Девочка с пасхальным кроликом

Категория: Статьи | 05 июня 2023, 22:44

Пасхальный кролик — кто это, как появился и почему считается символом Пасхи.

Во всём мире — Пасха считается весенним, добрым и светлым праздником.

В России принято отмечать Пасху раскрашенными в разные цвета куриными яйцами, окрашенными разными способами, луковой шелухой, красителями или обернутые яйца в наклейки. Кушаньем вкусных пасхальных куличей.

А вот в других странах Европейской части планеты и Америке , с этим праздником связана легенда о пасхальном кролике.

Его упоминание в этот прекрасный праздник можно увидеть везде, давайте разберемся откуда взялся этот пасхальный кролик и что он символизирует?

  • В Европейских странах и странах Америки есть добрая сказка, в которой говорится, что каждый год в день Пасхи, маленькие дети ищут спрятанные в кроличьих норах причудливые и окрашенные в разную палитру яйца, а так же всевозможные сладости. Эту нору могут найти только те кто весь год вел себя хорошо и делал добро.

В далекие времена, в Германии зародилась мифическая история появления пасхального кролика. Жители еще не знали христианства и были язычниками, поклонялись разнообразным богам и идолам. В апреле каждого года почиталась Остара — богиня весеннего равноденствия и плодородия. И был выбран кролик- как символ праздника, и все потому, что кролики очень активно способны размножаться и быстро расти, и дают большое потомство.

Возник вопрос: «Тогда почему Пасху отмечают окрашенными куриными яйцами?». А дело вот в чем, яйцо и вылупившийся птенец символом рождаемости и нового начала, в те давние времена курица считалась священным животным. По этому роль существа несущего яйца досталась уже обоготворенному, волшебному пасхальному кролику.

Единственный вопрос на который пока еще ни кто не дал ответа: «Зачем кролик прячет яйца в нору?».

  • Отсюда рождается еще одна мифическая история, что немецкий писатель Гёте придумал игру, которой развлекал своих гостей. В день Пасхи он прятал расписные яйца в своем саду, а гости дружно и весело искали их. А тот кто найдет яйцо- будет счастливым и удачным весь год.
  • Есть еще легенды про появление этого сказочного (или не очень) персонажа, так одна из них рассказывает, как ковчег натолкнулся на вершину горы во время Великого Потопа и судно дало течь, а кролик заткнул брешь своим пушистым хвостом и всех спас.
  • По другой легенде, считается что кролики, даря яйца — тем самым возмещая ущерб причинённый их набегами на посадки.

В России же пасхальным символом остается курица вместе с яйцами, оберегающая их, тем самым символизируя семью и любовь.

Неважно будь то кролик или курица символ этого прекрасного праздника, он всегда остается днём, который несет счастье, любовь, добро и согревает сердца каждого из нас!

Ну вот теперь мы знаем, откуда взялся пасхальный кролик и что с ним связано. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал «ОТВЕТ ДНЯ» , статья интересна? Поставьте пожалуйста «палец вверх». Отличного Вам дня.

Пасхальные традиции: почему у католиков яйца несут кролики

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Европейская традиция уходит своими корнями во времена язычества. Зайцы ассоциировались в древнегерманских культах с богиней плодородия Остарой (в Германии Пасха называется «Ostern»). Яйцо символизировало жизнь, а зайцы – плодовитость. В различных верованиях встречались и другие животные (лиса, петух), связанные с этим культом, но постепенно заяц «вытеснил» всех.

По мере распространения христианства по Европе миссионеры подстраивали языческие ритуалы и обычаи под христианские праздники. С Пасхой произошло тоже самое. Языческий праздник весеннего равноденствия и чествование богини Остары «вплели» в контекст воскресения Иисуса Христа. Зайцы тоже «перекочевали» в христианскую традицию. Они изменили свой облик на домашних кроликов, но яйца нести не перестали.

Читайте также: Чем кормят кроликов овсом или ячменем

Первые письменные упоминания о том, что кролики на Пасху приносят яйца, относятся к концу XVI- началу XVII веков. Впервые пасхальные традиции были официально задокументированы в 1698 году немецким профессором Георгом Франком фон Франкенау (Georg Frank von Frankenau). Его трактат назывался «О пасхальных яйцах» («De ovis paschlius»). Он писал: «В Южной Германии, в Эльзасе, в Пфальце, а также в некоторых соседних с ними областях и в Вестфалии эти яйца называются заячьими. Детям рассказывают, что пасхальный заяц их сносит, а затем прячет в траве и кустах. Это заставляет малышей искать их с еще большим рвением на потеху взрослым». Современные немцы ревностно соблюдают эту традицию каждый год.

В Америке о пасхальных кроликах узнали с прибытием голландских поселенцев в 1770-х годах. Со временем кролик кроме яиц стал «приносить» шоколад и игрушки.

У православных, пожалуй, самым приятным моментом в подготовке к Пасхе можно назвать
раскрашивание и украшение пасхальных яиц.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кролик — символ католической Пасхи

В православной традиции главными символами Пасхи считаются куличи и крашеные яйца. У католиков этот праздник ассоциируется с пасхальным кроликом, несущим яйца. Почему кролик (заяц) стал у католиков символом Воскресения Христова?

В языческих культах древнегерманских племён зайцы ассоциировались с богиней утренней зари и плодородия Eastre (по-немецки Пасха — Ostern). Зайцы и кролики заслуженно символизировали природную плодовитость.

Апрель — англо-саксон. Eastermonað — назван в честь богини плодородия Eastre — Истар (Иштар, Астарта) Eastre (Eostre), от Proto-Germanic *austron- «рассвет», также имя богини плодородия и весны, восхода солнца, праздник отмечался в весеннее равноденствие, от * aust — «восток, на восходе солнца» (сравните east — восток), от корня PIE * aus- «сиять, рассвет». Латин.: Aprilis, от этрус. бога Apru (Aplu — Аполлон); Proto-Italic *ap(e)ro-, от санскрита: apo- «высший»; скифская богиня АПИ.

В других языческих культурах символом плодовитости природы были и другие животные, к примеру, олень и олениха, петух и курица.

По мере распространения христианства по Европе христианские миссионеры приспосабливали уже существующие в народе языческие ритуалы и обычаи празднования пробуждения природы в день весеннего равноденствия, приближая их к христианским традициям и праздникам. Так произошло и с Пасхой.
Языческий праздник весеннего равноденствия и чествование богини Eastre преобразился в воскресение Иисуса Христа.

Перенесли в символику Пасхи и зайцев, кроликов, символизирующих плодовитость и рождение новой жизни. Яйцо, как известно, в древних языческих культурах обозначало рождение новой жизни.

В Англии слово Easter — Пасха впервые записано в 1610 г. Впервые рассказ «О пасхальных яйцах», описывающий пасхальные традиции был записан в 1682 году немецким профессором медицины Георгом Франком фон Франкенау.

Франкенау писал: «В Южной Германии, в Эльзасе, в Пфальце, а также в некоторых соседних с ними областях и в Вестфалии эти яйца называются заячьими. Детям рассказывают, что пасхальный заяц их сносит, а затем прячет в траве и кустах. Это заставляет малышей искать их с большим рвением на потеху взрослым». Эта традиция соблюдается в Германии по сей день.

С 1888 г. в традиции празднования католической Пасхи появился Пасхальный кролик, приносящий пасхальные яйца, и ставший символом Пасхи.

В Новом Свете о пасхальных кроликах узнали в конце XVIII века с прибытием переселенцев из Германии. В США с годами немецкий обычай трансформировался. Кролики стали приносить американским детям в качестве пасхальных даров не яйца, а шоколад и игрушки.

Читайте также: Кролики отличие от зайцев нет

Не доверяйте кролику, он может заманить вас в свою нору, и вы попадёте в тайный мир Зазеркалья, как Алиса, погнавшись за Белым Кроликом, попала в «Страну чудес» Льюиса Керролла ( Чарльза Лютвиджа Доджсона ) — одного из самых известных и в то же время загадочных английски х писателей Викторианской Англии.

В р омане «Алиса в Стране чудес», написанном 1865 году, рассказывается о молодой девушке по имени Алиса, которая падает через кроличью нору в подземный мир фантазий, населенный необычными, антропоморфными существами. Сказка считается одним из лучших примеров литературного бессмысленного жанра, где автор играет с логикой, словами, смыслами и понятиями, открывая парадоксы жизненных ситуаций.

Во всем царстве природы угрожает ли нам какое-либо существо меньше, чем нежный кролик?
Хотя сегодня этот вопрос может показаться совершенно риторическим, ответ на него мы находим в средневековых иллюстрированных рукописях, где можно увидеть довольно странную и удивительную роль зайца (кролика), выступающего в роли жестокого убийцы.

На страницах средневековых рукописей Зайцы протыкают человека насквозь, расчленяют и рубят рыцарей пополам так, будто занимались этим с сотворения мира. Так в чём же дело?

Дело в том, что Заяц в католическом христианстве средневековой Европы символизировал не только природную плодовитость, но и греховное сладострастие. Иными словами, по средневековым канонам заяц — это воплощение греха сладострастия, который губит души молодых людей, храбрых рыцарей, павших жертвами этого порока.

В средневековых рукописях иллюминатов есть множество средневековых изображений этих, казалось бы, невинных существ в нехарактерном для них образе — жестоких убийц.

Общество баварских иллюминатов (нем. der Illuminatenorden) — немецкое тайное общество, основанное 1 мая 1776 года в Ингольштадте философом и теологом Адамом Вейсгауптом — орден совершенствующихся (Perfektibilisten). Этот союз должен был бороться с суеверием и невежеством, распространяя просвещение и нравственность, а также либеральных идей эпохи европейского Просвещения.

Официально целью иллюминатов было объявлено совершенствование и облагораживание человечества путём «строительства нового Иерусалима»
Вейсгаупт утверждал, что обычный человек по природе своей не является плохим и порочным — дурными греховным его делает окружение — внешнее влияние социальных институтов, религии, государства. Если человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой. В период расцвета «Общества баварских иллюминатов» в нём состояли примерно 2 тыс. человек.

Среди иллюстраций есть рисунки, где кролики атакуют, сидя на улитках, и даже где группы крестьян сражающихся с улитками на палках или где они оседлав улиток, пытались ездить на них.

Мы, жители 21 века, испытываем трудности в понимании средневекового юмора не меньше, чем столетие назад. И всё же мы действительно сможем понять иносказательный смысл средневекового юмора и можем также посмеяться над этими шалостями на картинках, как это должны были делать наши средневековые предки. Юмор сцены происходит от этой внезапного превращения совершенно безобидного существа в опасного монстра, наделённого невиданной силой.

Картинка из средневековой рукописи — заяц, убивающий отважного рыцаря — это символическое изображение пагубности греха сладострастия, убивающего сильных и храбрых рыцарей, и даже королей.

Так что, возможно, сцена драки рыцарей и кролика из «Монти Пайтона и Священного Грааля» не является такой уж комедийной, а наполнена глубоким историческим символизмом.

На фасаде собора Нотр-Дам, праведник, бросив меч, бежит от греха сладострастия (от кролика)

Читайте также: Спектакли быстрее чем кролики

В средневековой традиции Деву Марию было принято изображать с сидящим у её ног белым зайцем, указывающим на чистоту и непорочность матери Иисуса Христа, попирающей ногами грех сладострастия.

Изображения маленьких белых и коричневых зайцев (кроликов), которые занимаются своими делами в поле, в средневековом искусстве представляют собой символы Христа, и означают чистоту, невинность, беззащитность, беспомощность, покорности судьбе.

Сцены охоты кроликов на души людей появляются на краях средневековых рукописей, породило изящный жанр «мести кролика», который часто использовался, чтобы наказать за грехи такие, как глупость и трусость. В среднеанглийском языке прозвище Stickhare («заяц с палкой») означает «трус», на средневековых иллюстрациях кролик — «храбрый трус».

Заяц в древнерусских манускриптах

Откуда на пасхальных открытках и конфетных обёрток взялся мотив с зайцем? Конечно, мотив пасхального зайца пришёл к нам из западной, немецкой, традиции. Однако мотив зайца оказался очень близок русскому православному мировоззрению. И вот почему.

Изображение зайца часто находим в древнерусских летописях, на печных изразцах. Наши предки на Руси воспринимали окружающую природу через призму Божественного творения, поэтому каждое живое существо — человек, птица, зверь или природное явление считалось Божьи творением, и ему придавался особый смысл.

Заяц на миниатюре «Слова о рассечении человеческого естества», XVIII в.

На миниатюре изображён убегающий от охотника заяц, его часто уподобляли человеку, который спасается бегством от нападок дьявола. Эту метафору мы встречаем в «Физиологе» — старинном русском бестиарии, где заяц представлен как символ «совершенного мужа», который бежит от «ловящих сетей диаволских»:

«Внегда ловимь бываеть заець, бегает в камение… и тако съхраняет себе… Поищи и ты, человече, камень, гоним от пса, сиречь от беса, гонящаго день дне и емлющаго человеческого живота».

Бегущий заяц — это древнерусский символ праведника.

В иллюстрациях древнерусских манускриптов часто изображали зайца убегающего в камни. Этот мотив появился как иллюстрация к словам Псалтири, 103 псалма, описывающего сотворение мира и то, что высокие горы предназначены оленям, а камни созданы, чтобы служить «прибежищем заяцем». Эти слова нашли у наших предков и духовное толкование:

«Человеком, ихже житие легко, яко стень, сим прибежище спасению камень бысть, на немъже распятся Христос».

Надпись: «И возлагает смирение своё от суетных мирских, и упаде, яко заяц от ловящих сетей дияволских». Миниатюра XVIII века.

Это древнерусская миниатюра из старопечатной Псалтири 1660 года, которая называется «Камень — прибежище зайцем».

Святой Пётр был, как и его брат Андрей Первозванный, рыбаком. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень; на арам. כאפא — кифа — камень), которое ему дал Иисус.

Став учеником Иисуса Христа, Пётр сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
— Мф. 16:18-19

Вот почему человек, как заяц бежит от дьявола и прячется в камнях, то есть он прибегает в лоно Церкви Христовой, находя там истинное спасение Души.