Аутизм у собак как выражается

В данной статье вы узнаете о том, что такое аутизм, это врожденное или приобретенное заболевание, а также можно ли его вылечить или нет. Признаки и симптомы у детей. Подробности на сайте.

В данной статье вы узнаете о том, что такое аутизм, это врожденное или приобретенное заболевание, а также можно ли его вылечить или нет. Признаки и симптомы у детей. Подробности на сайте.

Диагностировать аутизм у собак может быть сложно из-за отсутствия доказательств, но клинические признаки могут навести ветеринаров на мысль о

В данной статье вы узнаете о том, что такое аутизм, это врожденное или приобретенное заболевание, а также можно ли его вылечить или нет. Признаки и симптомы у детей. Подробности на сайте.

Аутизм у собак — как выражается

Бультерьер принёс зелёный мячик

Расстройство аутистического спектра (РАС) у людей стало более широко диагностироваться за последнее десятилетие, и появились новые ресурсы, посвященные выявлению и лечению аутизма у детей младшего возраста.

Это повышенное внимание к расстройству аутистического спектра в человеческом мире привело к вопросам об аутизме в ветеринарном мире: может ли аутизм быть и у собак? Если да, то чем оно похоже или отличается от человеческого проявления расстройства аутистического спектра?

Давайте посмотрим, что это значит и можно ли действительно диагностировать у собак аутизм.

Что такое аутизм?

Расстройство аутистического спектра определяется Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC) как нарушение развития, которое может вызвать «значительные социальные, коммуникативные и поведенческие проблемы». 1

Признаки аутизма обычно появляются в раннем детстве, и окончательный диагноз можно поставить к 2 годам. Однако многим людям с РАС диагноз ставят только в более позднем возрасте, в том числе во взрослом возрасте.

В настоящее время нет анализов крови или медицинских анализов, которые могли бы выявить РАС. Вместо этого он диагностируется после тщательного поведенческого скрининга квалифицированными медицинскими работниками.

Некоторые из поведений, связанных с аутизмом у людей, включают:

  • Избегание зрительного контакта
  • Трудности в общении с другими или в проявлении интереса к другим людям
  • Неспособность или трудности в понимании эмоций других людей
  • Избегание физического контакта
  • Не реагирование на слова других людей
  • Повторение фраз или слов
  • Быстрая перемена настроения из-за изменений в окружающей среде или привычном ритме жизни
  • Навязчивые и/или компульсивные интересы
  • Раскачивание или вращение тела по кругу
  • Повторение одного и тго же
  • Задержка речи, движений, когнитивных/обучающих навыков
  • Гиперактивность, импульсивность и/или невнимательность
  • Эпилепсия
  • Беспокойство/стресс
  • Необычный сон или привычки в еде 3

Может ли собака иметь аутизм?

Хотя некоторые из этих видов поведения уникальны для людей, исследователи обнаружили, что на самом деле аутизм может возникать и у собак, но только это называется дисфункциональным поведением собак (ДПК).

Исследователи считают, что дисфункциональное поведение собак является идиопатическим заболеванием, а это означает, что причина неизвестна. Это кажется врожденным, поэтому собака рождается с ним. Исследования показывают, что у собак с этим расстройством в мозгу отсутствуют определенные нейроны, которые, как считается, помогают им усваивать социальные нормы.

Эти нейроны называются «зеркальными», так как они помогают щенкам и молодым собакам отражать поведение пожилых собак в социальных ситуациях. Без зеркальных нейронов собака не может развить эти социальные навыки, подобно людям с аутизмом.

Исследование аутизма у собак

Ветеринарные исследования симптомов аутизма у собак начались еще в 1960-х годах. Совсем недавно, в 2015 году, Американский колледж ветеринаров-бихевиористов (ACVB) представил свои выводы о связи между аутизмом и погоней за хвостом у бультерьеров .

Всего исследование выявило специфические черты у 132 бультерьеров; 77 из этих собак были контрольной группой, не преследующей хвост, и 55 были преследователями хвоста.

Они обнаружили, что погоня за хвостом у этой породы:

  • Чаще встречалась у кобелей по сравнению с суками
  • Ассоциировалась с трансоподобным поведением
  • Связана со случайным агрессивным поведением

Это поведение — повторяющееся поведение, а также склонность к фобиям — привело их к выводу, что эта погоня за хвостом может представлять собой форму расстройства аутистического спектра у собак. 4,5

Условия поведения у собак, похожие на аутизм

Помимо собачьего поведенческого расстройства, у собак есть и другие расстройства, которые могут вызывать клинические признаки, сходные с аутизмом у людей. К ним относятся:

Собачья тревожность: Собаки с этим заболеванием могут демонстрировать компульсивное поведение, такое как навязчивое жевание или вращение, гиперчувствительность к звукам и прикосновениям и/или поиск знакомой обстановки и избегание игры или зрительного контакта.

Внутричерепное неврологическое заболевание, такое как опухоли головного мозга или энцефалит : у собак с этими состояниями могут быть аномальные эпизоды пристального взгляда или кружения, и даже сообщалось о навязчивом жевательном поведении.

Гипотиреоз собак: у собак с этим заболеванием может быть сильная вялость , из-за чего они могут казаться отчужденными или ленивыми. Однако обычно такое поведение не сочетается с компульсивными действиями.

Обсудите поведение вашей собаки с вашим ветеринаром, если вы обеспокоены тем, что у вашей собаки может быть собачье дисфункциональное поведение или любое из вышеперечисленных расстройств. Ваш ветеринар может порекомендовать некоторые поведенческие тесты, анализ крови и, возможно, расширенную визуализацию головного мозга (например, МРТ или КТ).

Аутизм у людей и дисфункциональное поведение собак

Диагностировать аутизм у собак может быть сложно из-за отсутствия доказательств, но клинические признаки могут навести ветеринаров на мысль о дисфункциональном поведении собак.

Дисфункциональное поведение собак не имеет такого спектра, как РАС человека, поэтому ветеринары полагаются на сравнение нормальных и ненормальных поведенческих сигналов. Собаки, которые демонстрируют повторяющееся и компульсивное поведение, наряду с нарушением социального взаимодействия, могут заставить ветеринаров заподозрить этот диагноз, хотя они исключат другие медицинские и поведенческие состояния до постановки окончательного диагноза.

Признаки аутизма у собак

Клинические признаки дисфункционального поведения собак включают:

Антисоциальное поведение : если ваша собака не обращает на вас внимания во время прогулок, игр или кормления, или если ваша собака не хочет взаимодействовать с другими собаками, сообщите об этом ветеринару.

Обсессивно-компульсивное поведение : к ним могут относиться такие движения, как навязчивое кружение, погоня за хвостом, жевание или скрежетание зубами. Есть даже сообщения о том, что собаки выстраивают в ряд игрушки или другие предметы.

Проблемы с общением: Собаки с подозрением на аутизм могут быть не в состоянии выразить свои чувства или настроение так же легко, как другие собаки. Например, они могут не вилять хвостом, когда счастливы, или закрывать уши лапами, когда их ругают.

Нерецензированные исследования также описывают состояние, похожее на транс, когда эти собаки могут «смотреть в космос» в течение длительного времени. Они могут быть тише, чем другие собаки, казаться лишенными индивидуальности или избегать зрительного контакта с людьми и другими собаками.

Неадекватная реакция на раздражители : это может включать вскрикивание при легком прикосновении. Они могут быть сверхчувствительными к таким нежным раздражителям, как поглаживание головы, что может привести к боли, агрессии или страху. Они также могут быть гиперчувствительны к шуму, особенно к внезапным звукам.

Избегание новых условий и ситуаций : эти собаки часто уходят в знакомое безопасное место, такое как шкаф или под кровать, чтобы избежать новых раздражителей.

Летаргия/снижение физической активности : эти собаки могут не проявлять интереса и избегать энергичных действий, таких как игры с людьми и другими собаками. Их часто называют малоподвижными, даже если они считаются породой собак с высокой энергией.

Лечение аутизма у собак

Не существует единого метода лечения дисфункционального поведения собак. После исключения других возможных заболеваний и постановки правильного диагноза дисфункционального поведения собак ваш ветеринар может порекомендовать некоторые методы лечения, такие как:

Лекарства : некоторые лекарства могут помочь при компульсивных расстройствах. Могут быть полезны флуоксетин (прозак) и другие препараты для модификации поведения. Успокаивающие лекарства и седативные средства также могут помочь при агрессивном поведении.

Безопасное пространство : важно предоставить этим собакам безопасное, удобное пространство с низким уровнем стресса, поскольку они могут бояться шума, резких движений и даже прикосновений. Кроме того, лучше избегать стрессовых ситуаций, таких как парки для собак или оживленные городские улицы, если ваша собака проявляет признаки беспокойства в этих ситуациях. Не форсируйте ситуации, которые могут вызвать стресс.

Регулярные упражнения . Постоянные рутинные упражнения могут помочь уменьшить тревогу и стресс, не отвлекая внимание вашей собаки. Это также может отвлечь собак от компульсивного поведения.

Положительное подкрепление : работа с вашим ветеринаром, опытными дрессировщиками и сертифицированными ветеринарными специалистами по поведению собак может помочь справиться с дисфункциональным поведением собак.

Что делать, если вы видите признаки, похожие на аутизм у собак

Если вы обеспокоены тем, что у вашей собаки проявляются признаки собачьего дисфункционального поведения, обратитесь к ветеринару, чтобы назначить встречу для медицинского осмотра. Можно обсудить диагностическое тестирование, а также направление к сертифицированному ветеринарному специалисту по поведению.

Ваш ветеринар будет работать с вами, чтобы определить триггеры вашей собаки, которые могут вызвать негативные поведенческие реакции. Они также могут обсудить такие методы, как компрессионные бинты (например, Thundershirts), которые обеспечивают успокаивающее давление на тело собаки, успокаивающие лакомства и феромоны, рюкзаки для переноски вашей собаки, чтобы избежать раздражителей во время прогулок на улице, размещение заметок на входной двери, чтобы люди не звонили. ваш дверной звонок и создание вокруг дома зон с низким уровнем стресса и низким сенсорным воздействием (слабое освещение, тихая зона).

Использованная литература

  1. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Что такое расстройство аутистического спектра?
  2. Там же. Что такое АСД?
  3. Мун-Фанелли А.А., Додман Н.Х., Фамула Т.Р., Коттам Н. Характеристики навязчивой погони за хвостом и связанные с ней факторы риска у бультерьеров . Журнал Американской ветеринарной медицинской ассоциации. 2011;238(7):883-889.
  4. Тсилиони И., Додман Н., Петра А.И. и др. Повышенные уровни нейротензина и КРГ в сыворотке крови у детей с расстройствами аутистического спектра и преследующих хвост бультерьеров с фенотипом, сходным с аутизмом . Трансляционная психиатрия. 2014;4(10):e466-e466.

Главное изображение: iStock.com/tbradford

Я люблю домашних животных, постоянно изучаю их, перевожу статьи о питомцах, фильтрую информацию и пишу свои материалы. Подробнее в моих соцсетях.

Аутизм — симптомы и лечение

Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Екатерины Викторовны, детского психиатра со стажем в 11 лет.

Над статьей доктора Ворхлик Екатерины Викторовны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Ворхлик Екатерина Викторовна, детский психиатр - Москва

Определение болезни. Причины заболевания

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.

Как себя ощущает ребёнок с аутизмом

В целом аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим) [1] .

Признаки аутизма у детей разного возраста

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).

К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:

  • в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;
  • в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;
  • в 18 месяцев — нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;
  • в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса [24] .

Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает РАС [17] . В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний, такой диагноз ставится одному ребёнку из 59, причём среди мальчиков РАС встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек [18] .

Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).

Интеллект у ребёнка с аутизмом

Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.

Причины расстройств аутистического спектра

Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания «аутизм». Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).

В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:

Генетические факторы: в последние годы в России и за рубежом велись исследования по выявлению генов, ответственных за возникновение РАС. Согласно данным последних исследований, около половины этих генов широко распространены в популяции, но проявление заболевания зависит от их сочетания между собой и факторов окружающей среды [2] .

Структурные и функциональные нарушения головного мозга: с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) расширились возможности изучения головного мозга. При исследовании мозга людей с РАС были обнаружены изменения в строении различных его структур: в лобных долях, мозжечке, лимбической системе, стволовом отделе головного мозга. Имеются данные об изменении размера головного мозга у детей с симптомами аутистического спектра по сравнению со здоровыми детьми: при рождении он уменьшен, затем резко увеличивается в течение первого года жизни [3] . При аутизме также отмечается нарушение кровоснабжения головного мозга, а в части случаев расстройству сопутствует эпилепсия.

Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).

Вопреки распространённому мифу, аутизм не развивается в результате вакцинации. Исследование о связи аутизма с прививками от кори было опубликовано в конце 90-х годов в авторитетном медицинском журнале Lancet, но спустя 10 лет выяснилось, что данные исследования были cфальсифицированы. После судебных разбирательств журнал отозвал статью [4] .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы аутизма

Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена тремя основными группами («триадой нарушений»): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения [5] .

Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.

Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.

Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.

Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.

Ребенок выкладывает предметы в ряд при аутизме

Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.

Помимо основных признаков аутизма существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, нарушения моторики, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители (сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например, в торговых центрах), избирательность в еде [6] . Ребёнку могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовой химии, раздражать музыка.

Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.

Симптомы аутизма у взрослых

  • плохо понимают, что думают или чувствуют другие люди;
  • испытывают трудности с тем, чтобы заводить друзей;
  • могут казаться грубыми или не заинтересованным в других людях;
  • с трудом описывают свои чувства;
  • воспринимают вещи очень буквально, плохо понимают сарказм;
  • плохо усваивают социальные правила;
  • избегают зрительного контакта;
  • не любят, когда кто-то прикасается к ним или подходит слишком близко;
  • замечают мелкие детали, узоры, запахи или звуки, на которые не обращают внимание другие люди;
  • испытывают повышенный интерес к узкоспециализированным занятиям;
  • тщательно планируют дела, прежде чем их начинать [23] .

Патогенез аутизма

Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.

В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.

При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.

Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.

В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.

Свидетельством нарушения обмена дофамина в головном мозге при аутизме служат данные позитронно-томографических исследований, гиперчувствительность дофаминовых рецепторов в структурах мозга у детей с аутизмом при некоторых его формах [7] .

Классификация и стадии развития аутизма

Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:

  • детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • другое дезинтегративное расстройство детского возраста (детская деменция, синдром Геллера, симбиозный психоз);
  • гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • синдром Аспергера.

Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8] :

  • детский аутизм эндогенного генеза;
  • синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма);
  • инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12-18 мес;
  • детский аутизм (процессуальный);
  • в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);
  • в возрасте 3-6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе);
  • синдром Аспергера (конституциональный);
  • аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы;
  • аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других видах умственной отсталости);
  • синдром Ретта;
  • аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза (психогенный параутизм);
  • аутизм неясного генеза.

При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.

После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:

  • расстройства аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с легким или без нарушения функционального языка;
  • расстройства аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с легким или без нарушения функционального языка;
  • расстройства аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
  • расстройства аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
  • расстройства аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и отсутствие функционального языка;
  • расстройства аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка;
  • другие уточненные расстройства аутистического спектра;
  • расстройства аутистического спектра, неуточненные [16] .

Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой

РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести — лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.

Осложнения аутизма

Среди осложнений РАС можно выделить следующие:

Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.

Нарушения в когнитивной сфере: в большинства детей с РАС в той или иной степени наблюдается снижение интеллекта (за исключением синдрома Аспергера) [10] . Степень снижения интеллекта варьируется от неравномерной задержки интеллектуального развития до тяжёлой умственной отсталости. В течение всей жизни могут сохраняться речевые нарушения от простого своеобразия речи до тяжёлого недоразвития или полного отсутствия. Это накладывает ограничение на получение образования и дальнейшее трудоустройство.

Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.

Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.

Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.

Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.

Социальная дезадаптация: с раннего возраста дети с РАС испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Во взрослом возрасте только 4–12 % людей с РАС готовы к самостоятельной независимой жизни, 80 % продолжают жить с родителями под их опекой, либо же попадают в психо-неврологический интернаты после смерти родителей [15] .

Диагностика аутизма

Когда нужна консультация психиатра

К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).

В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм

В возрасте около 12 месяцев достоверность и дальнейшее подтверждение диагноза «аутизм» составляет около 50 %. К 14 месяцам этот показатель вырастает до 80 %, а к 16 месяцам — до 83 % [25] . Однако зачастую диагноз РАС ставят в 2-3 года [24] .

Возможно ли тестирование в домашних условиях

Самостоятельная постановка диагноза РАС в домашних условиях невозможна. Родители могут пройти тестирование по описанным ниже методикам и принять решение о необходимости обследования у профильных специалистов. Диагноз при аутизме ставит врач-психиатр на основании жалоб родителей, сбора сведений о раннем развитии ребёнка, клинического обследования (выявления симптомов нарушения социального взаимодействия, нарушения коммуникации и повторяющегося поведения), а также данных клинических обследований (консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, данные ЭЭГ, ЭКГ, анализов крови, мочи) [11] .

При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.

Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:

  1. ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) — шкала наблюдения для диагностики симптомов аутизма применяемая в различных возрастных группах, при любом уровне развития и речевых навыках. Состоит их четырёх блоков, оценивающих речь, коммуникацию, социальное взаимодействие, игру.
  2. CARS (Childhood Autism Rating Scale) — шкала, основанная на наблюдении за поведением ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет. Оцениваются следующие признаки: взаимоотношение с людьми, подражание, эмоциональные реакции, моторная ловкость, использование предметов, адаптационные изменения, зрительное вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, тревожные реакции, страхи, вербальная и невербальная коммуникация, общий уровень активности, уровень и последовательность познавательной деятельности, общее впечатление [12] .
  3. M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) – скрининговый тест для оценки риска РАС. Состоит из 20 вопросов для родителей о поведении ребёнка.
  4. Тест ASSQ — используется для диагностики синдрома Аспергера и других расстройств аутистического спектра у детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  5. Тест AQ (шкала Саймона Барон-Коган) — используется для выявления симптомов РАС у взрослых людей. Состоит из 50 вопросов.

Дифференциальная диагностика

К расстройствам и синдромам со схожими с аутизмом проявлениями относят:

  • синдром врождённой краснухи:
  • синдром Корнелии де Ланге;
  • синдром Дауна;
  • синдром ломкой Х-хромосомы;
  • синдром Клювера — Бьюси;
  • синдром Лёша — Нихана;
  • фенилкетонурия (ФКУ) без лечения;
  • синдром Прадера — Вилли;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта;
  • туберозный склероз;
  • синдром Вильямса [26] .

Лечение аутизма

Возможно ли вылечиться от аутизма

Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.

Лечение у детей

Логопедическое лечение. Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и психологом. Они должны проводиться специалистами с опытом взаимодействия с такими детьми, так как в работе с аутизмом имеется своя специфика: необходимость адаптации ребёнка к новым условиям, вовлечение в работу всех анализаторов (тактильного, слухового, вкусового, зрительного, обонятельного), привлечение ребёнка к занятию путём мотивации, отработка указательного жеста [13] . Положительный результат достигается лишь при регулярных занятиях с включением в процесс всей семьи ребёнка: родителей, братьев и сестёр.

Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:

ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.

Аналогично тренируются навыки игры, конструктивной деятельности, обучения, а также корректируется нежелательное поведение. Эффективность прикладного анализа поведения была подтверждена научными исследованиями [20] . Чем раньше будет начато использование метода (в желательно с 3-4 лет), чем интенсивнее будут проводиться занятия (минимум 20-40 часов в неделю при общей длительности от 1000 часов) и чем активнее будет включаться метод в повседневную жизнь ребёнка (его использование родителями дома и на прогулке, учителями в школе, воспитателями в детском саду), тем более эффективнее он будет работать.

На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.

PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.

Карточки PECS

ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.

DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».

Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.

Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.

Сенсорная интеграция

Медикаментозная терапия назначается как правило в периоды обострения состояния с учётом соотношения пользы и риска, проводится под наблюдением врача [19] . Препараты могут уменьшить некоторые виды поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, тревожность, аутоагрессию. Это может облегчить участие ребенка в жизни семьи, посещение общественных мест, обучение в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяется. Медикаментозное лечение используется в тех случаях, когда остальные методы терапии не эффективны.

Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:

  • невыполнение устных инструкций;
  • проблемное поведение с целью отказа от каких-то занятий;
  • низкая скорость обучения;
  • отсутствие речи и другие проблемы с коммуникацией;
  • низкие социальные навыки.

При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.

Лечение взрослых

Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.

Как жить с ребенком с аутизмом

Ребёнок с РАС требует внимания и ухода, поэтому, как правило, одному из родителей приходится уволиться, чаще всего такое решение принимает мать. Важное значение имеет чёткое распределение ролей членов семьи при уходе за ребёнком — это напрямую влияет на его качество жизни. Перед семьёй, в которой растёт ребенок с РАС, стоит важная задача: нужно создать такую обстановку, где перспективы развития будут не только у ребёнка с РАС, но и у всех членов семьи. В случае, когда родитель получает эффективную психологическую помощь, это положительно влияет и на состояние ребёнка с РАС, так как хорошее самочувствие родителя помогает ему лучше поддерживать ребёнка [24] .

Могут ли у аутистов быть здоровые дети

Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.

Согласно исследованию NIH (Национальных институтов здравоохранения США), РАС встречается примерно у 3-5 % детей, у которых тётя или дядя страдают таким расстройством. Для сравнения — в общей популяции РАС выявляется у 1,5 % детей [27] .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от типа расстройства и симптоматики. При поздней постановке диагноза и отсутствии своевременно начатой лечебно-коррекционной работы в большинстве случаев формируется глубокая инвалидность [14] . Лечение помогает скомпенсировать трудности в поведении и проблемы в коммуникации ребёнка, но некоторые симптомы аутизма остаются с человеком на протяжении всей жизни. В подростковом возрасте симптомы могут усилиться.

Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).

Первичная профилактика РАС затруднена отсутствием данных о причинах его возникновения. Существуют исследования о связи аутизма у ребёнка с бактериальными и вирусными инфекциями матери во время беременности [21] , недостатком в организме матери фолиевой кислоты в момент зачатия [22] , но данных в них недостаточно для однозначных выводов.

Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.

Дают ли инвалидность при аутизме

Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться. 

Энцефалопатия

Энцефалопатия – это собирательное название, включающее однотипные поражения головного мозга, возникающие под действием различных причин. Патологический процесс сопровождается гибелью отдельных нейронов и разрушением связей между ними. При отсутствии медицинской помощи приводит к прогрессирующему ухудшению состояния вплоть до полной деградации личности.

Энцефалопатия

Общие сведения

Энцефалопатия возникает на фоне нарушения метаболизма в клетках головного мозга. Вне зависимости от причины, патология протекает по единому сценарию. Сначала происходит снижение активности нейронов, затем – постепенная их гибель. Очаги дистрофии располагаются по всему головному мозгу, что вызывает разнообразную симптоматику.

Повреждения носят необратимый характер, но при своевременном обращении к специалисту и качественном лечении состояние пациента может улучшиться. Оставшиеся неповрежденными нейроны частично берут на себя функцию погибших клеток, и работа головного мозга значительно улучшается. Если заболевание было застигнуто на ранней стадии, пациент сохраняет полную ясность ума.

Причины

Поражение нервных клеток может возникнуть на фоне воздействия разнообразных патологических факторов.

  • перенесенная травма;
  • острая или хроническая интоксикация солями тяжелых металлов, наркотическими веществами, алкоголем;
  • нарушения кровоснабжения (атеросклероз, артериальная гипертония, амилоидоз и т.п.);
  • инфекционные заболевания (дифтерия, ботулизм, столбняк и другие);
  • нарушения работы печени или почек, сопровождающиеся накоплением токсинов в крови;
  • нарушения обмена глюкозы;
  • нехватка витаминов (особенно группы В);
  • задержка воды, недостаток натрия в крови и спровоцированные этим отеки;
  • иммунодефицитные состояния;
  • воздействие ионизирующего излучения;
  • гипоксия: недостаточное поступление кислорода к клеткам головного мозга.

Врачи выделяют врожденную и приобретенную энцефалопатию. Первая возникает на фоне неправильного течения беременности или родов и, зачастую, развивается еще во время пребывания плода в утробе матери. Ее признаки обнаруживаются сразу после родов или появляются в первые недели жизни. Диагностикой и лечением этого состояния занимаются неонатологи и педиатры.

Приобретенная энцефалопатия встречается уже во взрослом возрасте. Она подразделяется на несколько видов в зависимости от причины гибели нейронов:

  • посттравматическая: возникает на фоне перенесенной черепно-мозговой травмы; зачастую, развивается уже через несколько лет после нее и нередко приводит к тяжелым расстройствам психики;
  • токсическая: связана с острым или хроническим отравлением организма алкоголем, ядами, наркотическими препаратами, лекарственными средствами, солями тяжелых металлов и т.п.; нередко в рамках этого вида отдельно выделяют алкогольную энцефалопатию;
  • метаболическая: связана с нарушением обмена веществ в организме; выделяют следующие подвиды патологии:
    • печеночная: возникает при поражении печени или желчевыносящих путей;
    • уремическая: связана с нарушением работы почек;
    • диабетическая: является одним из частых осложнений сахарного диабета, возникает на фоне стойкого нарушения микроциркуляции и повышения вязкости крови;
    • аноксическая: развивается после перенесенной клинической смерти и связана с кислородным голоданием головного мозга с последующим развитием «метаболической бури»;
    • синдром Гайе-Вернике: энцефалопатия, вызванная дефицитом витамина В1;
    • панкреатическая: является осложнением воспаления поджелудочной железы;
    • гипогликемическая: возникает на фоне резкого снижения глюкозы крови;
    • атеросклеротическая: развивается из-за атеросклероза и утолщения стенок сосудов;
    • гипертоническая: связана со стойким повышением артериального давления;
    • венозная: возникает из-за нарушения венозного оттока крови.

    В зависимости от скорости развития процесса выделяют энцефалопатию острую и хроническую. Первая может развиться в течение нескольких дней или часов, чаще возникает на фоне сильной интоксикации, травмы, инфекционного процесса. Хронический процесс может протекать годами и десятилетиями.

    Степени

    Границы между степенями тяжести энцефалопатии условны, но для удобства врачи пользуются следующей классификацией:

    • 1 степень: клинические признаки отсутствуют, при детальном обследовании выявляются легкие изменения в структурах мозга;
    • 2 степень: симптомы энцефалопатии выражены слабо или умеренно, нередко носят временный характер;
    • 3 степень: тяжелые, необратимые изменения, сопровождающиеся грубой симптоматикой, пациент становится инвалидом.

    Симптомы

    Признаки энцефалоптии зависят от локализации очага разрушения, а также степени развития заболевания. Наиболее часто пациенты и их родственники сталкиваются со следующими симптомами:

    • головная боль: может захватывать всю голову или концентрироваться в отдельных ее участках; интенсивность зависит от степени поражения и постепенно нарастает; болевые ощущения плохо купируются приемом анальгетиков;
    • головокружение: возникает эпизодически, сопровождается потерей ориентации в пространстве; нередко человек вынужден пережидать это состояние в постели, поскольку малейшее движение способствует усилению симптома; состояние часто сопровождается постоянной тошнотой и рвотой;
    • нарушения когнитивных функций: постепенное снижение способности адекватно мыслить является характерным признаком энцефалопатии; человек постепенно становится забывчивым, рассеянным, плохо концентрирует внимание на конкретном процессе и с трудом переключается между различными занятиями;
    • эмоциональные и поведенческие нарушения: человек с трудом контролирует свои эмоции, становится раздражительным, плаксивым, быстро возбуждается; по мере прогрессирования заболевания возникает апатия, депрессия и полное нежелание делать что-либо;
    • увеличение или уменьшение тонуса мышц; часто сопровождается гиперкинезами (дрожью в конечностях, навязчивыми движениями и т.п.);
    • снижение зрения и слуха;
    • повышенная метеочувствительность.

    У одних пациентов преобладают расстройства поведения, другие перестают нормально владеть своим телом; у третьих страдают, в основном, органы чувств. В тяжелых случаях человек требует постоянного ухода и наблюдения окружающих.

    Осложнения

    Осложнения энцефалопатии связаны с сильным и необратимым поражением головного мозга и представляют собой предельную степень наблюдаемых симптомов:

    • утрата способности к самообслуживанию вследствие двигательных или когнитивных нарушений;
    • деменция: потеря знаний и навыков вплоть до полного распада личности;
    • потеря зрения и слуха;
    • тяжелые расстройства психики;
    • судороги;
    • нарушения сознания: сопор, кома;
    • летальный исход.

    Диагностика

    Диагностикой и лечением энцефалопатии занимается врач невролог. Обследование пациента включает в себя:

    • опрос: сбор жалоб и анамнеза; в обязательном порядке уточняются сведения о перенесенных заболеваниях, травмах, факторах риска, время появления первых нарушений, скорость развития и т.п.;
    • неврологический осмотр: оценка рефлексов, чувствительности, мышечной силы, двигательной функции;
    • электроэнцефалографию (ЭЭГ): оценка электрических импульсов, возникающих в процессе работы мозга; позволяет выявить признаки эпилепсии, воспаления, наличия опухолей и т.п.;
    • УЗДГ сосудов головного мозга и шеи: оценивает качество кровотока в крупных сосудах, выявить участки сужения, оценить объем поступающей крови;
    • реоэнцефалография: дополняет УЗДГ, позволяет оценить тонус и эластичность сосудов, обнаружить тромбы;
    • ангиография: рентгенологическое исследование сосудов с помощью введения в них контрастного вещества;
    • КТ и МРТ: позволяют обнаружить очаги склероза, опухоли, воспалительные очаги последствия инсульта и другие структурные изменении;
    • анализы крови (общий, биохимический): дают возможность оценить работу почек, печени, поджелудочной железы, выявить токсины, которые могут повлиять на состояние головного мозга.

    При необходимости могут быть назначены другие анализы и обследования, а также консультации специалистов для точного определения причины энцефалопатии.

    Лечение

    Чем раньше будет начато лечение энцефалопатии, тем больше шансов остановить прогрессирование патологии и восстановить полноценную работу головного мозга.

    В первую очередь, необходимо устранить причину поражения нейронов:

    • скорректировать уровень сахара в крови;
    • стабилизировать артериальное давление;
    • восстановить работу печени, почек, поджелудочной железы;
    • снизить уровень холестерина в крови;
    • вывести токсины;
    • нормализовать уровень гормонов и т.п.

    Лечение непосредственно энцефалопатии требует назначения препаратов, улучшающих кровоток в сосудах головного мозга и обмен веществ внутри клетки. В зависимости от причины и степени поражения, врачи могут назначить:

    • ноотропы (церебролизин, пирацетам): направлены на усиление метаболизма;
    • кроворазжижающие средства (аспирин, пентоксифиллин и т.п.): способствуют ускорению кровотока, препятствуют образованию тромбов;
    • антиоксиданты: нейтрализуют токсины;
    • ангиопротекторы (кавинтон, никотиновая кислота и другие): необходимы для ускорения кровообращения и обмена веществ;
    • витаминно-минеральные комплексы, аминокислоты;
    • симптоматические средства: успокоительные, противосудорожные препараты и т.п.

    Энцефалопатия

    Заместитель главного врача, врач-невролог, иглорефлексотерапевт

    При энцефалопатии курсы лечения проводятся регулярно, минимум 2 раза в год. Это позволяет держать заболевание под контролем. Подбор конкретных препаратов и определение дозировки осуществляется только врачом. Единой схемы лечения для всех больных не существует.

    Для усиления действия лекарственных препаратов используются немедикаментозные методы лечения:

    • физиотерапия (рефлексотерапия, электрофорез, магнитотерапия, лазерная терапия);
    • лечебная физкультура для улучшения состояния мышц, облегчения контроля за ними;
    • массаж для расслабления и улучшения кровообращения;
    • иглоукалывание.

    В отдельных случаях (при сосудистой природе энцефалопатии) приходится прибегать к хирургическому лечению:

    • устранение тромба из просвета сосудов;
    • расширение суженных участков артерии с установкой стента, поддерживающего стенки в правильном положении;
    • шунтирование: восстановление кровотока за счет создания альтернативного пути, обходящего пораженный участок.

    Лечение энцефалопатии

    Профилактика

    Энцефалопатия – сложное заболевание. Не существует четкой методики, позволяющей предупредить ее появление и устранить все факторы риска. Врачи рекомендуют придерживаться следующих правил:

    • обеспечить себе полноценный режим дня с чередованием труда и отдыха, полноценным ночным сном;
    • минимизировать стрессы;
    • правильно и сбалансировано питаться, не допускать переедания и избыточной массы тела;
    • обеспечить достаточное поступление витаминов и микроэлементов;
    • отказаться от курения, наркотиков, алкоголя;
    • в умеренном количестве (не профессионально) заниматься спортом;
    • своевременно выявлять и лечить хронические заболевания: гипертонию, сахарный диабет, атеросклероз;
    • обращаться к врачу при первых признаках неблагополучия.

    Лечение в клинике «Энергия здоровья»

    Врачи клиники «Энергия здоровья» всегда готовы принять пациента любого возраста. Мы проведем тщательное обследование, выявим возможные причины энцефалопатии и примем все меры по ее устранению:

    • назначим наиболее подходящую терапию, распишем курс лечения и частоту его повторения;
    • проведем все необходимые манипуляции (постановка капельницы, внутривенные и внутримышечные инъекции) в комфортабельных условиях дневного стационара и манипуляционного кабинета;
    • дополним терапию современными физиотерапевтическими процедурами;
    • проведем курс массажа и назначим ЛФК для максимальной эффективности.

    Наши неврологи будут контролировать состояние пациента и корректировать лечение при необходимости. Лечение энцефалопатии – это длительный и сложный процесс, но мы готовы за него взяться.

    Преимущества клиники

    Если Вам требуется полноценное обследование и качественное лечение, добро пожаловать в клинику «Энергия здоровья». Здесь Вас ждут:

    • опытные специалисты, регулярно повышающие квалификацию, чтобы быть в курсе всех новых тенденций в мире медицины;
    • современное диагностическое оборудование;
    • все необходимое для проведения физиотерапии, массажа, ЛФК;
    • собственный дневной стационар для медленного капельного введения лекарственных средств;
    • доступные цены на все услуги.

    Если у Вас или Ваших родственников появились признаки энцефалопатии, не затягивайте с обращением к врачу. Чем будет начато лечение, тем лучше результат. Запишитесь в клинику «Энергия здоровья» и позвольте нашим врачам подобрать оптимальную терапию.

    Аутизм — болезнь или особенности психического развития

    Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются трудностями социального взаимодействия и атипичными моделями поведения. Его первые признаки проявляются в раннем возрасте. По данным ВОЗ, такой диагноз ставят одному из 160 детей в мире.

    Сегодня все больше психиатров склоняются к мнению, что расстройства аутистического спектра — это не болезни, а лишь нарушение психического развития. Они имеют наследственную природу. Из нашего материала вы узнаете, что это такое, по каким признакам ставится диагноз, как помочь человеку с такой проблемой.

    Признаки и симптомы аутизма

    Обычно РАС проявляется у детей до трех лет. Первичный диагноз ставится при наличии симптомов, называемых «триадой аутизма».
    Проявляться все три группы признаков могут по-разному:

    Группа — элемент триадыОграниченность социального взаимодействияОграниченность общенияОграниченность и стереотипность поведенческих моделей
    Характерные симптомыотсутствие реакции на имя;
    боязнь прикосновений и звуков;
    невозможность находиться в толпе;
    атипичные проявления чувств;
    скудная мимика;
    неумение понимать язык тела и жестов;
    трудности с установлением зрительного контакта.
    склонность к одиночеству;
    отсутствие друзей;
    замедленное речевое развитие;
    неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;
    отсутствие интереса к играм.
    повторяющиеся движения;
    следование определенным ритуалам;
    неконтролируемое повторение простых слов;
    страх перед малейшими изменениями;
    зацикленность интересов;
    утрата ранее полученных навыков.

    Виды расстройств аутистического спектра

    Вышеописанные симптомы характерны для РАС в целом. Однако в эту группу включен комплекс расстройств, каждое из которых имеет специфические признаки.

    В МКБ-11 виды аутизма выделяются по критериям наличия или отсутствия нарушений интеллектуального развития и функционального языка.
    В предшествовавшей классификации выделяли:
    • Ранний инфантильный аутизм — задержка развития моторики, неадекватные реакции, избегание контактов с людьми, скудный словарный запас.
    • Синдром Каннера — полный уход в себя, отсутствие контактов с внешним миром, повторение слов, отрешенное выражение лица.
    • Синдром Аспергера — эгоцентризм, обесценивание общения, необычные интересы, низкий уровень эмпатии, замедленная моторика.
    Синдром Ретта раньше относили к РАС, однако сейчас он рассматривается как самостоятельное расстройство, связанное с генетическими мутациями. Он диагностируется только у женщин и во многом сводится к утрате целенаправленности движений.

    Аутизм у детей

    Родители легко могут заметить проявление болезни даже у новорожденного. Если ребенок в возрасте 8 месяцев не реагирует на собственное имя — это первый тревожный сигнал.
    До двух лет могут наблюдаться такие симптомы:
    • к 12 месяцам — малый запас жестов, включая полное отсутствие указательного;
    • к 18 месяцам — избегание общения, непонимание речи, нетипичные игры;
    • к 24 месяцам — отсутствие имитации поведения, избегание социального взаимодействия, ограниченный набор используемых слов.

    В этом возрасте пока трудно сказать, насколько будет выражено РАС в будущем. Это может быть синдром Аспергера, который даже не всегда воспринимается как нарушение. Его часто рассматривают как простую эксцентричность. Но возможно развитие и синдрома Каннера, который не позволяет человеку полноценно жить в обществе и требует постоянного присмотра.

    Аутизм у взрослых

    У взрослых возможны два сценария развития. Первый — детский аутизм сохраняется на долгие годы. При этом симптомы могут как усугубляться, так и ослабевать. Последнее достигается при психотерапевтической поддержке.
    Второй — аутичные черты возникают в зрелом возрасте. Вначале это можно принять за депрессию. Со временем социальная жизнь человека начинает сильно страдать, поскольку он:
    • всеми способами уклоняется от вербального общения;
    • игнорирует близких, избегает их;
    • становится рассеянным, пассивным;
    • теряет интерес к прошлым увлечениям;
    • не может знакомиться с новыми людьми, заводить отношения.
    При этом каждый третий взрослый аутист может обходиться без посторонней помощи. Такие люди, несмотря на проблемы с общением, добиваются успеха в карьере. Мужчинам ставят такой диагноз чаще, чем женщинам.

    Виды взрослого аутизма

    Аутизм у взрослых чаще бывает атипичным, то есть не имеющим симптомов из всей триады. При этом разделяют первичное и вторичное расстройство. Важно понимать, в чем разница, для адекватного оказания помощи.

    Первичный связан с психическими нарушениями. Причины его неизвестны, есть лишь предпосылки неврологического характера. Степень выраженности симптомов может быть разной — от синдрома Каннера с полным отрывом от окружающего мира до легкого противопоставления себя обществу.
    Во вторичное РАС люди погружаются поневоле, например, из-за болезни, ограничивающей социальные контакты. Для возвращения к нормальной жизни им достаточно простой адаптации (установки слухового аппарата, челюстного протеза и т.п.).

    Что такое высокофункциональный аутизм?

    Высокофункциональной называют форму аутизма, сочетающуюся с выдающимися умственными способностями. Это разновидность синдрома Саванта, при котором высокий IQ сопровождает различные психические расстройства.
    При сочетании ВФА с синдромом Каннера ребенок демонстрирует феноменальную память, хотя обычно он изъясняется простыми словами. Запомнить он может большие и сложные тексты, а потом декламировать их без привязки к контексту.
    В сочетании с синдромом Аспергера высокофункциональный аутизм проявляется:
    • повышенной внимательностью к деталям;
    • превалирующей эффективностью индивидуальной работы в противопоставление групповой;
    • нетипичными для возрастной группы интересами;
    • предпочтением исследовательской деятельности.
    Савантам присущи достижения в области науки, искусства, литературы. Однако они испытывают трудности в общении с другими людьми, в детстве становятся объектами насмешек или травли.

    Диагностика аутизма

    Для постановки такого диагноза требуется консультация психиатра. Обследование проводится в нескольких направлениях:
    • Изучение клинической симптоматики. У детей РАС выявляется при наличии триады признаков. У взрослых симптомы одной из групп могут отсутствовать.
    • Генетическое исследование. Все РАС (кроме взрослого вторичного) имеют хромосомную природу.
    • Скрининговые тесты. Они позволяют установить степень выраженности расстройства.
    Для детей и взрослых предусмотрены различные тесты. M-CHAT адресован родителям, которые должны ответить на вопросы о поведении ребенка. С его помощью выявляется не только РАС, но и предрасположенность к нему. Шкала Саймона Барон-Коган используется для самодиагностики взрослых.

    Лечение расстройств аутистического спектра

    Поскольку РАС — это не болезни, говорить о лечении не совсем корректно. Избавиться от нарушений нельзя, но правильная коррекция позволяет адаптироваться к жизни в обществе. Для помощи детям с расстройствами аутистического спектра привлекаются:
    • логопеды;
    • дефектологи;
    • психологи;
    • неврологи;
    • психотерапевты.
    Желательно участие членов семьи в коррекционно-развивающих занятиях. С одной стороны, это помогает малышу перенимать модели взаимодействия с людьми, с другой — родственники под контролем специалиста учатся взаимодействовать с ребенком.
    Взрослым, страдающим РАС, требуется помощь психотерапевта. Обычно ее оказывают в форме когнитивно-поведенческой терапии, задача которой — сформировать навыки общения и социальной адаптации. Для снижения уровня тревожности возможно назначение антидепрессантов.

    Профилактика

    Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.
    Во избежание усугубления симптоматики психотерапевты рекомендуют родственникам пациентов:
    • Принимать их такими, какие они есть: не ругать за несоответствие общественным ожиданиям.
    • Не предъявлять высоких требований. Не каждый аутист — савант, у многих есть нарушения умственного развития.
    • Обеспечить психологический комфорт: не заставлять общаться против воли, не оставлять в толпе.
    Отказ от прививок, вопреки мифу, не предотвращает развитие аутизма. Предрасположенность к нему заложена в генах, вакцинация от паротита или кори на генетический код не влияет.

    Аутизм — болезнь или особенности психического развития

    Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются трудностями социального взаимодействия и атипичными моделями поведения. Его первые признаки проявляются в раннем возрасте. По данным ВОЗ, такой диагноз ставят одному из 160 детей в мире.

    Сегодня все больше психиатров склоняются к мнению, что расстройства аутистического спектра — это не болезни, а лишь нарушение психического развития. Они имеют наследственную природу. Из нашего материала вы узнаете, что это такое, по каким признакам ставится диагноз, как помочь человеку с такой проблемой.

    Признаки и симптомы аутизма

    Обычно РАС проявляется у детей до трех лет. Первичный диагноз ставится при наличии симптомов, называемых «триадой аутизма».
    Проявляться все три группы признаков могут по-разному:

    Группа — элемент триадыОграниченность социального взаимодействияОграниченность общенияОграниченность и стереотипность поведенческих моделей
    Характерные симптомыотсутствие реакции на имя;
    боязнь прикосновений и звуков;
    невозможность находиться в толпе;
    атипичные проявления чувств;
    скудная мимика;
    неумение понимать язык тела и жестов;
    трудности с установлением зрительного контакта.
    склонность к одиночеству;
    отсутствие друзей;
    замедленное речевое развитие;
    неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;
    отсутствие интереса к играм.
    повторяющиеся движения;
    следование определенным ритуалам;
    неконтролируемое повторение простых слов;
    страх перед малейшими изменениями;
    зацикленность интересов;
    утрата ранее полученных навыков.

    Виды расстройств аутистического спектра

    Вышеописанные симптомы характерны для РАС в целом. Однако в эту группу включен комплекс расстройств, каждое из которых имеет специфические признаки.

    В МКБ-11 виды аутизма выделяются по критериям наличия или отсутствия нарушений интеллектуального развития и функционального языка.
    В предшествовавшей классификации выделяли:
    • Ранний инфантильный аутизм — задержка развития моторики, неадекватные реакции, избегание контактов с людьми, скудный словарный запас.
    • Синдром Каннера — полный уход в себя, отсутствие контактов с внешним миром, повторение слов, отрешенное выражение лица.
    • Синдром Аспергера — эгоцентризм, обесценивание общения, необычные интересы, низкий уровень эмпатии, замедленная моторика.
    Синдром Ретта раньше относили к РАС, однако сейчас он рассматривается как самостоятельное расстройство, связанное с генетическими мутациями. Он диагностируется только у женщин и во многом сводится к утрате целенаправленности движений.

    Аутизм у детей

    Родители легко могут заметить проявление болезни даже у новорожденного. Если ребенок в возрасте 8 месяцев не реагирует на собственное имя — это первый тревожный сигнал.
    До двух лет могут наблюдаться такие симптомы:
    • к 12 месяцам — малый запас жестов, включая полное отсутствие указательного;
    • к 18 месяцам — избегание общения, непонимание речи, нетипичные игры;
    • к 24 месяцам — отсутствие имитации поведения, избегание социального взаимодействия, ограниченный набор используемых слов.

    В этом возрасте пока трудно сказать, насколько будет выражено РАС в будущем. Это может быть синдром Аспергера, который даже не всегда воспринимается как нарушение. Его часто рассматривают как простую эксцентричность. Но возможно развитие и синдрома Каннера, который не позволяет человеку полноценно жить в обществе и требует постоянного присмотра.

    Аутизм у взрослых

    У взрослых возможны два сценария развития. Первый — детский аутизм сохраняется на долгие годы. При этом симптомы могут как усугубляться, так и ослабевать. Последнее достигается при психотерапевтической поддержке.
    Второй — аутичные черты возникают в зрелом возрасте. Вначале это можно принять за депрессию. Со временем социальная жизнь человека начинает сильно страдать, поскольку он:
    • всеми способами уклоняется от вербального общения;
    • игнорирует близких, избегает их;
    • становится рассеянным, пассивным;
    • теряет интерес к прошлым увлечениям;
    • не может знакомиться с новыми людьми, заводить отношения.
    При этом каждый третий взрослый аутист может обходиться без посторонней помощи. Такие люди, несмотря на проблемы с общением, добиваются успеха в карьере. Мужчинам ставят такой диагноз чаще, чем женщинам.

    Виды взрослого аутизма

    Аутизм у взрослых чаще бывает атипичным, то есть не имеющим симптомов из всей триады. При этом разделяют первичное и вторичное расстройство. Важно понимать, в чем разница, для адекватного оказания помощи.

    Первичный связан с психическими нарушениями. Причины его неизвестны, есть лишь предпосылки неврологического характера. Степень выраженности симптомов может быть разной — от синдрома Каннера с полным отрывом от окружающего мира до легкого противопоставления себя обществу.
    Во вторичное РАС люди погружаются поневоле, например, из-за болезни, ограничивающей социальные контакты. Для возвращения к нормальной жизни им достаточно простой адаптации (установки слухового аппарата, челюстного протеза и т.п.).

    Что такое высокофункциональный аутизм?

    Высокофункциональной называют форму аутизма, сочетающуюся с выдающимися умственными способностями. Это разновидность синдрома Саванта, при котором высокий IQ сопровождает различные психические расстройства.
    При сочетании ВФА с синдромом Каннера ребенок демонстрирует феноменальную память, хотя обычно он изъясняется простыми словами. Запомнить он может большие и сложные тексты, а потом декламировать их без привязки к контексту.
    В сочетании с синдромом Аспергера высокофункциональный аутизм проявляется:
    • повышенной внимательностью к деталям;
    • превалирующей эффективностью индивидуальной работы в противопоставление групповой;
    • нетипичными для возрастной группы интересами;
    • предпочтением исследовательской деятельности.
    Савантам присущи достижения в области науки, искусства, литературы. Однако они испытывают трудности в общении с другими людьми, в детстве становятся объектами насмешек или травли.

    Диагностика аутизма

    Для постановки такого диагноза требуется консультация психиатра. Обследование проводится в нескольких направлениях:
    • Изучение клинической симптоматики. У детей РАС выявляется при наличии триады признаков. У взрослых симптомы одной из групп могут отсутствовать.
    • Генетическое исследование. Все РАС (кроме взрослого вторичного) имеют хромосомную природу.
    • Скрининговые тесты. Они позволяют установить степень выраженности расстройства.
    Для детей и взрослых предусмотрены различные тесты. M-CHAT адресован родителям, которые должны ответить на вопросы о поведении ребенка. С его помощью выявляется не только РАС, но и предрасположенность к нему. Шкала Саймона Барон-Коган используется для самодиагностики взрослых.

    Лечение расстройств аутистического спектра

    Поскольку РАС — это не болезни, говорить о лечении не совсем корректно. Избавиться от нарушений нельзя, но правильная коррекция позволяет адаптироваться к жизни в обществе. Для помощи детям с расстройствами аутистического спектра привлекаются:
    • логопеды;
    • дефектологи;
    • психологи;
    • неврологи;
    • психотерапевты.
    Желательно участие членов семьи в коррекционно-развивающих занятиях. С одной стороны, это помогает малышу перенимать модели взаимодействия с людьми, с другой — родственники под контролем специалиста учатся взаимодействовать с ребенком.
    Взрослым, страдающим РАС, требуется помощь психотерапевта. Обычно ее оказывают в форме когнитивно-поведенческой терапии, задача которой — сформировать навыки общения и социальной адаптации. Для снижения уровня тревожности возможно назначение антидепрессантов.

    Профилактика

    Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.
    Во избежание усугубления симптоматики психотерапевты рекомендуют родственникам пациентов:
    • Принимать их такими, какие они есть: не ругать за несоответствие общественным ожиданиям.
    • Не предъявлять высоких требований. Не каждый аутист — савант, у многих есть нарушения умственного развития.
    • Обеспечить психологический комфорт: не заставлять общаться против воли, не оставлять в толпе.
    Отказ от прививок, вопреки мифу, не предотвращает развитие аутизма. Предрасположенность к нему заложена в генах, вакцинация от паротита или кори на генетический код не влияет.

    Аутизм — болезнь или особенности психического развития

    Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются трудностями социального взаимодействия и атипичными моделями поведения. Его первые признаки проявляются в раннем возрасте. По данным ВОЗ, такой диагноз ставят одному из 160 детей в мире.

    Сегодня все больше психиатров склоняются к мнению, что расстройства аутистического спектра — это не болезни, а лишь нарушение психического развития. Они имеют наследственную природу. Из нашего материала вы узнаете, что это такое, по каким признакам ставится диагноз, как помочь человеку с такой проблемой.

    Признаки и симптомы аутизма

    Обычно РАС проявляется у детей до трех лет. Первичный диагноз ставится при наличии симптомов, называемых «триадой аутизма».
    Проявляться все три группы признаков могут по-разному:

    Группа — элемент триадыОграниченность социального взаимодействияОграниченность общенияОграниченность и стереотипность поведенческих моделей
    Характерные симптомыотсутствие реакции на имя;
    боязнь прикосновений и звуков;
    невозможность находиться в толпе;
    атипичные проявления чувств;
    скудная мимика;
    неумение понимать язык тела и жестов;
    трудности с установлением зрительного контакта.
    склонность к одиночеству;
    отсутствие друзей;
    замедленное речевое развитие;
    неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;
    отсутствие интереса к играм.
    повторяющиеся движения;
    следование определенным ритуалам;
    неконтролируемое повторение простых слов;
    страх перед малейшими изменениями;
    зацикленность интересов;
    утрата ранее полученных навыков.

    Виды расстройств аутистического спектра

    Вышеописанные симптомы характерны для РАС в целом. Однако в эту группу включен комплекс расстройств, каждое из которых имеет специфические признаки.

    В МКБ-11 виды аутизма выделяются по критериям наличия или отсутствия нарушений интеллектуального развития и функционального языка.
    В предшествовавшей классификации выделяли:
    • Ранний инфантильный аутизм — задержка развития моторики, неадекватные реакции, избегание контактов с людьми, скудный словарный запас.
    • Синдром Каннера — полный уход в себя, отсутствие контактов с внешним миром, повторение слов, отрешенное выражение лица.
    • Синдром Аспергера — эгоцентризм, обесценивание общения, необычные интересы, низкий уровень эмпатии, замедленная моторика.
    Синдром Ретта раньше относили к РАС, однако сейчас он рассматривается как самостоятельное расстройство, связанное с генетическими мутациями. Он диагностируется только у женщин и во многом сводится к утрате целенаправленности движений.

    Аутизм у детей

    Родители легко могут заметить проявление болезни даже у новорожденного. Если ребенок в возрасте 8 месяцев не реагирует на собственное имя — это первый тревожный сигнал.
    До двух лет могут наблюдаться такие симптомы:
    • к 12 месяцам — малый запас жестов, включая полное отсутствие указательного;
    • к 18 месяцам — избегание общения, непонимание речи, нетипичные игры;
    • к 24 месяцам — отсутствие имитации поведения, избегание социального взаимодействия, ограниченный набор используемых слов.

    В этом возрасте пока трудно сказать, насколько будет выражено РАС в будущем. Это может быть синдром Аспергера, который даже не всегда воспринимается как нарушение. Его часто рассматривают как простую эксцентричность. Но возможно развитие и синдрома Каннера, который не позволяет человеку полноценно жить в обществе и требует постоянного присмотра.

    Аутизм у взрослых

    У взрослых возможны два сценария развития. Первый — детский аутизм сохраняется на долгие годы. При этом симптомы могут как усугубляться, так и ослабевать. Последнее достигается при психотерапевтической поддержке.
    Второй — аутичные черты возникают в зрелом возрасте. Вначале это можно принять за депрессию. Со временем социальная жизнь человека начинает сильно страдать, поскольку он:
    • всеми способами уклоняется от вербального общения;
    • игнорирует близких, избегает их;
    • становится рассеянным, пассивным;
    • теряет интерес к прошлым увлечениям;
    • не может знакомиться с новыми людьми, заводить отношения.
    При этом каждый третий взрослый аутист может обходиться без посторонней помощи. Такие люди, несмотря на проблемы с общением, добиваются успеха в карьере. Мужчинам ставят такой диагноз чаще, чем женщинам.

    Виды взрослого аутизма

    Аутизм у взрослых чаще бывает атипичным, то есть не имеющим симптомов из всей триады. При этом разделяют первичное и вторичное расстройство. Важно понимать, в чем разница, для адекватного оказания помощи.

    Первичный связан с психическими нарушениями. Причины его неизвестны, есть лишь предпосылки неврологического характера. Степень выраженности симптомов может быть разной — от синдрома Каннера с полным отрывом от окружающего мира до легкого противопоставления себя обществу.
    Во вторичное РАС люди погружаются поневоле, например, из-за болезни, ограничивающей социальные контакты. Для возвращения к нормальной жизни им достаточно простой адаптации (установки слухового аппарата, челюстного протеза и т.п.).

    Что такое высокофункциональный аутизм?

    Высокофункциональной называют форму аутизма, сочетающуюся с выдающимися умственными способностями. Это разновидность синдрома Саванта, при котором высокий IQ сопровождает различные психические расстройства.
    При сочетании ВФА с синдромом Каннера ребенок демонстрирует феноменальную память, хотя обычно он изъясняется простыми словами. Запомнить он может большие и сложные тексты, а потом декламировать их без привязки к контексту.
    В сочетании с синдромом Аспергера высокофункциональный аутизм проявляется:
    • повышенной внимательностью к деталям;
    • превалирующей эффективностью индивидуальной работы в противопоставление групповой;
    • нетипичными для возрастной группы интересами;
    • предпочтением исследовательской деятельности.
    Савантам присущи достижения в области науки, искусства, литературы. Однако они испытывают трудности в общении с другими людьми, в детстве становятся объектами насмешек или травли.

    Диагностика аутизма

    Для постановки такого диагноза требуется консультация психиатра. Обследование проводится в нескольких направлениях:
    • Изучение клинической симптоматики. У детей РАС выявляется при наличии триады признаков. У взрослых симптомы одной из групп могут отсутствовать.
    • Генетическое исследование. Все РАС (кроме взрослого вторичного) имеют хромосомную природу.
    • Скрининговые тесты. Они позволяют установить степень выраженности расстройства.
    Для детей и взрослых предусмотрены различные тесты. M-CHAT адресован родителям, которые должны ответить на вопросы о поведении ребенка. С его помощью выявляется не только РАС, но и предрасположенность к нему. Шкала Саймона Барон-Коган используется для самодиагностики взрослых.

    Лечение расстройств аутистического спектра

    Поскольку РАС — это не болезни, говорить о лечении не совсем корректно. Избавиться от нарушений нельзя, но правильная коррекция позволяет адаптироваться к жизни в обществе. Для помощи детям с расстройствами аутистического спектра привлекаются:
    • логопеды;
    • дефектологи;
    • психологи;
    • неврологи;
    • психотерапевты.
    Желательно участие членов семьи в коррекционно-развивающих занятиях. С одной стороны, это помогает малышу перенимать модели взаимодействия с людьми, с другой — родственники под контролем специалиста учатся взаимодействовать с ребенком.
    Взрослым, страдающим РАС, требуется помощь психотерапевта. Обычно ее оказывают в форме когнитивно-поведенческой терапии, задача которой — сформировать навыки общения и социальной адаптации. Для снижения уровня тревожности возможно назначение антидепрессантов.

    Профилактика

    Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.
    Во избежание усугубления симптоматики психотерапевты рекомендуют родственникам пациентов:
    • Принимать их такими, какие они есть: не ругать за несоответствие общественным ожиданиям.
    • Не предъявлять высоких требований. Не каждый аутист — савант, у многих есть нарушения умственного развития.
    • Обеспечить психологический комфорт: не заставлять общаться против воли, не оставлять в толпе.
    Отказ от прививок, вопреки мифу, не предотвращает развитие аутизма. Предрасположенность к нему заложена в генах, вакцинация от паротита или кори на генетический код не влияет.

    Источники:
    • https://soba4nik.ru/autizm-u-sobak/
    • https://probolezny.ru/autizm/
    • https://7010303.ru/zabolevanija/entsefalopatiya/
    • https://366.ru/guskhrustalnyj/articles/autizm-bolezn-ili-osobennosti-psikhicheskogo-razvitija/
    • https://366.ru/aleksandrov/articles/autizm-bolezn-ili-osobennosti-psikhicheskogo-razvitija/
    • https://366.ru/suzdal/articles/autizm-bolezn-ili-osobennosti-psikhicheskogo-razvitija/