого пузыря во Флориде.

Источники:
  • https://fb.ru/article/348398/gde-snimali-sobaku-na-sene-mesto-syemok-filma
  • https://krymania.ru/gde-snimali-sobaka-na-sene/
  • https://kulturologia.ru/blogs/200522/53329/
  • https://www.cinemoda.ru/sobaka/
  • https://autogear.ru/article/348/398/gde-snimali-sobaku-na-sene-mesto-syemok-filma/
  • https://24smi.org/cinema/244726-film-sobaka-na-sene-aktery-togda-i-seichas.html